Рисование методом тычка с детьми дошкольного возраста
Одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия является рисование. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух задач, взаимосвязанных между собой:
— Необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни; — Сформировать у них изобразительные навыки и умения.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому разработка методического обеспечения занятий с детьми является важной и ответственной задачей.
Многие методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков. Например:
-Сложной для детей – дошкольников задачей будет являться методика изображения предметов тонкими линиями, т.к. у них в силу возрастных особенностей не сформированы графические навыки и умения.
-Не ориентирована на дошкольный возраст также техника раскрашивания рисунка с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными.
Такие приемы затрудняют адекватное исполнение и восприятие рисунка. Я хочу представить вам опыт обучения рисованию методом тычка.
Преимущества метода тычка:
Предлагаемый метод: — позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; — дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира; — формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; — способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
При рисовании методом тычка используется гуашь, она должна быть густой, кисточка – жесткой, и самое главное сухой.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого – либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (голова, уши, хвост). Начав рисовать они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и пр.) дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным.
Методические рекомендации по рисованию способом тычка.
1. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. 2. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу в маленькие розетки. 3. Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. 4. Должно быть не менее двух кисточек (одна жесткая). 5. Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.
Перед занятием можно провести небольшое упражнение – разминку с кисточкой:
Кисточку возьмем вот так: Это трудно? Нет, пустяк. (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части). Вверх – вниз, вправо – влево (Выполнять движения кистью руки). Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. А потом по кругу ходит, Как ребята в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. Мы рисуем: раз, раз… Все получится у нас! (Кисточку поставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Как уже отмечалось, рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.
Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
Список литературы:
К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
Автор: Мехоношина Анастасия Григорьевна, воспитатель, МБДОУ № 385 «Сказка», г. Екатеринбург, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию
в средней группе на тему: «Белочка» (методом тычка).
Цели: создание условий для реализации индивидуально -творческих способностей детей.
Задачи: 1. Учить детей изображать животное на основе овоида (туловище, голова);
2. Учить передавать в рисунке его характерные особенности: пышный большой хвост, серый цвет;
3. Учить детей соблюдать элементарные пропорции между частями тела; передавать несложное движение – сидящая белка держит передними лапами шишку.
4. Продолжать учить детей правильно держать кисть, не напрягая мышцы и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования.
5. Продолжать учить детей рисовать методом тычка.
6. Развивать умение самостоятельно подбирать нужный цвет.
7. Воспитывать аккуратность.
Материал: картина с изображением белки; два овоида разной величины; альбомные листы; гуашь; жесткие кисти; баночки для воды; клеёнки .
Предварительная работа: наблюдение за белкой на прогулке; рассматривание иллюстраций с изображением белки, в разных позах; чтение произведений о природе.
В начале занятия детей рассаживают полукругом. Воспитатель ставит перед ними мольберт с картиной на которой изображена белка.
Воспитатель: Я знала одного художника, который любил гулять в зимнем лесу. А если видел там что-нибудь интересное, красивое, то рисовал. В последний раз он увидел на ветке высокого дерева белочку. Она сидела на задних лапках, а передними держала шишку.
— Художник мне рассказал, что зимой белка прячет в дупле на высоком дереве, в сильные морозы прикрывается своим большим пушистым хвостом, как одеялом. А когда проголодается, вылезает из своего дупла и бежит к тем веткам, на которых висят шишки. Она срывает их с ветки и съедает из них семена. Вот такую картинку художник и нарисовал, когда вернулся из леса.
Воспитатель помещает перед детьми картинку с изображением белки. При рассматривании обращает их внимание на позу зверька, на форму частей тела, на их относительные пропорции, на расположение туловища и головы. Подчеркивает, что их овальная форма похожа на яичко (овоид). С одной стороны голова закругленная, а с другой слегка заостренная. Около головы туловище белки уже, чем у хвоста, а голова сужается у мордочки. Обводит при этом пальцем туловище и голову белки. Далее воспитатель предлагает всем вместе нарисовать белочку. Но перед тем как начнем, разомнем пальчики. И вспомним разминку про Белочку.
(В самом начале кулачок сжат)
Сидит Белка на тележке,
Продает она орешки:
(Поочередно разгибать все пальчики, начиная с большого)
— Я предлагаю вам нарисовать белочку не простой кисточкой, а жёсткой. Сначала мы нарисуем ветку ели, на которой будет сидеть белочка.
После воспитатель рисует контур туловища и быстро закрашивает его жесткой кистью ( тычком) с отрывом от бумаги. Далее показывает, как нарисовать голову белки, и остальные части – хвост, лапки. Изображая хвост, надо подчеркнуть его длину:
— Хвост длинный, пушистый, когда он поднят, то доходит до головы белки.
Следует обратить внимание детей на разную длину задних и передних лапок:
— У белки задние лапки длиннее передних, поэтому она передвигается прыжками, как заяц.
Остальные детали – ушки, глаза – дети изображают сами. После показа воспитателя дети приступают к рисованию белки.
В ходе работы воспитатель помогает и спрашивает детей:
— Какой цвет шерсти у белки? (Ответы детей.)
— Такой цвет называют серым, серебристым (если речь идет о шерсти животного) и другие вопросы.
В конце занятия педагог выставляет детские рисунки на стенд.
— Как много белочек собралось здесь! Наверное, сбежались со всего леса, чтобы вместе полакомиться вкусными шишками. Указывая то на одну, то на другую белку, он подчеркивает удачные изображения отдельных частей:
— У этой белочки такой большой и пушистый хвост. Она не замерзнет в самые сильные морозы. А у какой еще белки такой хвост? (Дети показывают.)
— Эта белка хорошо прыгает. У нее задние лапки длинные. А у каких еще белочек длинные задние лапки? (Ответы детей) и т.п.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Методическая разработка
Воспитатель ВКК Тарасюк Юлия Анатольевна ГБДОУ детский сад №26 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев» /В. И. Сухомлинский/
Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими логопедическое заключение: тяжёлое нарушение речи – общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движение пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и т.д. Большое стимулирующие влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков ещё в 1782 году утверждал, что «натуральное пробуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно её частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по море совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции.
Функция руки и речь развивается параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Таким образом: совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- Необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.
- Сформировать у них изобразительные умения и навыки.
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Почти все дети любят рисовать, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому » рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей-дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо исполненный рисунок – это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.
Еще одним не ориентированным на столь юный возраст приемом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится – рисунок получается расплывчатым. Все это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев. В данной методической разработке представлен опыт обучения рисованию методом «тычка»
Метод «тычка» как увлекательный способ рисования
Этот метод рисования не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания «тычками» эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно – гуашь густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода «тычка» с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.
Преимущества метода «тычка»
Предлагаемый метод:
- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливает руку ребенка к письму:
- дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
- формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
- способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом «тячка», эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Метод «тычка» позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.
Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом «тычка», важно понять технику рисования «тычком». При совании этим способом, как было сказано выше, гуашь должна быть густой, кисточка – жесткой и, самое главное, сухой, то есть ее не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуется подрезать кисть на 2-3 мм. При нанесении «тычка» кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
Нужно нарисовать на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Набрать на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполнить несколько произвольных «тычков» на любом листочке бумаги. Затем начинаем рисовать «тычками» прямо по линии, делая «тычки» рядом друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисовать круг и, набрав гуашь на кисть, снова начать делать «тычки» по линии круга, а потом внутри него.
Методика рисования «тычком» для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, они должны делать «тычки» кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между «тычками»; затем произвольными «тычками» закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания «тычками» нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным, в чем можно убедиться, рассмотрев детские рисунки. Если вы решили обучать рисовать способом «тычка» детей старшей и подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить «тычками» несколько работ по контуру, нарисованному взрослым.
Методические рекомендации по рисованию методом «тычка»
1. В средней группе занятия проводятся по 20 минут с несколькими паузами 1-2 раза в месяц. Каждое занятие является комплексным. Его цель расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).
2. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки или палитры.
Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. Тонирование бумаги лучше всего делать накануне занятия – акварельными красками широкой кистью.
Должно быть не менее двух кисточек (одна обязательно жесткая). Каждому ребенку нужен также небольшой лист бумаги для проверки «тычка» и правильности выбора цвета.
3. Каждое занятие сопровождается упражнением-разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова:
Кисточку возьмем вот так: Рука опирается на локоть, кисточку держать
Это трудно? Нет, пустяк. тремя пальцами, выше металлической части.
Вверх – вниз, вправо – влево Выполнять движения кистью руки.
Гордо, словно королева, Кисточка пошла «тычком», Застучала «каблучком», А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз… Кисточку ставить вертикально.
Все получится у нас! Сделать несколько «тычков» без краски.
Как показала практика, детям нравится рисовать методом «тычка», они легко усваивают данный способ. Рисование «тычками» стимулируют развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.
Работы детей в технике «тычка» получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
Конспект совместной деятельности
воспитателя с детьми 4 — 5 лет по познавательному и художественно-эстетическому развитию (рисование методом «тычка») на тему «Осеннее дерево»
Автор конспекта: воспитатель ВКК Тарасюк Юлия Анатольевна
Цель: Совершенствовать у детей навыки рисования нетрадиционным способом, методом «тычка».
Задачи:
В области социально-коммуникативного развития:
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
В области познавательного развития:
- Уточнять и расширять знания детей об осени, ее приметах.
- Расширять знания детей о видах деревьев, их строении. В области развития речи:
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи
- Расширять словарный запас детей. В области художественно – эстетического развития:
- Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева: толстый ствол и тонкие ветки, расположенные слева и справа от ствола.
- Упражнять детей в рисовании осенних листочков методом «тычка».
В области физического развития:
- Развитие общей и тонкой моторики
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Нетрадиционные техники рисования (рисование методом «тычка»)
- Технология интегрированного занятия
Оборудование и материалы:
- Мольберт.
- Магнитола.
- Осенние листья: кленовые, березовые, рябиновые.
- Письмо в конверте с написанной игрой «Да – нет».
- Корзинка для листьев.
- Картинки осенних деревьев.
- Синего листа формата А- 4 на каждого ребенка.
- Запись музыки П. Чайковского, запись вальса.
- Гуашь 4 цветов: красный, желтый, зеленый (листочки), черный или коричневый (ствол и ветки).
- Кисточки двух видов (толстая и «тычок») на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- Рассматривание и изучение картинок «Деревья».
- Беседы об осени, ее приметах.
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
- Любование листопадом.
- Игры с осенними листочками и составление из них осенних букетов.
- Дидактическая игра «С какого дерева листок?».
- Заучивание стихов и песен об осени.
Литература:
- М. Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Наши пальчики играют.
Развитие мелкой моторики». Санкт-Петербург «Паритет» 2002
- К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет» Москва. Издательство Гном 2020
- Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками». Москва. Издательство «Дом XXI век», 2006
- Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2018
Следующая > |
Автор: Кирушева Ирина Васильевна
Задачи:
1. Образовательные:
Формировать у обучающихся познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
Закреплять у детей умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования методом тычка.
Обогащать знания детей о зимних особенностях в природе.
2. Развивающие:
Развивать изобразительные навыки: продолжать учить детей правильно держать кисточку
Способствовать развитию у обучающихся мелкой моторики рук.
Развивать у обучающихся образное мышление, умение создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации, демонстрация куклы).
Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей обучающихся.·Развивать у детей фантазию и воображение.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к занятию, трудолюбие, усидчивость, внимание
Воспитывать аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
Методические приемы:Словесные —
беседа, художественное слово, указания воспитателя в начале и в процессе занятия.
Наглядные –
кукла — Снегурочка, показ воспитателем прием изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Игровые —
словесная игра на стихи Е. Благининой, проведение физкультминутки
Практические —
совместные действия воспитателя и ребенка.
Оборудование и материалы:Демонстрационные:
— кукла Снегурочка — иллюстрации с изображением детского новогоднего праздника — образец
Раздаточные:
— краски «гуашь» белого цвета — кисточки по кол-ву детей — салфетки — баночки с водой — альбомный лист с изображением снегурочки на тонированной бумаге
Предварительная работа:
проводила беседу о новогоднем празднике, о зимних явлениях в природе,рассматривали изображения Снегурочки на новогодних открытках,чтение художественной литературы о зиме.
Словарная работа:
меховая опушка, манжеты, узоры
Ход занятия:
Организационный момент:
- подготовка рабочего места и необходимых к занятию материалов
- эмоциональный настрой детского коллектива
Введение в тему занятия:
Воспитатель начинает занятие словесной игрой (на стихи Е.Благининой). Есть одна игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте. На дворе снежок идет, Скоро праздник…(Новый год). Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет от …(елки). Ветви слабо шелестят, Бусы яркие …(горят). И качаются игрушки- Флаги, звездочки …(хлопушки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А без кого не бывает новогоднего праздника? Правильно, без Дедушки Мороза. А кто еще приходит вместе со своим дедушкой на наш чудесный, веселый праздник? Дети: Снегурочка.
Воспитатель: Верно. Это Снегурочка- красивая, стройная, сказочная девочка, внучка Деда Мороза.
Воспитатель:демонстрирует куклу Снегурочку. Вместе с детьми определяет, что на ней длинная шубка, которая может быть синегоили голубого цвета, так как эти цвета холодные, ведь от тепла Снегурочка может растаять. У шубки белые меховые пушистые воротник, опушка, манжеты.Шубка украшена узорами, снежинками. Одежда Снеryрочки напоминает цвет снега и льда, поэтому её и называют снежной девочкой.
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, почему Снегурочку так зовут? Дети: Потому что она сделана из снега.
Воспитатель: Правильно.Сейчас за окном морозно, а это любимая погода Снегурочки. Она приглашает нас с вами на прогулку. Физкультурная минутка.
На дворе у нас мороз. Дети хлопают в ладоши и топают ногами. Чтобы носик не замерз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. С неба падают снежинки (Дети поднимают руки над головой и ловят воображаемые снежинки) Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. Мы еще чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И домой к себе вернемся. Дети занимают свои места.
Практическая работа.
Воспитатель:Ребята, посмотрите, у меня ещё есть картина с изображением Снегурочки. Ночего-то не хватает в её наряде. Как вы думаете, чего не хватает? (Дети высказывают предположения, что опушка не украшена)
Воспитатель: А чем можно украсить опушку нашей Снеryрочки? (краской) А какой краской мы будем рисовать опушку (белой).Давайте попробуем украсить опушку у шубки методом тычка.
Воспитатель: рисуем сначала по линии контура предмета, а потом внутри него Приступайте к работе.
По ходу выполнения задания слежу за техникой рисования, напоминаю об использовании различных средств (Кисть: кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получаться большая «пушистая» точка, тычок: чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, даю индивидуальные рекомендации по изображению Любуемся узорами на шубки Снегурочки.
Подведение итогов. Оценивание.
Воспитатель: Ребята какие вы молодцы, какие разные и очень красивые опушки у вас получились! Мне все работы очень нравятся! Я думаю, что мы с вами можем порадовать замечательным подарком к новогоднему празднику своих родителей или друзей, ведь у нас получилась великолепная шубка.
А вам я дарю стихотворение про «Снегурочку».
Она в сапожках белых И в шубке голубой Букет снежинок спелых Приносит нам с тобой. Белым-бела до пояса Роскошная коса И тёплые-претёплые Лучистые глаза. В прозрачных льдинках варежки И шапочка на ней. Нам свет и радость даришь ты, Любимица детей. Дети рассматривают и обсуждают работы друг друга, затем убирают свои рабочие места и моют руки.
Конспект НОД по рисованию белочки в технике «тычок жёсткой кистью» в подготовительной группе
ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект НОД по рисованию белочки в технике «тычок жёсткой кистью» в подготовительной группе
Программное содержание: Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. Сформировать умение у детей рисовать животных в технике тычок жёсткой полусухой кистью, закрепить их знания о внешнем виде и повадках белок. Продолжать учить детей рисовать гуашью, смешивать её для получения нужного цвета. Систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Учить анализировать свои работы и рисунки товарищей. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животного, используя нетрадиционные техники рисования, а также любознательность, память и связную речь детей;расширять словарный запас притяжательными прилагательными: беличья, лисья, медвежья. Воспитывать наблюдательность, гуманное отношение к животным.Демонстрационный материал: презентация с иллюстрациями к книгам и портретом Е. И. Чарушина, предметные картинки (белка, для игры — грибы, орехи, жёлуди, апельсин, банан, яблоко, книги с иллюстрациями разных художников-анималистов, образец, мольберт.
На каждого ребенка: напечатанный силуэт белки для раскрашивания, гуашь, палитра, твёрдая кисточка, баночки с водой, черный фломастер.
Предварительная работа: 1. Просмотр мультимедиа презентации «Животные зимой»
, беседы о
подготовке животных к зиме.
2. Рассматривание иллюстраций,альбомов на тему: «Животные зимой»
, составление рассказов по картинам.
3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?»
,
«Кто чем питается?»
,
«Зоологическое домино»
,
«Четвёртый лишний?»
и др. Проведение подвижных игр
«Хитрая лиса»
,
«Бездомный заяц»
,
«Волк во рву»
и др.
4. Чтение произведений В. Бианки «Готовимся к зиме»
и
«Медвежонок»
, Л. Толстого
«Зайцы»
, М. Пришвина
«Беличья память»
, сказки Скребицкого Г. А. «Всяк по-своему», разучивание наизусть потешки
«Сидит белка на тележке…»
.
— ребенок знает названия диких животных и особенности их жизни в период подготовки к зиме; — ребенок составляет небольшой рассказ по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок.
Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не.
Конспект занятия по рисованию с использованием.
Данный конспект предназначен для занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Тема: «Зёрнышки для цыпляток»Возрастная группа: 1-ая младшаяТип занятия: интегрированноеВид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала.
Закрепление умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составления картинок из этих фигур.
1. Рисование. Учимся рисовать цветы, создавая композицию рисунка,развиваем творческую фантазию.2.конспект по ФЭМП. Повторяем счёт от 1-5, геометрические фигуры, развиваем логическое мышление.3. Лепка.
Источник