Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет)«Земля-наш общий дом»


«Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«БЕХТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Доклад на тему:

«Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность»

Подготовила: воспитатель Новицкая Е.Г.

«Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность».

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребенок должен «иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир».

Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к познанию действительности.

В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.

Если дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание надо начинать не с передачи готовых знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.

Если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Метод проектной деятельности, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические умения.

В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестает быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

Метод проектов не является принципиально новым. Просто со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она стала интегрированным компонентом системы образования. Но суть ее осталось прежней – стимулировать интерес ребенка к проблемам.

При использовании метода проектов определяются такие требования:

1. Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.

2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование проекта (поэтапные результаты).

5. Использование исследовательских методов:

— определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

— выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования;

-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);

— сбор, систематизация, анализ полученных данных;

— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

— выводы, выдвижение новых проблем.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут быть индивидуальные и групповые. Работу над проектом надо начинать с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1. Постановка цели;

2. Поиск формы реализации проекта;

3. Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;

4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;

6. Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7. Работа над проектом, его коррекция;

8. Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.

В своей работе я использую следующие формы детских проектов:

исследовательские: «Удивительный мир черепах», «Вода – это жизнь», где решается творческая исследовательская задача;

познавательные: создание альбома «Мы с родителями – исследователи», включающие совокупность поисковых, творческих приемов;

творческие: «Детский сад, семья и я – формула здоровья», «Что помогает нам быть сильными и здоровыми», направленные на формирование здоровьесозидающей образовательной среды, побуждающие ведения здорового образа жизни воспитанниками и их родителями; вовлечение обучающихся в разнообразные виды активной здоровьесозидающей деятельности через организацию творческих, спортивных, познавательных мероприятий, призванных сформировать ценностное отношение к здоровью и жизни

К деятельности детей подключаю обязательно родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Задания тщательно продумываю, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости предоставляю справочный практический материал или рекомендую где его можно найти.

Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов, хочется сказать следующее: работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей. Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. — М, 2000.

2. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009.

3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. — СПб, 1997.

4. Киселева Л.С., Ракилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения. -М. : АРКТИ, 2005.

5. Никитина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. — Волгоград: Учитель, 2007.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат/. -М. 2000.

7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. -Ярославль: Академия развития, 2008.

«Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»

И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные, развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Так же в нашей группе был экспериментальный долгосрочный проект «Неизведанные свойства соли». Тема экспериментального (исследовательского) проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое. В ходе этого проекта у детей развивались, мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивались творческие способности и коммуникативные навыки детей.

Огромный интерес у детей вызвал творческий проект «Мир театра» Мною создавались условия для самостоятельного творчества, что «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения. Благодаря этому проекту, дети учились общаться между собой, дополняли различные сказки своими идеями, изменяли поступки героев, в постановке сказок и спектаклей. У детей развивались волевые и коммуникативные навыки дети, становились более раскрепощенными, а так же благодаря этому проекту, велось тесное сотрудничество с родителями, родители активно учувствовали в создании атрибутов и шитье костюмов.

Затем в нашей группе создался инновационный проект фото кейс «Ребенок и дорога» в этом проекте развивалось творческое и осознанно — критическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решения. Формировалась способность на практике находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуация. В этом проекте у детей развивались нравственные аспекты поведения.

Наши проекты создавались из интересов детей и любой проект в группе выполнялся постепенно и можно было выделить определенные этапы проектной деятельности,

формируя проблемы, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]