Конспект НОД «Что мы знаем о воде» для детей среднего дошкольного возраста


Проект: «Что мы знаем о воде?»

Введение.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность: средней длительности (ноябрь — апрель).

Предмет исследований: свойства воды.

По количеству участников: групповой.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий мир для себя. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как наблюдение и проект, наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника. Проект, являясь одной из форм совместной деятельности, является технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной и творческой активности детей.

Первое вещество, с которым с удовольствием, знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.

Актуальность.

Гуляя осенью на улице с детьми, стали рассматривать лужи, и заинтересовались: «Какая бывает вода?». Что с ней происходит в природе, как вода влияет на жизнь растений, людей; зачем надо мыть руки, купаться. Какими свойствами обладает вода? Обратить внимание детей на то, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, учиться бережно и экономно относиться к воде. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи:

— создавать условия для формирования у детей познавательного интереса,

— познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть),

— дать расширенное представление о свойствах снега, как об одном из свойств воды,

— уточнить значение воды для всего живого,

— воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опыта.

Предполагаемый результат:

— расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде,

-развить познавательные умения через экспериментальную деятельность,

— накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам,

— воспитывать бережное отношение к воде.

Продукт проектной деятельности: альбом наблюдений за ростом посадок; оформление выставки: «Мы – экспериментаторы».

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  1. Создание экспериментальной лаборатории в группе.
  2. Рассматривание иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – водой.
  3. Подбор подвижных и речевых игр.
  4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
  5. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.

Исследовательский этап проекта (тематическое планирование занятий и опытов к проекту).

Раздел. Название.Содержание.Программные задачи.
Ознакомление с окружающим. «Что мы знаем о воде?».Рассматривая иллюстрации о воде, сформировать тему занятия. Любуясь изображением различных водоемов, стараться понять, какая бывает вода. Предложить детям поэкспериментировать с водой. Продемонстрировать опыты с водой: «Вода – это жидкость» — наливать и переливать воду в стаканах. «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса» — заваривание чая и цикория, сравнивать со вкусом воды. «Тонет – плавает», «Можно ли пить талую воду», «Тонет – плавает». По окончании опытов, вымыть руки и обратить внимание детей на то, что руки надо мыть хорошо и плотно закрывать кран – беречь воду.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого. Развивать любознательность, мышление и устную речь. Ввести в пассивный словарь: сладкая, горькая, кислая, воняет, вкусная, не пахнет, течет, движется. Воспитывать бережное отношение к воде.
Художественная литература.Рассматривание книг о воде, иллюстраций, картин, журналов.Учить детей внимательно смотреть, эмоционально реагировать на увиденное, сопереживать. Беседа в доступной форме.
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим («Без воды не обойтись») экспериментированию и аппликации («Кораблик в море»).На этом занятии показать детям в каком виде существует вода. В доступной форме провести беседу о временах года: какие природные явления характерны для каждого времени года. Провести опыты со снегом: «Таяние снега (в варежке) и второй опыт таяние снега в ладошке. Также со снегом: определение чистоты снега и воды (таяние на тарелках). Используя иллюстрации, рассмотреть дождь, капельки дождя, льдины в воде, замерзшую воду.Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям в каком виде существует вода – эксперименты с водой, снегом. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувства сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Изобразительная деятельность.Рисование «Снег идет»; «Волшебный дождик». Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиков); капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны); только нас не замочи(прямоугольник над головой); зря в окошко не стучи – брызни в поле пуще(выбрасывание пальчиков из кулачков вперед), станет травка гуще(руками изобразить травку).Вызывать интерес к изображению снега. Учиться рисовать нетрадиционными техниками. Учить отражать в рисунке сезонные изменения. Ориентироваться на листе бумаги, уметь рисовать вертикальные линии концом кисти. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Беседа. «Чистота та же красота».Учиться самостоятельно следить за своей внешностью. По необходимости использовать воду, регулировать температуру воды в кране. Провести опыты с окрашиванием воды; с окрашиванием стеблей сельдерея; оценить свойства воды, дающей жизнь живому.Прививать детям правила личной гигиены.

Игры к проекту.

Виды игрСодержаниеПрограммные задачи
Речевая. «Подскажи словечко».Вода по воде плавает (лед). Тихо, тихо как во сне падает на землю: (снег). На полянку, на лужок все снижается: (снежок). Рядом снежная фигурка, это девочка: (снегурка). Словно в сказке как во сне землю всю украсил снег: (снег)…Учить отгадывать несложные загадки, активизация сопряженного проговаривания, дактилирование.
Игра малой подвижности. «Ручеек».Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридора. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.Развивать внимание, действовать по подражанию.
Подвижная игра. «Вот, лягушки».Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. С сидящими на стульях, говорить слова: «Вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки, ква-ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки. Дети, стоящие по кругу прыгают как лягушки. По окончании слов, дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают); лягушки прыгают в «болото» — перепрыгивая черту – присаживаются на корточки.Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Выполнять инструкции воспитателя, сопряженное проговаривание стихов. Создание радостной, веселой атмосферы.
Подвижная игра. «Мыльные пузыри».Воспитатель обмакивает бумажную трубочку или соломинку в мыльную пену и пускает пузыри. Когда пузырь отрывается от трубочки, педагог дует на него, чтобы он летел по комнате. Дети радуются и стараются поймать пузыри.Создавать бодрое, жизнерадостное настроение. Заинтересовать детей изготовлением мыльного раствора и получаемым результатом. Активизация сопряженного проговаривания.
Подвижная игра. «Солнышко и дождик».Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки, и смотрят «в окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель: «На небе солнышко»: дети бегают, гуляют. На сигнал «Дождик»: бегут на свои места и присаживаются за стульями. Так несколько раз.Развивать воображение детей, активность в игре. Активизация сопряженного проговаривания, умение слушать и слышать.
Подвижная игра. «Караси и щука».Один ребенок – щука. Остальные – «камешки» — образуют круг; другие — «караси» — плавают внутри круга. По сигналу «щука» (быстро вбегает в круг) – ловить карасей. Караси прячутся от щуки за камушки. Щука ловит тех, кто не успел спрятаться за камни. Повторять 3-4 разаУчить соблюдать правила игры. Понимать, что одна рыба ловит другую. Рассматривание иллюстраций о подводном мире. Активизация устного проговаривания, дактилирование.

План мероприятий.

Ноябрь.

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Рассматривание с детьми иллюстраций, книг, картинок по теме.

Декабрь.

  1. Пополнить развивающую среду:

— подбор иллюстраций, книг по теме;

— составление картотек загадок, пословиц, поговорок;

— оформление опытов с водой;

— подготовка оборудования для опытов;

— выполнение проектных мероприятий.

4. Проведение занятия по ознакомлению с окружающим: «Что мы знаем о воде?».

5. Рисование «Снег идет».

Январь.

  1. Проведение игры «Подскажи словечко».
  2. Рассматривание картин и иллюстраций.
  3. Подготовить информацию для родителей по темам: «Эксперимент в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Почему воду надо беречь?».
  4. Выполнение проектных мероприятий.

Февраль.

  1. Реализация проектных мероприятий.
  2. Проведение подвижных игр: «Лягушки», «Мыльные пузыри».
  3. Просмотр иллюстраций о морях и водоемах.

Март.

  1. Выполнение проектных мероприятий.
  2. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
  3. Аппликация «Кораблик в море».
  4. Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы».
  5. Занятие «Без воды не обойтись».

Апрель.

  1. Занятие: «Что мы знаем о воде?».
  2. Эксперименты.
  3. Рисование «Волшебный дождик».
  4. Подвижная игра: «Караси и щука».
  5. Беседа (в доступной форме): «Чистота та же красота».

Опыты к проекту.

«Таяние снега» (1-й опыт).

Цель: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Развивать логическое мышление, кругозор, сопряженное проговаривание.

«Таяние снега» (2-й опыт).

Цель: формировать знания детей о явлениях природы зимой. Учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать совместные выводы.

«Можно ли пить талую воду?».

Цель: показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Развивать логическое мышление, воспитывать любознательность.

«Свойства воды».

Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

«Прозрачность воды».

непрозрачная». Воспитывать любознательность, внимание.

«Тонет – плавает».

Цель: дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

«Вода прозрачная».

Цель: знакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать способность сравнивать и делать соответствующие выводы. Активизировать сопряженное проговаривание, чтение дактилем.

«Цветной сельдерей».

Цель: познакомить детей с физическим явлением – абсорбция. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного. Активизация сопряженного проговаривания, чтение дактилем.

«Разноцветная вода».

Цель: привлекать детей к активности во время эксперимента, использовать опыты для ознакомления детей со свойствами воды. Активизация сопряженного проговаривания, чтение дактилем.

«У воды нет вкуса». Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. (У детей формируется неверное представление о вкусе воды. Доступно объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле, ее вкуса не чувствует).

«У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества. Однако можно подчеркнуть, что вода из крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами.

«Лед – твердая вода». Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить внимание детей на то, как уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее. Важно, что бы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Вывод: лед – это тоже вода.

«Вода жидкая, может течь». Дать детям два стаканчика – один с водой, другой пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, в морях, не текла бы из крана.

«Вода бывает теплой, холодной, горячей ». У детей в стакане одноразовый пакетик чая, в другом стакане – сахар. На глазах у детей налить горячую воду из чайника и попробовать размешать сахар и проследить, как вода меняет цвет в другом стакане, заваривая чай. То же проделать с холодной водой и убедиться, что сахар долго растворяется и чай не заваривается. Предложить детям попробовать воду в стаканах и определить: «Где какая?». Вместе с детьми сделать теплую воду. Можно положить в горячую воду лед и проследить, как быстро вода будет остывать.

Заключительный этап проекта.

Итоговое занятие: «Что бывает с водой?» (Чистота, та же красота»).

Выводы.

В результате проведенной работы дошкольники закрепили навыки и умения использования на практике культурно — гигиенических навыков: появилось желание быть чистыми, красивыми, аккуратными. В ходе проекта у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту. Эта работа способствовала развитию у детей воображения, фантазии, творческого мышления. Так же значительно обогатился словарь, интерес к познавательной деятельности. У детей появился стимул для другой (проектной) деятельности, которую они познают с удовольствием, с желанием, сформировались некоторые опытно-исследовательские навыки.

Литература.

  1. Николаева С.Н. «Юный эколог»: программа воспитания экологической культуры детей. – Новая школа, 1999г.
  2. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду. 2001г. – Волгоград, Учитель,2010г.
  3. «Игры с правилами в детском саду» к программе воспитания в детском саду.
  4. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н.: «Игры с детьми».

Разновидности цикла

У цикла существует несколько подвидов, каждый из которых обладает определёнными характерными признаками:

  1. Большой цикл. Это то, чему обучают в школе. Сначала вода испаряется, затем концентрируется в виде пара. Далее массы пара устремляются в слои атмосферы, откуда они ветром перегоняются к суше. На поверхность грунта влага выпадает в виде осадков. После этого потоки, накопившиеся в реках и грунтовых слоях, перемещается обратно в океанический бассейн.
  2. Малый круговорот. Клубы пара, поднимающиеся над океаном, выпадают в виде осадков всё над тем же океаном, а не над сушей.
  3. Внутриконтинентальный цикл. Все этапы цикла происходят над сушей. Влага, испаряющаяся с земли, проливается осадками всё на ту же почву.
  4. Геологический цикл. Это термин, обозначающий взаимный обмен водными массами между различными океанами, сушей и литосферой. Обычно такой процесс возникает в зонах тектонических трещин, располагающихся на стыке плит литосферы.
  5. Глобальный круговорот. Это незамкнутый цикл, во время которого через тектонические трещины идёт приток влаги в гидросферу. За год в течение такого процесса накапливается около 0,25 км3. При этом часть тех молекул пара, что скопилась в атмосфере, устремляется в космос, превращаясь в кислород и водород.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]