Проект «Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста»


Проект «Мы-художники»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»

Проект в старшей группе

«Мы — художники»

Воспитатель: Поздеева К.А.

Смоленск

Пояснительная записка

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника, необходимо приобщение к изобразительной деятельности.

Исходя из наблюдений за детьми на занятиях по рисованию, я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как неуверенность в том, что у них получится рисунок, зажатость в выборе изобразительных средств. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Я остановилась на нетрадиционной технике рисования.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Эти слова стали моей целью в работе с детьми — стремиться к развитию их творческих способностей, мастерства, мышления, обогащения внутреннего мира. Поэтому при организации изобразительной деятельности использую разные материалы и нетрадиционные техники рисования.

Проблема

Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е. А. Флерина — одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество».

Не нужно ограничивать детей карандашами, фломастерами, кистью, следует дать возможность проявить ребенку свой талант при помощи и других материалов, которые ребенок решит использовать. Но, все ли педагоги используют в своей работе такой вид детского творчества? Наверняка, не всегда применяются различные способы создания образов, нахождение новых вариативных решений при создании детских творческих работ. Все ли дети способны к творческому мышлению и созданию неповторимых образов? Ведь каждый ребенок неповторим и своеобразен. Как распознать, раскрыть потенциал ребенка? Внешне ребенок очень тихий, молчаливый, а внутренне неповторимо богат. Все дети разные. Моя задача, как педагога, раскрыть творческий потенциал ребенка. На мой взгляд, мы, взрослые, должны предоставить ребенку весь доступный материал для детского творческого развития, обогащения внутреннего мира, поиска новых креативных решений. Только тогда наши дети будут уверенными, всесторонне развитыми личностями, способными креативно мыслить, соответствовать требованиям современного мира.

Проект «Разноцветный мир творчества» как средство художественно — творческого развития дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Колыбельский детский сад

Проект
«Разноцветный мир творчества»
по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Белышева Елена Анатольевна, воспитатель

Краткая аннотация проекта

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Сегодня есть выбор вариантов художественно – эстетического дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. Но проблема изучения и развития детской художественной творческой деятельности (одарённости) средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике конкретно нашего дошкольного учреждения. Поэтому мною и был разработан данный проект «Разноцветный мир творчества» по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста. Главный принцип работы – педагогика ненасилия. Реализация проекта позволит моим ребятам проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию; повысить уровень эмоционального благополучия воспитанников; ребята научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания незаконченного образа; смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Актуальность темы проекта

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т.к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Развитие способностей и творчества является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционных техник рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети узнают для себя что-то новое и неповторимое, создается то, чего раньше не существовало. Дети раскрывают для себя возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Внедрение нетрадиционных техник развивает творчество детей, прививает любовь к изобразительному искусству. Реализация проекта «Разноцветный мир творчества» позволит задействовать различные виды детской деятельности с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, ножницами или пластилином, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Актуальность проекта я и увидела в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель проекта

: Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом и технологиями.

Задачи проекта:

1. Вызвать у детей интерес к художественно — творческой деятельности.

2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании работ.

3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

4. Развивать творческое мышление, фантазию, умение реализовать себя.

5. Формировать практические навыки работы с различными изобразительными материалами.

6. Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.

Участники проекта:

воспитатели группы, дети и их родители.

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

  • Уголок художественного творчества «Страна Фантазия» в группе в котором помещены;
  • репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ;
  • краски разнообразных составов (акварельные, гуашевые, акриловые), кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.);
  • бросовый материал (шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, крупы, пенопласта, открытки, бусины, фольга, ленты, тесьма и др.); пластилин;
  • подборка художественной литературы и оформление библиотечки юного художника.
  • разработка перспективного плана и цикла игр-занятий;
  • картотека дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;
  • компьютерное оборудование с подборкой презентаций, методические пособия и журналы;
  • сотрудничество с культурно – досуговым центром села и сельской библиотекой.

Ожидаемые результаты:

для детей

  • повысится уровень эмоционального благополучия воспитанников;
  • будут проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию;
  • научатся планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения;
  • смогут выражать свое отношение к окружающему миру через изобразительную деятельность и ручной труд;
  • научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
  • смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявят желание участвовать в выставках внутри ДОУ, в конкурсах на разных уровнях.

для педагогов

  • создадут систему работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
  • расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
  • повысится уровень профессионального мастерства педагогов.

для родителей

  • приобретут знания для развития детского творчества;
  • примут участие в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
  • научатся организовать художественную деятельность в семейном кругу;
  • получат положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;
  • проявят единство, творчество и заинтересованность.

Этапы реализации проекта:

I этап

– Организационный – с мая по август 2014 г.

II этап

– Диагностический – с 1 по 15 сентября 2014 г.

III этап

– Практический – с 16 сентября 2014г. по 1 мая 2015г.

IV этап

– Обобщающий – май –июнь 2015г.

Организационный этап —
Поиск, изучение и обработка информации
определение цели и задач проекта;

— работа с методической литературой по данной проблеме;

— просмотр материалов по нетрадиционным техникам изображения;

— создание предметно-развивающей среды

Диагностический этап Проведение педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников
Практический этап —
Работа над проектом
— реализация поставленной цели и задач с использованием игровых технологий, изобразительных технологий
Обобщающий этап -оформление результатов;

-презентация проекта.


определениеуровня художественно- творческой активности дошкольников

Модель реализации проекта

Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Игры-занятия, дидактические и развивающие игры , эксперименты с различными изобразительными материалами в течение реализации проекта
2. Диагностика с целью отслеживания результатов художественно — творческого развития дошкольников. 2 раза в год

(сентябрь, май)

3. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций и т.д. в течение реализации проекта
4. Чтение художественной литературы, просмотр презентаций 1-2 раза в неделю
5. Продуктивная деятельность детей. в течение реализации проекта
6. Участие в выставках детского творчества. в течение реализации проекта
7. Организация выставки в группе. 1 раз в месяц
8. Оформление альбома детских рисунков “Прекрасное вокруг нас» май
2. Сотрудничество с родителями 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. в течение реализации проекта
2. Анкетирование родителей. 1 раз в год
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ. в течение реализации проекта
4.Оформление фотоальбома

“Прекрасное вокруг нас ”.

Декабрь 2014г.
5. Участие в Неделе Семьи. май
6. Участие в викторинах и конкурсах. в течение учебного года
3. Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. в течение реализации проекта
2. Подборка художественной литературы и оформление библиотечки юного художника. Октябрь 2014г.
3. Картотека нетрадиционных способов рисования. май
4. Подборка игр с рисунками для детей. май
5. Конспекты игр-занятий. в течение реализации проекта
6. Сценарии развлечений. в течение реализации проекта
7. Консультационный материал для педагогов. в течение реализации проекта
8. Консультационный материал для родителей. в течение реализации проекта
9. Обобщение и распространение наработанного материала. в течение реализации проекта

Оценка результатов реализации проекта:

Чтобы выявить результативность работы по проекту мы будем использовать карту оценки индивидуального развития ребенка реализуемой в ДОУ образовательной программы, немного модифицировав её. Будет проведена педагогическая диагностика индивидуального развития детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики будет использовано систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игре, общении со взрослыми и сверстниками, индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы. Это даст нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в развитии детей. Таким образом, педагогическая оценка поможет выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всей группы детей в целом. Она так же даст возможность творчески подходить к обучению и воспитанию дошкольников, появятся новые взгляды на организацию ежедневной деятельности педагогов с детьми.

Нетрадиционные изобразительные техники способствуют снятию напряжения, улучшению эмоционального состояния детей за счет сохранения устойчивого интереса к разнообразным видам деятельности, развивая при этом творческие способности, способствуя повышению самооценки, активизируя познавательную активность воспитанников. Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. Для педагогов проект является стимулом для повышения креативности, стремлению к саморазвитию, а для родителей проект дает возможность проявить себя вместе с детьми в различных конкурсах, выставках. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.

Дальнейшее развитие проекта и трансляция опыта:

Планируется дополнить перечь используемых нетрадиционных изобразительных технологий; размещение в предметно-развивающей среде группы столика для рисования песком. Наработанный опыт будет распространен среди педагогов ДОУ района и на сайте детского сада, интернет сайтах.

Используемая литература:

1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду – М.: изд. «Цветной мир»,2010

2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду Школа дизайна – М.: изд. «Цветной мир»,2011Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

3. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», М, Сфера, 2007 г.

5. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет». — М.: Мозаика- Синтез, 2008 г.

6. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 1982 г.

7. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.

Изобразительная деятельность в детском саду

Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя, непосредственно, занятия по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительная деятельность, в большей мере, направлена на художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.

А именно: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Но занятия по ИЗО деятельности в детском саду не ограничиваются одной только образовательной областью. Практически каждое такое занятие включает в себя и социально-коммуникативное развитие.

Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники (включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).

В разделе сайта изобразительная деятельность в детском саду для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя на разные темы:

  • Конспект интегрированного занятия по ИЗО в детском саду
  • Конспект занятия по ИЗО в детском саду
  • Содержание и методика работы по формированию и коррекции пространственно-временных представлений старших дошкольников средствами живописи
  • Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с дошкольниками
  • Мастер – класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста)
  • Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе детского сада. Рисование автопортрета
  • Конспект НОД по рисованию в первой младшей группе
  • Конспект НОД в детском саду по изобразительной деятельности и сенсорному развитию
  • Конспект НОД в младшей группе по рисованию
  • Конспект занятия по изобразительному искусству
  • Конспект занятия по рисованию во 2-ой младшей группе
  • Открытое занятие по ИЗО в старшей группе детского сада
  • Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО в детском саду для дошкольников
  • Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы
  • Самоанализ открытого занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы
  • Комплексное занятие в детском саду «Бином фантазии» развитие речи и рисование
  • Использование методики ТРИЗ в развитии у детей дошкольного возраста навыков изобразительной деятельности в детском саду
  • Конспект занятия по нетрадиционной технике обучения в условиях ФГОС в средней группе
  • Конспект занятия по изобразительной деятельности в студии эстетического развития 2 год обучения
  • Занятие по ИЗО рисование в 1 мл. группе
  • Разработка занятия по рисованию в детском саду
  • Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
  • Конспект НОД по рисованию в подготовительного группы детского сада
  • Рабочая учебная программа по дополнительному образованию в детском саду по изобразительной деятельности
  • Конспект занятия по изодеятельности в первой младшей группе
  • Конспект образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в младшей группе
  • Непосредственно-образовательная деятельность по рисованию в средней группе
  • Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования

Рисование – это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом.

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребёнка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. В детском саду она решается главным образом в старших группах. Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника.

Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С её помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычка к труду, улучшается работа психических функций. Как развивается изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. Первые попытки творческих изображений ребёнок предпринимает в рисовании. Познавательный интерес подталкивает к тому, чтобы малыш взял карандаш или фломастер и поводил им по листу бумаги.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]