Особенности проведения физкультуры для детей в ДОУ

Вопрос об охране и укреплении физического состояния детей считается одним из самых важных практически во всех детских садах. В этом направлении работа проводится, опираясь на соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм, правильный подход к организации сбалансированного питания, системные закаливания детей, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия.

На сегодняшний день физкультура для детей в ДОУ имеет особое значение. По данным статистики, в России за последние годы увеличилось до 60 % количество детей, возрастом от 3 до 7 лет, которые отличаются функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Основной задачей детского сада является правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку для того, чтобы положительно повлиять на сложившуюся ситуацию.

Важность физической культуры в детском саду для обычных детей и детей с ОВЗ

Именно физкультура является для большинства детей возможностью в будущем стать полноценными членами общества. Если правильно заниматься с малышом дошкольного возраста физическими упражнениями с понятной им проблемой, он будет учиться взаимодействовать с ровесниками, стремясь к первым достижением и развитию.

Что касается детей с ОВЗ (Ограниченные Возможности Здоровья), для них существует индивидуальный подход, учитывающий следующие особенности:

  • коррекционно-компенсаторная работа. Подразумевает подбор упражнений, учитывающий основные и возможные сопутствующие недуги. В этом случае принято использовать комплексный подход, способствующий развитию физических способностей;
  • профилактические меры. Эта часть относится к наиболее важным, так как позволяет повышать тонус жизненных сил, а также здоровья, улучшать общее самочувствие и укреплять иммунитет;
  • психология. Нередко основной причиной поведения дитя асоциального характера является неуверенность в себе и в собственных силах. В результате малыш не понимает своей роли в обществе и не умеет взаимодействовать с ровесниками. Поэтому комплексный подход призван помочь ребёнку преодолеть подобные проблемы;
  • физкультура с детьми с ОВЗ в ДОУ также включает в себя образовательное воспитание. Это значит, что все дети с подобными проблемами должны обучаться спортивной культуре, а также правилам соревнований, что поможет им получить навыки работы с другими детьми в команде и впоследствии сделать спорт неотъемлемой частью своей жизни.

Обратите внимание! К основным упражнениям для детей с ОВЗ относятся такие занятия, которые направлены на приобретение важнейших бытовых навыков, сюда включены мелкая моторика рук, микро ориентировки, а также движение ног. Все эти упражнения всегда основываются на положениях о физических и психологических особенностях малыша, а также специальных методических принципах работы с каждым из них.
Для дитя без отклонений физические занятия также играют очень важную роль. Упражнение способствует не только укреплению здоровья, а и физическому развитию. Физкультура способна помочь умственной активности, а также благоприятно воздействует на организм в целом. В этом плане воспитатели предпринимают следующие меры:

  1. Утренняя зарядка. Она всегда благоприятно влияет на повышение работоспособности, а также улучшает самочувствие на целый день.
  2. Кратковременные вставки физических упражнений. Они призваны снимать утомление и повышать умственную способность, чтобы избавить ребёнка от чувства переутомления.
  3. Различные виды закаливания с разрешения родителей. Проведение физкультурных праздников, которые призваны не только улучшать самочувствие, а и способствовать физическому развитию, положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка, что в будущем поможет ему воспринимать физические упражнения, как способ повышения настроения.
  4. Кроме утренней гимнастики, сюда включены такие её виды, как пальчиковая, артикуляционная и дыхательная.
  5. Для каждой группы всегда составляются особенные режимы двигательной активности, в которых, помимо организованных разновидностей упражнений по физкультуре, в режим дня дошкольников включены самостоятельные подвижные игры, учитывающие их индивидуальные и возрастные особенности.

Физкультура в детском саду

Автор: Вильданова Юлия Александровна, воспитатель дошкольных групп МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ»

Аннотация: В данной статье описываются виды физкультурно-оздоровительных мероприятий организуемые в детском саду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Ключевые слова: физкультура, детский сад, гимнастика, воспитанник, здоровье.

Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности дошкольного учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно — оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ.

Воспитатели и педагоги по физической культуре проводят различные виды физкультурно-оздоровительной работы:

• непосредственно-образовательная деятельность;

• физкультминутки;

•разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);

• различные виды закаливания;

• дни здоровья;

• физкультурные праздники, досуги

Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале и 1 раз на улице. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, — от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени.

Помимо непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело.

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников

Большое внимание в процессе непосредственно образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.

В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми, потешками.

Главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Особенности физкультуры в современных детских садах

Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских. Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.

Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:

  • организация такого оздоровительного комплекса, который способствует формированию оптимальной последовательности движения и постепенных наращиваний физической нагрузки, что в дальнейшем будет способствовать укреплению иммунитета ребенка, а также положительно воздействует на стимуляцию психофизиологического развития. Это позволит предупредить развитие множества патологических изменений в организме;
  • удовлетворение возрастных потребностей в физических упражнениях, которые должны восприниматься каждым ребёнком, как «мышечная радость», а воспитателями, как основное средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Во время подобных занятий по физической культуре малыши не только постигают особенности и возможности своего тела, а и общаются с ровесниками посредством соревнований по внимательности и ловкости.

Цели и задачи физкультурных занятий в детском саду

Дети дошкольного возраста обладают очень высоким уровнем двигательной активности. Без движения невозможно всестороннее и гармоничное развитие ребенка, поэтому занятиям физкультурой в ДОУ отводится особое внимание. Физкультурная практика с малышами – отдельное направление, которым занимаются опытные специалисты. Эта работа требует от педагога не только общих знаний по организации и проведению занятий, но и знаний о возрастных особенностях дошкольников. Приобщение к физкультуре в раннем возрасте влияет на состояние ребенка в будущем, а также может оказать влияние на его образ жизни уже в качестве подростка и взрослого человека.
ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом) определены ключевые цели проведения занятий в учреждениях дошкольного образования, то есть в детских садах. К этим целям относятся:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  1. Развитие физических качеств ребенка, в том числе скорости, выносливости и силы, координации движений;
  2. Совершенствование вышеперечисленных физических качеств;
  3. Предотвращение возможных нарушений развития опорно-двигательного аппарата благодаря регулярным тренировкам и постепенному усложнению некоторых упражнений;
  4. Формирование базовых культурных и гигиенических навыков – в процессе занятий ребенок не только физически развивается, но и приобретает некоторые навыки и полезные привычки. Например, мытье рук перед едой, после прогулки; умывание, чистка зубов 2 раза в день; умение одеваться по погоде, чтобы не заболеть от переохлаждения.

Занятия в детском саду помогают приобщить ребенка к здоровому образу жизни с раннего возраста — в младшей группе малыши в теплые дни прогуливаются в песочнице босиком, в средней — умываются прохладной водой, в старшей — делают зарядку на свежем воздухе в любое время года. Таким образом ребенок постепенно приучается к занятиям физкультурой не по принуждению, а с удовольствием, и спорт становится частью его образа жизни. Пока ребенок маленький, его психика только начинает формироваться, а значит в нее можно заложить некоторые понятия и привычки, в том числе привычки, связанные с гигиеной и занятиями спортом. Даже приучение ребенка к ежедневной гимнастике и утренней зарядке может привести к тому, что в уже более зрелом возрасте человек будет заниматься активным спортом и даже добьется в нем определенных успехов.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Физкультура детей дошкольного возраста 460 ₽ Реферат Физкультура детей дошкольного возраста 230 ₽ Контрольная работа Физкультура детей дошкольного возраста 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Цели, перечисленные выше, конкретизируются рядом задач. Они имеют более частный характер, в каждой возрастной группе детского сада решаются свои задачи. Например, в младшей группе дети должны научиться прыгать на месте, освоить манипуляции с мячом и другими подручными спортивными материалами и спортивным инвентарем. В средней группе занятия постепенно становятся сложнее. Ребенок учится лазить по гимнастической стенке, удерживать равновесие, совершенствует культуру движений, чтобы они становились более пластичными и выразительными. В средних группах детей можно объединять для командной игры, однако она не должна быть слишком сложной, так как ребенок запоминает еще не все правила. В старших группах осваиваются основные принципы культуры спортивного поведения, совершенствуется пластика движений. Также у педагога есть возможность стимулировать у своих воспитанников интерес к спорту, благодаря чему некоторые дети начинают посещать профессиональные спортивные секции. В подготовительных группах тренируется умение держать равновесие, формируется навык прогнозирования двигательной активности, поощряется стремление организовывать групповые игры со сверстниками.

Стандартные комплексы упражнений

Если ребёнок постоянно выполняет зарядку, у него повышается аппетит и активность на весь день. Все упражнения подобраны таким образом, чтобы воздействовать на мышцы позвоночника, шеи, поясницы, плеч, конечностей и таза. Основная цель, которую преследуют воспитатели, это воздействие на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также профилактика такого заболевания, как сколиоз.

Лучше всего зарядку подводить на свежем воздухе, что и пытаются делать все воспитатели в тёплые поры года, а зимой хорошо подойдёт проветренное помещение, обычно это спортивный или музыкальный зал. Очень хорошо на организм дитя влияет гимнастика одновременно с закаливанием. В дальнейшем это положительно воздействует на иммунную систему и устойчивость организма малыша ко многим заболеваниям.

Комплекс упражнений включает в себя три этапа:

  • вводная часть. Зарядка (вращения головой, круговые движения руками, повороты туловища, наклоны);
  • основные упражнения. Растяжка мышц рук, ног и спины, приседания с постепенным увеличением повторений, отжимания (по возможности);
  • заключительная часть. Легкий бег с переходом на шаг, встряхивание мышц для расслабления.

Первый этап включает в себя различные виды ходьбы, а также бега, которые необходимы для постепенной активации различных групп мышц. Далее можно приступать к таким упражнениям, которые будут способствовать укреплению и силе мышц, а также подвижности в суставах, формировании осанки и координации. Что касается заключительной части, сюда обычно входят некоторые виды гимнастики и умеренная ходьба.

Варианты организации занятий физической культурой

  • Набор индивидуальных упражнений. При этом каждому ребенку дается собственное задание. Выполняя его, он улучшает свои результаты.
  • Групповые занятия (от 4 до 6 человек в группе). При такой организации каждая группа получает свое задание, тренируется, а по истечению заданного времени переходит к следующему упражнению.
  • Коллективное занятие. Во время него все дети должны выполнять одно и то же упражнение. Чтобы добиться участия всех детей, задания нужно давать простые, те, которые не требуют особых навыков. Это могут быть подвижные игры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]