Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»
Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят первые две строчки:
«Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы».
Дятел в ответ говорит:
«Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму».
С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.
Сказки о птицах. Дятел.
Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».
Дятел-труженик. Сказки озера Байкал
Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.
Кукушка пуще всех сердится: — Покою от тебя нет, дятел, — стучишь, стучишь!
— Голова болит от твоего стука, — жалуется кедровка.
— Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, — с утра до ночи тружусь!
Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: — Как! Ты нас спасаешь? — Смотрите, какой хвастун! — Давайте его заклюем!
Птичий гам прервал глухарь — птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: — Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!
Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: — Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!
За ней кедровка: — Хвалю, приятель. Давай — стучи, стучи.
— Тук-тук — хороший звук! — громко крикнул лесной голубь.
Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.
Краткосрочный проект в средней группе «Птицы — наши друзья»
группы » Краткосрочный проект в средней группе «Птицы — наши друзья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фировский детский сад «Родничок» Краткосрочный проект в средней группе «Птицы — наши друзья»
Выполнила: Коломенская Н.В., воспитатель средней группы МБДОУ Фировский детский сад «Родничок»
Январь 2022 год п. Фирово
Вид проекта:
• По направленности: информационно-познавательный, творческий. • По количеству участников: групповой. • По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта:
• Дети средней группы • Воспитатели • Родители
База проектной деятельности:
МБДОУ Фировский детский сад «Родничок», п.Фирово, Тверской области, средняя группа.
Сроки реализации:
11.01.2021 г. — 18.01.2021 г.
Актуальность проекта:
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах. Задача взрослых — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете — птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
Цель проекта:
Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов); • расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц; • формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной); • развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; • расширять представления детей о зимующих птицах; • воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность; • формировать желание беречь и заботиться о братьях наших меньших; • повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек. Ожидаемые результаты: • систематизация знаний детей о птицах; • формирование осознанного действенного отношения к птицам; • желание заботиться о пернатых; • понимание их значимости в жизни людей; • родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Успех реализации задач дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению. Совместная деятельность воспитателя и детей: Организация НОД, наблюдения, беседы, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, прогулка, подвижные игры, чтение художественной литературы. Совместная деятельность детей и родителей: Беседы по данной теме, совместные прогулки на природу, изготовление скворечников.
Этапы работы:
1-й этап — информационно-аналитический
Цель:
• Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по теме. • Определение проблемы. • Выбор цели проекта. • Составление плана работы. • Введение детей в проблемную игровую ситуацию. • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2-й этап — внедренческий (сбор и анализ информации)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
План действий:
Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Календарное планирование подчинено тематическому принципу. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению материала.
НОД:
1. Познавательное развитие: «Перелетные птицы» (Приложение 1) 2. Лепка: «Птички прилетели, на кормушку сели» (Приложение 2) 3. Развитие речи: «Перелетные птицы» (Приложение 3)
Познавательное развитие:
Беседа «Что ты знаешь о птицах?» (Приложение 4)
Рассматривание картины «Птицы», иллюстраций о птицах, предметных картинок, книг.
Речевое развитие:
Загадывание загадок по теме «Птицы» (Приложение 5)
Чтение М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Сова», потешки «Гуси, вы гуси»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Социально-коммуникативное развитие:
Игра-имитация «Мы птички»
Строительная игра «Домик для птиц»
Художественно-эстетическое развитие:
Самостоятельная деятельность детей: книжки-раскраски «Птицы», шаблоны «Птицы»
Физическое развитие:
Подвижные игры «Вороны», «Собачка и воробьи», «Гуси-лебеди», «Совы», «Птички и кошка»
Работа с родителями:
1. Оказание помощи в пополнении атрибутов для игр.
2. «Скворечник для птиц» (дома, предоставить фото)
3-й этап: обобщающий
Развлечение «Праздник птиц»
Выводы:
• У детей проявился интерес к объектам живой природы (зимующим птицам, умения выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу) • Дети много узнали интересного из жизни птиц. • Ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить. • К проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Используемая литература:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2007. 2. В.В. Гербова Учусь говорить. – Москва: «Просвещение» 1999. 3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 4. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004. 5. Т.И. Гризик Познаю мир. — Просвещение: Москва 2000. 6. Т. Н. Доронова Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — Просвещение: Москва 2000. 7. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002. 8. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003. 9. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 10. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Приложение 1
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы»
Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания, расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах. Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, каких птиц вы знаете? Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными? Сегодня мы с вами познакомимся с перелетными птицами. Посмотрите внимательно на картинки, каких птиц вы здесь узнали? Давайте я вам немножко подскажу с помощью загадок.
Загадки о перелётных птицах: На шесте — дворец, Во дворце – певец, А зовут его…(Скворец)
Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Так важно она по болоту шагает! Червяков, жуков находит. (Грач)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка)
Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
Воспитатель: Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (Перелетными) Родина — это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их всякими червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. А вы знаете, у каких птиц, какие птенцы? Давайте с вами поиграем в игру «Чей детёныш»
Упражнение «Чей детёныш» (с мячом) на образование супплетивных форм существительных. У грача — грачонок и грачата. У скворца — скворчонок и скворчата. И так далее.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему весной птицы возвращаются к нам? Как вы думаете, почему птицы улетают на зиму в теплые края?
Воспитатель: Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (Голова, туловище, ноги, крылья, клюв) А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. Кто хочет описать грача? Какой он? Игра «Опиши птицу». (Дети по желанию выходят и описывают птиц)
Хорошо запомнили перелетных птиц? Сейчас мы это проверим. Выходите все ко мне, и мы поиграем в игру «Перелетные птицы» Если я назову перелетную птицу — «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую — приседайте и хлопайте в ладоши. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей).
Присаживайтесь на свои места.
Итог занятия:
Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы?
Почему птиц называют пернатыми друзьями?
Зачем нужны птицы?
Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением)
Что люди делают для птиц?
Чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений)
Что случится, если птицы исчезнут?
За что вы любите птиц?
Приложение 2
Лепка «Птички прилетели на кормушку сели и клюют зернышки»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о жизни птиц в зимнее время. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Закрепить умение пользоваться стекой, познакомить с приемами лепки прищипывание, вытягивание. Соблюдать расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Развивать мелкую моторику, внимание, связную речь, творчество в работе. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность. Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, музыка, социализация. Материалы и оборудование: изображения птиц (синицы, снегиря, воробья), пластилин, стеки и дощечки по количеству детей, бусинки и семя подсолнуха (для оформления глаз и клюва воробья). Методы и приемы: проблемная ситуация, беседа, разъяснение, показ, опора на знания детей, помощь.
Ход
Воспитатель: Ребята, а вы любите гулять? Скажите, ребята, где вы любите гулять? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но прежде чем отправиться в зимний лес как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети: Одеть тёплую одежду. (Одеваем воображаемые рукавички, шапку, шубку)
В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти, Интересней приключений, нам ребята не найти. Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаём В лес мы дружно все пойдём. (Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)
Воспитатель: Ребята посмотрите как красиво в лесу! Сколько снега. Посмотрите, какая красивая ёлочка! (На ёлочке сидит один воробушек) Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? Скажите, какой он. Ответы детей (Туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные)
Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему? Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей)
Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? (Ответы детей) А давайте воробушка возьмём с собой в детский сад и слепим ему друзей.
Проходим к столу, снимаем воображаемую одежду. Проходим садимся за столы. Показ способа лепки воробья: Берём пластилин, делим на три кусочка: один большой и два поменьше. Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик — сплющиваем пальцами. У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову — скатываем шар между ладоней, из второго крылья — сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам. Соединяем детали. Оформляем голову: клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.
Воспитатель: Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробышку, которого мы принесли из леса, не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.
Приложение 3
Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы»
Цели:
Развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи. Связная речь: продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов, развивать навыки составления рассказа по опорным схемам (рисункам). Оборудование: опорные схемы, фотографии перелетных птиц, мяч.
Содержание организованной деятельности детей
— Сегодня нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Составление рассказа по опорным картинкам «Почему птицы улетают на юг?» — Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей) Правильно, о перелетных птицах. — Каких птиц мы называем перелетными? (Перелетные — это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг в теплые края) — Птицы улетают на юг, собираясь в стаи. Летят стаей, клином, поодиночке. Назовите известных вам перелетных птиц. (Дети называют птиц, а воспитатель выставляет на магнитной доске их изображения) «О какой птице ты хочешь рассказать?» Воспитатель предлагает детям описать птицу, показывая фотографию, назвать ее характерные черты. Воспитатель может помогать детям вопросами. — Эта птица крупная или мелкая? — Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида: какие у нее крылья, клюв, лапы? Если ребенок говорит «длинный клюв», воспитатель «значит, мы его можем назвать длинноклювым», «черные крылья» — «чернокрылый» и т.д. Это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? Короткохвостый. Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? Длиннохвостая. Это грач, у него острый клюв. Какой грач? Остроклювый. У него чёрное крыло? Чернокрылый.
Физкуль
Скоро белые метели Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх) Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей) Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам) И скворечник опустел (руки перед собой) Аист крыльями полощет (взмахи руками) Улетает, улетел (имитация полета птиц)
Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?» Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы. Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют. Игра «Один-много» Дети, выходите на ковер, мы с вами поиграем. Журавль — журавлей, кукушка — кукушек, утка — уток, цапля — цаплей, грач — грачей, скворец — скворцов. Игра «Назови ласково» А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово — что солнышко. Скворец — скворушка, журавль — журавушка, лебедь — лебедушка, кукушка — кукушечка, утка — уточка, соловей — соловушка. — Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
Приложение 4
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы узнаем птиц? Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели (показ иллюстраций). Ребята посмотрите сколько птиц. Давайте сравним их друг с другом. Посмотрим и скажем, какое оперенье у всех этих птиц? Что можно сказать об оперенье? Какое оно? Обратите внимание на глаза. Расскажите, какие они. А что можно сказать про ноги и лапки? Какие крылья? Какой хвост, клюв? А где живут? (в лесу — лесная, в степи — степная, вблизи водоемов — водоплавающая, дома с человеком — домашняя) Как питаются все эти птицы? Как передвигаются? (Летают)
Пальчиковая гимнастика
Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек — стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка — соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка — воробей. Эта птичка — совушка, Сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель, Эта птичка — скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко. Эта — зяблик. Эта — стриж. Эта — развеселый чиж. Ну, а эта — злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички — по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Ребята, отгадайте загадки: Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет Крошки собирает (Воробей) (Показать детям иллюстрацию с изображением воробья)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) (Показать детям иллюстрацию с изображением снегиря)
Спинка зеленовата, Животик желтоват На голове черная шапочка,
Да еще полоска шарфика. (Синица) (Показать детям иллюстрацию с изображением синицы)
Ребята, какие это птицы? (Зимующие)
Почему зимующие? (Потому что остаются зимовать)
Чем питаются птицы зимой? (Зерном, крупой, крошками хлеба, кусочками мяса и сала)
Ребята, но зимой еды птицам очень мало, вся природа устелена снегом, поэтому они прилетают поближе к нашим домам за помощью. Покормите птичек, если вы увидите их возле своего дома. Они будут клевать все, что вы им дадите: зерно, хлебные крошки, семечки. Для этого можно сделать кормушки.
Приложение 5
Загадки о птицах
Отступили снега и метели, Птицы с юга домой прилетели. Кружат, трели разводят певцы. Кто весну прославляет? (Скворцы) | В тёплый край не улетают, На морозе распевают, Эти птички-невелички Называются … (Синички) |
Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач) | Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) |
На лету хватает мошек, Хвостик — тонкие косицы, Предсказать погоду может, — Вам знакома эта птица. (Ласточка) | С солнышком встает он вместе, Будит всех веселой песней. На макушке — гребешок. Кто же это? (Петушок) |
Про зимующих птиц В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. (Воробей) | Наша милая подружка, Даст нам перьев на подушку, Даст яичек для блинов, Куличей для пирогов. (Курица) |
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … (Ворона) | Ходит вразвалку, Плывёт утюжком. В пруду поныряет И снова — пешком. Лапы широкие, Сплющенный нос… Что это за птица? Ответь на вопрос! (Утка) |
Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст) | Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей) |
Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь) | Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) |
Вот так птица — какова! И не спутаешь с другой. Может, это цифра два? Шея выгнута дугой! (Лебедь) | Никогда не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) |
У меня ходули — не страшит болото. Лягушат найду ли — вот моя забота. (Цапля) | Не в лесу поет на ветке, А слова кричит из клетки. Ты его скорей узнай. Эта птица — … (Попугай) |