Ирина Жураковская
Картотека настольных игр для детей среднего дошкольного возраста
«Мой дом»
Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит.
Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.
Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками»
, должен поощрять их фантазию.
Пример:
«В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на) этаж. Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире) окна и т. д.
«Сложи картинку»
Материал: 8 разрезных цветных картинок с видами города Армавира.
Правила: найти по цвету, сложить и назвать один из видов города.
«Кубики»
Материал: 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом города.
Правила: сложить один из видов города.
«Волшебный город»
Цель: закрепить сформировавшиеся знания и представления об архитектуре города.
Задачи: узнавать разные виды архитектуры города (мосты, памятники, колонны, решетки, дворцы, соборы, музеи)
при помощи загадок. Подводить к пониманию особенностей архитектуры
(прочности, красоты, пользы.)
«Лото»
Правила игры: На два поля дети выкладывают карточки, после берут рабочую карту и соотносят достопримечательность с цветом.
«Составь картинку»
Цель: 1. совершенствовать знания детей о архитектурных зданиях города.
2. Учить детей составлять изображение здания из частей.
I Составить картинку из частей (без образца)
дать название архитектуры
II Составить картинку по образцу
III Составить картинку по образцу накладывая на изображение.
«Морской бой»
Материал: два игровых поля и разрезные картинки с нумерацией.
Правила: Играет от 2 и более детей; заполняются поля карточками рубашкой вверх, после заполнения игроки меняются полями и начинается бой, кто первый отгадает загаданное изображение тот и победитель.
«Кто как двигается»
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)
Материал: большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
Описание.
Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники, затем достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
«Кто живет в нашем крае»
Цель: Закреплять умение систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал: большие карты с изображением разных сред обитания животных, с изображением животных.
Описание.
Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля, затем достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, которые встречаются в Краснодарском крае, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
«Почтальон принес посылку»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Материал: фрукты, овощи коробка.
Описание. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
«Парные картинки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки
Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.
Игровое действие: поиск нужных карточек.
«Сложи картинку»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки
«Домино»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
«Собери посуду»
Цель разработки пособия: Формировать знания о посуде.
Задачи:
— Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
— Учить детей собирать предмет по образцу.
— Учить понимать понятие «часть»
— Уметь считать из скольких частей состоит предмет.
— Развивать моторику, память, координацию движений,
— Обогащать словарный запас, развивать внимание.
Правила игры:
В игру играют 2 -3 человека. Собираем картинки по образцу, подобие пазлам, обговариваем, для чего нужен этот предмет, что можно в нем приготовить, где хранить, как мыть и т. д. Победит тот, кто первый соберет картинку и опишет ее. Отвечают поочередно, никто не мешает друг другу, можно только дополнять. Игра проходит под руководством воспитателя, а остальные дети следят за ходом и ответами детей. После игры воспитатель подводит итог.
«Что нужно пограничнику?»
Дидактическая задача: Закрепить у детей знание о профессиях пограничник, защитник Родины. Развитие мелкой моторики и памяти. Упражнять детей в правильном назывании предметов, уточнять их назначение.
Игровые правила: Приступать к действиям с разрезными картинками только после сигнала. Кто быстрее соберет картинку, тот и начинает о ней рассказывать.
Игровое действие: Поиск частей и складывание целой картинки. Описание составленного предмета.
Дидактический материал: разрезные картинкис изображением предметов: каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т. д.
Ход игры
На столе разрезные картинки, дети должны собрать их и объяснить, для чего этот предмет нужен пограничнику (каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т. д.)
— Что изображено на твоей картинке? (бинокль)
— Зачем нужен этот предмет пограничнику? (следить за границей)
и т. д.
«Город — это.»
Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о городе, как населенном пункте с дорогами, домами, социальными постройками и т. д.
Игровые правила: Взять только один силуэт. Действовать по сигналу. Слушать ответы детей и помогать им при необходимости.
Игровое действие: Выбор силуэта. Диалог воспитателя и детей.
Дидактический материал: магнитная доска, силуэты дорог, Домов, машин, и т. д.
Наглядный материал
Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.
С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:
- сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
- пазлы (в том числе и объёмные);
- наборы лото и домино;
- кубики;
- мозаики;
- «бродилки» с фишками и игральным кубиком.
Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект
Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.
Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.
Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.
Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла
Ход игры
Дети выбирают силуэты на столе, выкладывают их на магнитной Доске и отвечают на вопросы.
— Город — это. (дороги)
А Матрешка задает детям вопросы:
— Для чего в городе нужны дороги? (по дорогам передвигаются люди и машины)
— Город — это. (дома)
— Для чего в городе нужны дома? (в домах живут люди)
— Город это. (магазины)
— Для чего в городе нужны магазины? (в магазинах люди покупают продукты и вещи)
— Город — это. (больницы и поликлиники)
— Для чего в городе нужны больницы? (в больницах и поликлиниках людей лечат)
и т. д.
Матрешка рассматривает дома:
— Какие разные дома, а кто живет в этих домах? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в домах живут дети и их семьи)
«Собери картинку и отгадай«
Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о героях рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»
.
Игровые правила: Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.
Игровое действие: Поиск частей, складывание целой картинки, отгадывание.
Дидактический материал: конверты с разрезными картинками. Герой рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»
Картотека настольно-печатных игр для детей 3-4 лет
НП — №1
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ»
Цель:
познакомить с основными геометрическими фигурами и телами; научить запоминать и названия и научить видеть геометрические формы в окружающих предметах.
Ход игры:
1 вариант:
«Третий лишний».
Отобрать три элемента игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Предложить ребенку соединить подходящие элементы в одну карточку, попросить ребенка назвать признак общий для формы предмета и геометрической фигуры. Начинать необходимо с простеших фигур, сначала плоских (точка, линии, угол, круг), а затем объемных.
2 вариант:
«Общее вместе» (младший, средний возраст)
Разложите на поверхности стола половинки карточек с изображениями геометрических фигур и тел лицевой стороной вверх. Предложите ребенку выбрать те из них, на которых изображены фигуры, имеющие общий признак. Например, все плоские, или все объемные, или все четырехугольники и так далее.
3 вариант:
Игра «Играем сами»
(2 и более участников). Все половинки карточек с изображениями геометрических фигур перемешивают и кладут в центре игрального стола лицевой стороной вниз. Элементы с изображениями предметов и роки поровну делят между собой. Право первого хода определяет жребий или считалка. Игрок, получивший ход, берет со стола один из элементов, называет геометрическую фигуру, на нем изображенную, и оставляет ее у себя, если у него есть второй элемент карточки. Проверкой служит замок, разный у каждой пары элементов. Если подходящей половинки нет. Элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым нашел подходящие половинки для всех своих карточек.
НП № 2
«УЮТНЫЙ ДОМИК»
Цель:
познакомить детей с различными предметами, которые окружают его в обычной жизни дома, научить классифицировать их по общим признакам;
В состав игры
входит 30 карточек. На 25 из них изображены различные предметы. 5 карточек являются обобщающими, каждая из них определяет свою группу предметов: одежда, обувь, посуда, мебель, игрушки.
Ход игры:
1 вариант.
Предложить детям разложить карточки по группам.
2 вариант.
Предложить соединить карточки в цепочки, при этом обобщающая карточка станет паровозиком в такой цепочке. Карточки соединяются друг с другом пазловыми замками. У каждой группы свой замок. И если карточки подобрать неверно, цепочка не построится. Это позволяет ребенку самому контролировать правильность выполнения задания.
3 вариант.
Предложить ребенку разложить карточки в соответствие с цветом изображенных картинок. В этой игре карточки между собой не соединяются.
4 вариант.
Карточки можно использовать в игре «Найди лишний предмет».
5 вариант.
«Лото».
Необходимо несколько игроков. Выбирается ведущий. Остальные дети выбирают карточку на которой изображена картинка обувь, одежда и пр.. Остальные карточки переворачиваются картинкой вниз и перемешиваются или складываются в Чудесный мешочек.
Ведущий достаёт по одной карточке и показывает её игрокам. Выигрывает игрок, который первым соберет все карточки комплекта и построит свою цепочку.
НП № 3
«ЦВЕТА»
Цель:
научить ребенка различать основные цвета и оттенки, находить на рисунках определенные цвета и их сочетания.
Игра состоит
из 20 картонных карточек, разрубленных на 2 элемента по технологии (пазл). На одних половинках изображены предметы (растения, животные, игрушки), окрашенные в три различных цвета. На других половинках – три карандаша соответствующих цветов. Всего 40 элементов.
Ход игры:
1 вариант. «Общий цвет»
Разложить на столе половинки карточек с изображениями карандашей (или, наоборот, половинки с картинками) лицевой стороной вверх. Попросите ребенка выбрать все изображения, имеющие, например, красный цвет. Потом синий, желтый и т.д. усложнить задание можно, предложив ребенку выбрать изображение, имеющие сначала два, а затем и три заданных цвета.
2 вариант.
«Третий лишний»
Отберите три элемента игры так, чтобы два из них составляли пару. Предложите ребенку соединить подходящие по цветам элементы. Проверкой будет служить замок (место соединения элементов), объединяющих элементы каждой карточки.
Усложнение
: сравнить сначала элементы без общих цветов, затем с одним. И, наконец, с двумя общими цветами.
3 вариант.
«Играем сами» (2 и более участников)
Воспитатель перемешивает карточки и кладут в центре игрального стола лицевой стороной вниз. Элементы с изображениями разноцветных карандашей раздают поровну игрокам. Право первого хода определяет жребий или считалка. Игрок, получивший ход, берет один из элементов игры со стола и оставляет его у себя, если у него есть второй элемент карточки. Проверкой служит замок. Если подходящей половинки нет, элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым нашел подходящие половинки для всех своих карточек
Усложнение:
Возможен и другой вариант игры, когда игроки делят между собой половинки с картинками, а на столе оставляют изображения цветных карандашей.
НП № 4
«ЧТО К ЧЕМУ?»
Цель:
способствовать развитию зрительной памяти, внимания, речи, логического мышления, формировать способности различать и группировать предметы по определённым признакам; развивать внимание, мышление, память, речь;
Игра состоит:
из карточек, состоящих из двух элементов с пазловым замком – 18 шт.;
Ход игры:
1 вариант: «Третий лишний»
— найти и соединить в пару подходящие по смыслу элементы.
2 вариант:
«Строим ряд»
— найти предложенные ведущим элементы, расположить в ряд по общему признаку.
3 вариант:
«Что общего?»
— найти подходящие половинки для всех своих элементов с заданным признаком.
4 вариант:
«Что лишнее?»
— догадаться по какому признаку собраны элементы и определить лишний.
5 вариант:
«Играем в прятки»
— найти подходящие половинки для всех своих элементов.
НП № 5
«ЧЕЙ ДОМИК?»
Цель:
Углублять и расширять знания о различных видах животных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищах. Умение соотносить изображение живого существа с его местом обитания, правильно называя его. Развивать воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук.
Ход игры:
1 вариант: «Третий лишний»
— найти и соединить в пару подходящие по смыслу элементы.
2 вариант: «Что общего?»
— найти подходящие половинки для всех своих элементов с заданным признаком.
3 вариант: «Играем в прятки»
— найти подходящие половинки для всех своих элементов.
4 вариант: «Запомни и узнай»
— составить наибольшее количество карточек, не допустив ошибок.
НП № 6
«РАССКАЖИ СКАЗКУ»
Цель:
формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
Игра состоит:
В комплект входят 6 больших карт, с картинкой, обозначающей сказку и 48 маленьких карточек. Каждая сказка проиллюстрирована 8 маленькими карточками.
Ход игры:
Варианты игры:
1 вариант:
Дети рассказывают сказку, используя игровые картинки;
2 вариант:
Дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности;
3 вариант:
Разложить карточки, намеренно перепутав их последовательность, а ребенок должен восстановить правильный ход сюжета.
4 вариант:
Разложить карточки, пропустив одну или несколько, попросив ребенка сказать, чего не хватает.
5 вариант:
Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа-слева от персонажа», «Далеко-близко».
6 вариант: «Лото»
Играют от 2 до 6 человек. Игроки берут себе большие карты, а ведущий показывает маленькие карточки. Тот, кому подходит эта карточка говорит: «Мне нужна эта карточка, потому что я собираю сказку «Колобок». Побеждает тот, кто первым и правильно заполнит большую карточку.
7 вариант: «Четвертый лишний».
Педагог выкладывает 2 карточки из одной сказки и одну из другой. Пусть малыш скажет, какая лишняя и назовет сказки.
НП № 7 «ПАРОВОЗИК ДЛЯ ЗВЕРЯТ»
Цель:
Способствовать развитию мышления, восприятия внимания; знакомить с животными, местами их обитания, образом жизни; учить самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать.
Игра состоит
из 25 карточек с изображением различных животных и птиц. Всех животных можно разделить на 5 групп в зависимости от места их обитания: — деревня: корова, петух, баран, козел, собака — лес: заяц, лиса, волк, лось, филин — джунгли: попугай, бегемот, крокодил, тигр, слон — пустыня: верблюд, змея, черепаха, ящерица, страус — север: белый медведь, морж, северный олень, пингвин (хотя, на наш взгляд, пингвины живут в Южном полушарии), тупик (для тех, кто не знает, поясним, это птичка) Для каждой группы есть своя обобщающая карточка.
Ход игры:
1вариант:
«Назови животное» подходит для самых маленьких. Ребенку предлагается найти карточку с определенным животным, среди нескольких карточек.
2 вариант:
«Кто где живет»
Детям предлагается оставить логические поезда, где паровозиками будут обобщающие карточки, а вагончиками — карточки с изображениями животных. Все карточки имеют пазловые замки для соединения. Причем замки сделаны так, что соединить между собой удастся только карточки из одной группы. Если карточки объединены в группу неверно, цепочка не составится.
3 вариант: «Виды животных».
Научит ребенка классифицировать животных по другим признакам. Дикие и домашние,
травоядные и хищные, птицы, пресмыкающиеся (старший дошкольный возраст).
В этой игре обобщающие карточки не используются и карточки между собой не скрепляются. Проверить правильность своих рассуждений ребенок сможет по цвету фона карточек.
НП № 8 «КТО БОЛЬШЕ, КТО МЕНЬШЕ?»
Цель:
научить ребенка классифицировать предметы, объединять их в группы, выстраивать убывающие или возрастающие цепочки по различным признакам; формировать пространственные представления, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Ход игры:
1вариант:
«Объедини в группы».
Цель игры: собрать все карточки, относящиеся в одной группе (все большие и все маленькие);.
2вариант: «Кто больше?».
Воспитатель предлагает детям собрать логическую цепочку из карточек, относящихся к одной группе в порядке возрастания (маленький-средний-большой предмет);
3вариант: «Кто меньше?».
Воспитатель предлагает детям собрать логическую цепочку из карточек, относящихся к одной группе в порядке убывания (маленький-средний-большой предмет);
НП № 9
«
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
(изучаем домашних животных)
Цель:
познакомить ребенка с обычными домашними животными: лошадью, собакой, кошкой, коровой, козой, овцой; расширить словарный запас, развивать связную речь, внимание, память, усидчивость
Ход игры:
1вариант:
Педагог рассматривает с детьми круглые карточки. Называет изображенных на них детенышей. Как они разговаривают? Рассказать, что у них тоже есть мамы и папы.
2вариант: «Мама потерялась»
Выбрать картинку с изображением детеныша и найти ему родителей, назвать их. У котёнка мама – кошка.
3вариант:
«Кто где живёт, кто чем питается».
4 вариант: «Лото» (для детей 5-7 лет)
2-3 игрока и ведущий. Один из играющих должен собрать детенышей, другой — мам, третий – пап, четвертый пищу, пятый – способы организации в группы. Ведущий перемешивает все карточки и показывает по одной. Тот, кому нужна данная карточка, объясняет свой выбор и забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее правильно соберет все 6 карточек.
5 вариант:
«Составь рассказ» для детей 5-7 лет)
Детям, которые уже хорошо говорят можно дать задание сочинить про животных сказку. Можно только про животных одного вида, а можно, используя любые карточки. Если детей несколько, можно устроить
конкурс сказок.
6вариант: «Четвертый лишний»:
Воспитатель выкладывает четыре карточки, одна из которых чем-то отличается от трех других. Ребенок должен сказать какая и объяснить свой выбор. Например, три карточки с коровами и одна с лошадью, или три карточки с папами и одна с мамой. Можно давать более сложные задания, имеющие два ответа: стадо коров, бык, корова, лошадь – лишняя лошадь или лишнее стадо, поскольку на других карточках по одному животному.
7вариант: «Что изменилось»
Педагог выкладывает несколько карточек, попросите ребенка их запомнить в течение 10-15 секунд, затем перемешайте и предложите малышу выложить те же карточки в том же порядке.
8 вариант:
«Кого не стало?»
Водящий выкладывает несколько карточек, ребенок запоминает, затем закрывает глаза, а педагог тем временем педагог меняет карточки местами, убрать или добавить карточку, или заменить одну. Ребенок должен определить, что изменилось. Усложнять задания можно увеличивая число карточек или число изменений.
НП №10 «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель:
познакомить ребенка с изменениями, происходящими в природе и в жизни людей в разное время года.
Игра состоит
из 4 больших обобщающих карточки: Зима, Весна, Лето и Осень и 48 маленьких карточек. К каждому времени года относится 12 маленьких карточек. Эти 12 карточек в свою очередь разбиваются на 3 группы: растения, животные, поведение человека в соответствующее время года. На каждой большой карточке помещено 3 изображения, соответствующие данному времени года: растение, животное и человек. Под каждым из этих изображений можно собрать цепочку из 4 маленьких карточек, относящихся к данной группе. Карточки соединяются между собой по принципу пазла, при этом у каждой группы свой замок, так что ребенок сам может проверить правильность своих рассуждений.
Ход игры:
1 вариант:
«Собираем цепочку» (3-5 лет)
Ребенку предлагается собрать одну цепочку из заранее подготовленных взрослым карточек.
2 вариант:
«Круглый год.»
Предлагается собрать все цепочки, правильно присоединив маленькие карточки к большим
3 вариант:
«Давай меняться!»
В этой игре используются только маленькие карточки. В ходе игры нужно собирать комплекты карточек одной серии
4 вариант:
«Что на картинке».
Ребенку предлагается описать картинку. Эта игра на развитие речи ребенка, активизацию его словарного запаса.
НП №12
«ЛОГИЧЕСКИЕ ПАРЫ»
Цель:
развивать у детей логическое мышление, фантазию, сообразительность.
Игра состоит
из 16 листов с цветными картинками. На каждом листе по 6 рисунков.
Ход игры:
Предложить детям найти логическую пару по любому признаку (цвет, форма, оба предмета съедобные и т.п.) и объяснить, почему именно эта карточка является парой предыдущей.
НП №13
«СЛОЖИ УЗОР»
Цель: развивать пространственное и логическое мышление, воображение, сообразительность; закреплять навыки счета, классификации;
способствовать развитию цветоощущение, умения анлизировать, синтезировать и комбинировать; воспитывать внимание, точность, усидчивость, целеустремленность.
Игра состоит
из 16 одинаковых деревянных кубиков. Ребро кубика — 3 см. Все грани кубика раскрашены по-разному. Четыре грани одноцветные: белая, красная, синяя, желтая. Две — двухцветные: белая с красным и синяя с желтым.
Ход игры:
предлагается составлять из кубиков разноцветные узоры различной сложности. Варианты узоров приведены в книжечке — описании. Всего приведено около 70 узоров. Чтобы в игру мог играть маленький ребенок, можно посоветовать переносить узор на большой лист в масштабе 1:1. В таком случае ребенок может составлять узор, накладывая кубики на изображение. Более старшие дети учатся составлять узоры по маленькой схеме. Надо заметить, что на рисунках в заданиях не приведено разбиение узоров на квадраты. Т.е. ребенок сам должен проанализировать рисунок и решить, из каких кубиков нужно составить узор. И, наконец, кубики предоставляют ребенку огромное поле для фантазии, ведь количество узоров, которое можно придумать самому ничем не ограничено.
НП №14
«ФИГУРЫ»
Цель:
познакомить детей с основными геометрическими фигурами, учить определять форму предметов, развивать воображение, математические способности и мелкую моторику рук.
Ход игры:
1 вариант:
«Найди похожую фигуру»
Цель:
найти предметы той же формы, что и образец.
Педагог раскладывает на столе 2 группы карточек с изображением геометрических фигур и предметов и предлагает детям поселить предметы по домикам. Повторить название геометрических фигур, Предложить детям собрать все предметы, которые похожи на круг – они будут жить в одном домике. Если выбор сделан правильно, то «замки» карточек легко соединятся. Затем предлагает ребенку собрать вместе все треугольные, квадратные, прямоугольные предметы.
2 вариант:
«Вспоминаем предметы»
Педагог показывает карточку в качестве образца. Детям предлагается вспомнить как можно больше предметов такой же формы. Участники по очереди называют по одному варианту. Победителем становится тот, чей ответ будет последним.
НП №15
«НАЙДИ ПОЛОВИНКУ»
Цель:
способствовать развитию зрительного восприятия, мелкой моторики рук и координации движений;
учить детей складывать их двух частей целое изображение, знакомить с предметами окружающего мира, которые встречаются в окружающей действительности;
Ход игры:
1 вариант:
Предложить ребенку картинку половинку спросить, что на ней нарисовано. Если игра проводится первый раз, то воспитатель показывает, как надо сложить недостающую половинку чтобы получилось целое изображение. Затем можно предложить ребенку самостоятельно сложить целое изображение из двух половинок.
2 вариант: «Кто больше»
Предложить 2-3 игрокам посоревноваться, кто больше соберёт картинок-половинок.
НП №16
«УМНЫЕ МАШИНКИ»
Цель:
способствовать развитию мышления, восприятия, внимания; знакомить с разными видами транспорта; закреплять представление об основных цветах; учить самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, анализировать. Развивать мелкую моторику;
Игра состоит:
Комплект карточек с изображением:
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ: ракета, самолет, вертолет, воздушный шар, истребитель;
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ: пароход, подводная лодка, парусник, катер, лодка;
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНС! ЮРТ: автобус, троллейбус, трамвай, поезд, такси;
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ: экскаватор, подъемный кран, трактор, каток, бетономешалка;
МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: пожарная, милицейская, «скорая помощь», автомобиль МЧС, грузовик;
Ход игры:
1 вариант:
«Назови машину»
В игре участвуют 1-4 человека.
Педагог раскладывает перед ребенком карточки 3-4 картинки. Попросить найти карточку, например, с автобусом. если он справился. Помогите, если возникли затруднения.
Спросить, для чего нужен данный вид транспорта, Какого он цвета? Что есть у автобуса?
2 вариант:
«Виды машин»
Педагог раскладывает карточки перед ребенком изображением вверх. Отдельно положите пять карточек с сюжетными рисунками. Предложите малышу найти изображение какого-либо вида транспорта, например, лодки. Где ее можно увидеть? К какой из пяти обобщающих карточек ее можно присоединить? Проверить правильность своего выбора ребенок может по цвету фона. Если выбор сделан правильно, замки совпадут, все карточки образуют единую цепочку.
Усложнение:
собрать следующие цепочки: водный транспорт, воздушный транспорт, пассажирский транспорт, строительные и специальные машины.
Как называются машины, которые летают по небу? Какие виды наземного транспорта он знает (специальные, легковые, грузовые и т. п.)? Как можно назвать трамвай, троллейбус и автобус (городской пассажирский транспорт)?
3 вариант:
«Цвет машин».
Предложить ребёнку собрать вместе все машины одного цвета и выложить их в цепочку (обращать внимание на замки не надо).
Ход игры
Дети собирают разрезные картинкии называют жителя Цветочного города: Незнайка.
«Разложи по порядку»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года.
Игровые правила: Подбирать карточки с приметами времен года в соответствии со стихотворным текстом.
Игровое действие: Поиск нужных карточек и выкладывание их на магнитной доске.
Дидактический материал: карточки с изображением разных времен года по количеству детей. Стихи о временах года. Магнитная доска.