Развитие речи детей 4-7 лет: занятия по сюжетным картинкам


Развитие связной речи ребенка — скачать задания

Развитие связной речи – главный, передовой момент в становлении коммуникативных способностей и взросления. Посредством речевого аппарата ребенок учится общаться. Запас слов и умение передать чувства, мысли становятся залогом комфортного обучения и восприятия мира. Низкое развитие связной речи у дошкольников нередко становится причиной истерик и причиняет беспокойство родителям.
Н сайте childdevelop представлены упражнения для развития связной речи, разработанные опытными педагогами, психологами и логопедами. Авторские методики и наглядные упражнения для развития связной речи окажут пользу и станут полезными.

Картинки для детей на тему “Зима и зимние забавы”

Сюжетные картинки — универсальный материал для логопедической работы в детском саду. Они помогают педагогу решать такие задачи:

  • учить составлять описательный рассказ;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать мышление, внимание, воображение.

Различные картинки для детей с изображением зимы и зимних забав обязательно должны быть среди методических материалов логопеда. Можно использовать специальные тематически наборы для детского сада или подбирать подходящие изображения самостоятельно. Рассмотрим несколько вариантов картинок о зиме, которые помогут в работе.

Картинка Зима пришла открывает серию изображений природы, подобранных для нового сезона. Ее можно использовать на занятиях в старшей и подготовительной группе, проводя занятия на тему «Зима», «Как звери готовятся к холодам», «Золотая осень», «Перелетные птицы».

Сюжетная картинка Зима в лесу — помогает наглядно показать детям те изменения, которые происходят в природе, в лесу. Красивый зимний пейзаж помогает расширить кругозор и словарный запас ребенка.

Описание зимнего леса можно обыграть как путешествие, воображаемое приключение в нарисованную местность.

Белоснежная Зимущка-Зима — идеальный фон для русских народных сказок, это тоже можно использовать в коллективной и индивидуальной работе с детьми. Для этого подходит кукольный тетр на прозрачном фоне, накладываемый на лесной пейзаж.

Рассказы о зиме должны включать и описание празднования Нового года, рождественских праздников. Эти картинки Зимы дети любят больше других, охотнее с ними занимаются. Очень полезно подобрать изображения живых елочек в лесу и нарядной елки на празднике, а потом поиграть в «Найди отличия!».

Следующая картинка называется Зима за окном, она показывает жизнь мегаполиса в самое холодное время года. Для подготовительной группы хорошо использовать изображение заснеженных улиц большого города и зимы в деревне, по паре этих иллюстраций можно проводить коллективную работу, игры. Рисунок зимы в городе позволяет обсудить с детьми не только изменения в природе, но и провести речевые игры и упражнения на тему Транспорт и Профессии, так как в это время на улице можно увидеть новые машины и людей, выполняющих особую работу.

Картинки, на которых изображены зимние детские игры и спортивные занятия, организуемые на свежем воздухе, представляют собой отличную возможность не только обогатить активный словарь и повествовательную речь детей, но и провести работу по закреплению сложных звуков. Это могут быть упражнения на дифференциацию С и Сь, З и Зь, С и З, Сь и Зь.

Несколько сюжетных картинок Зимние забавы пригодятся для работы в группе и для проведения открытых занятий. Составить рассказ по картинке Зимние забавы поможет мнемотаблица, на которой схематически изображены:

  • название развлечений, игры;
  • ее правила;
  • ее атрибуты;
  • количество участников;
  • лучший сезон.

Например, если картинка посвящена зимней забаве «снежки» , то в таблице должны быть отмечены:

  • первый звук названия игры – мягкий Сь и сами снежки;
  • запрет бросать снежками в лицо, в животных и птиц, в малышей;
  • перчатки, формочки для снега, щит, мишени;
  • один ребенок и много;
  • снегопад, снежинки крупные.

С такой опорой дети смогут составить свой рассказ не только по примеру взрослого, но и помощью самостоятельного анализа. Никакие надписи не нужны, по понятным схематичным картинкам даже воспитанникам старшей группы легко составить законченный рассказ.

В логопедической работе полезно использовать серии сюжетных картинок на тему Зимние забавы, Спорт зимой и др. Вот примерный перечень игр, которые можно проводить логопеду на тему Зимние забавы по сюжетным картинкам, одной или серии:

  • «Что было потом?» (продолжи историю)
  • Что на картинке … (белое, холодное, пушистое и т. п.)
  • «Путешествие в рисунок»
  • «Угадай, про что я говорю!»

Темы прихода зимы и зимних детских забав – настоящая «методическая сокровищница» для логопеда и педагога. Вариантов ее использования — огромное множество. Мы предложили вам лишь несколько из них.

Литература:

Наглядно-дидактичекое пособие Рассказы по картинкам Зима

Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам Зимние виды спорта

Н.Созонова Е.Куницина Тетрадь Рассказы о временах года Зима

Развитие связной речи по эффективным практическим заданиям

Портал childdevelop представляет материалы для стимулирования коммуникативных навыков, активной социализации и подготовке к школе. В отдельную категорию вынесены задания на развитие связной речи у детей. Целевая аудитория портала – родители и близкие ребенка, а также использующие дидактические материалы в профессиональной деятельности лица (логопеды, педагоги, репетиторы, няни). В свою очередь, доступные задачи на формирование связной речи предназначены для изучения детьми разного возраста.

Многие пользователи уже оценили преимущества нашего портала:

  • ресурс предлагает скачать интересные задания на формирование связной речи у дошкольников, распечатать и начать обучение в удобное время;
  • каждое упражнение составлено профессиональными логопедами, психологами, учителями. Методика получила одобрение для использования;
  • разнообразные пособия направлены на совершенствование разных коммуникативных способностей: увеличения словарного запаса, правильного построения приложений, воспитания этикета, развитие связной речи у старших дошкольников;
  • задания адаптированы к правдивым условиям жизни и описывают актуальные ситуации и окружающие предметы;
  • на сайте отыщется необходимое на развитие связной речи детей дошкольного возраста, а также у старших дошкольников;
  • образовательный процесс по рабочим материалам проходит в игровой форме. Что развивает логику, мысли, улучшает запоминание, коммуникативные способности и фантазию.

Картинки для развития речи

Картинка 1 Это Таня и Ваня. Они брат и сестра. Проснулись как-то Таня и Ваня, выглянули в окошко. Ах, какая красота! На стёклах кто-то узоры нарисовал. А за окном… шуба бела весь свет одела. Что же это? Правильно, на ветках лежит снег. Значит, пришла … (Поговорите с ребёнком о снеге, морозных узорах на стекле, о снегирях, о рябине, о деревьях, сбросивших листья.)

Картинка 2

Таня и Ваня любят играть зимой на улице. А ты любишь? Скорей на улицу! Таня и Ваня молодцы, они сами одеваются. Ваня надел комбинезон, а что надевает Таня? (Шубу.) Тебе нравится Танина шапочка? У кого шапочка лучше, у Тани или у Вани? А какая шапочка у тебя? Что ты надеваешь, когда идёшь на улицу? (Поговорите с ребёнком о зимней одежде, о её видах, цвете и т.д.)

Картинка 3

Кто это мчится на санках со снежной горки? (Таня.) Как ты думаешь, Тане нравиться кататься на санках? А где Ваня? Видишь, как хорошо он идёт на лыжах. Только палки потерял где-то. Зато вон как руками машет! Настоящий лыжник! На чём ты больше любишь кататься — на лыжах или на санках? (Поговорите с ребёнком о мальчике на снегокате, о вашем катании с горки и т.д.)

Картинка 4 Ой, сколько снега на улице! Какие большие снежинки летят! Вот Ваня. Он катит большой ком. А что слепила Таня? Посмотри, что у снеговика вместо носа? Как ты думаешь, какого снеговика будет лепить Ваня? (Дождитесь полного ответа ребёнка.) А что ты любишь лепить из снега? (Нарисуйте на белом или голубом листе бумаги снежинки, снеговика, следы на снегу.)

Картинка 5 Холодно зимой. Птичкам и зверюшкам трудно найти корм. Но они не унывают — вон как весело летают и прыгают с ветки на ветку. Да и мы им поможем — угостим чем — нибудь, правда? Видишь, Таня принесла птичкам семечки, а Ваня — орешек для белочки. Молодцы Таня и Ваня! (Продолжите разговор: каких птичек знает ребёнок, какие ягодки висят у кормушки и т.д.)

Картинка 6

Зимой бывает очень весёлый праздник. Ты знаешь, какой? Правильно, Новый год. На Новый год наряжают ёлку блестящими игрушками, зажигают на ней разноцветные огоньки. Ты любишь наряжать ёлку? Смотри, какая красивая ёлочка. А возле ёлки кто? (Дождитесь развёрнутого ответа ребёнка.) Видишь, какие дети нарядные! А пляшут как задорно! Давай найдём среди них Таню и Ваню. (Рассмотрите игрушки на ёлке, выясните, в кого нарядились ребятишки, вспомните или помечтайте о своём празднике.) Спасибо тебе, зимушка — зима, за праздник!

Картинка 7 А кто это пришёл к ребятам на праздник? (Поговорите о том, где живёт дед Мороз, какая у него борода, одежда, какой он добрый, как любит ребятишек.) Что у него в мешке? Тебе нравится Снегурочка? Во что она одета? Какие подарки принесли Дед Мороз и Снегурочка Тане и Ване? А какой подарок тебе подарили на Новый год?

Как правильно читать рассказы с картинками

Участие в чтении принимает взрослый и ребенок. Взрослый прочитывает часть рассказа, написанную буквами, и делает паузу, когда по тексту встречается изображение. Малыш называет то, что видит на рисунке.

Дойдя до конца текста, взрослый задает вопрос: «О чем был рассказ?», «Как звали …(героев)». Отвечая на эти вопросы, маленький человек проводит большую мозговую работу. Он задействует память, пытаясь вспомнить текст. Внимательность и логику, поглядывая на картинки, воссоздает порядок действий в рассказе. В дальнейшем эти знания, закрепятся в подсознании, и ребенку будет легче писать изложения в школе. Он научится вычленять некоторые моменты и на основании их воспроизводить в памяти весь текст.

Тексты с рисунками вместо некоторых слов бывают разными:

  • чёрно-белыми;
  • красочными;
  • с наклейками.

Их использование во многом зависит от возраста у уровня развития малыша. К примеру, чтобы крохе было интереснее ему можно предложить раскрасить чёрно-белые картинки. Это позволит маленькому человечку лучше запомнить сказку и потом рассказать её своими словами.

Кстати, пользоваться подобными пособиями в электронном виде не стоит. Маленькие дети быстро утомляются, работая со статичными картинками на мониторе компьютера или экране планшета. А значит, подобные занятия будут малоэффективными.

Так что, если нет возможности приобрести сказки и рассказы с картинками вместо определённых слов, то лучше сделать их скачать и распечатать. В процессе занятий эти листочки можно будет собрать в книжку, а затем вместе с ребёнком сделать обложку, для которой он придумает и нарисует какую-нибудь картинку.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]