Дидактическая игра «Веселые малыши»
Цель: Дифференциация звуков С-Ш.
Описание игры:
1 вариант.
Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.
Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.
Ход игры:
Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).
Образец: Са — ша, со – шо, су – шу, сы – ши.
2 вариант.
Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.
Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.
Ход игры:
Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.
Образец: Мишка – миска, пушок – носок.
Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.
Образец: У Сони мишка – у Миши миска
3 вариант
Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.
Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.
Ход игры:
Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.
Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…
Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.
Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.
У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.
Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.
Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.
Логопед: Чем поменялись малыши?
Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.
4 вариант
Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.
Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.
Ход игры:
Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.
Образец: Пишу – несу, ваш – вас, шило – сила…
Дидактическая игра «Паровозик».
Описание игры:
1 вариант.
Цель: автоматизация звука Ч изолированно.
Ход игры: Познакомься это волшебный паровозик и живет он в сказочном домике. Хочешь побывать у него в гостях? Тогда вези паровозик по тропинке и пой его песенку «ч – ч – ч».
2 вариант.
Цель: автоматизация звука Ч в слогах.
Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча – ча – ча, чу – чу – чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач – ач – ач, уч – уч – уч и так далее.
Дидактическая игра «Осень».
Описание игры:
1 вариант.
Цель: автоматизация звука Щ изолированно.
Ход игры: Наступила осень и все лесные полянки усыпаны листьями. Знаешь звук щетки? Подмети большие листочки и произноси звук щетки «щ – щ – щ», затем только зеленые, желтые, маленькие листочки и так далее.
Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.
2 вариант.
Цель: автоматизация звука Щ в слогах.
Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.
Театральная игровая деятельность детей на занятиях у логопеда
Логопедические занятия для детей не обходятся и без использования элементов театральной игровой деятельности дошкольников. Фигурки для театра можно изготовить самим. Это может быть пальчиковый театр. Из бумаги делаются маски сказочных героев, они одеваются на палец, и разыгрывается представление. В настольном театре сказочные персонажи, сделанные из картона, вставляются в катушки из-под ниток. Интересен также и театр теней. Для него необходим небольшой экран белого цвета с подсветкой и черные фигурки героев.
Можно с детьми придумать и свои необычные сказки, где героями могут быть овощи, фрукты, предметы быта. Небольшие театральные постановки приносят радость, развивают фантазию детей, укрепляют память, делают речь многообразной и правильной.
Логопедические игры для детей играют основную роль в развитии правильного произношения у дошкольников.
Речевой уголок своими руками
Пособие, сделанное своими руками, дополненное, расширенное под потребности детей и цели занятий, всегда будет представлять, куда большую ценность и сделает обучение более эффективным и результативным.
В дошкольном возрасте преобладающим видом деятельности является игровая деятельность, поэтому представленные материалы, дают возможность выполнять упражнения в виде забавной игры, которая решает серьёзные задачи. Создание представленных пособий позволяет детям самостоятельно или с помощью взрослого выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику,
фонематический слух, а так же закреплять полученные знания на занятиях.
Дидактическое пособие «Домик»
Как известно, развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, поэтому речевые уголки обязательно дополняются необходимыми для этого пособиями: шнуровки, массажные мячи, су-джок шарики и прочее. Доски для развития мелкой моторики также встречаются в логопедической практике, но чаще они представляют собой открытый вариант, а если и имеют закрытые отверстия, то с наименьшей функциональностью, ведь за дверкой зачастую следует лишь картинка, к тому же открытые варианты таких досок обладают меньшей эстетичностью. Данное пособие «Домик» сделано большей частью из фанеры, чтобы облегчить конструкцию, а для прочности и удобства закрепления деталей крепёжными элементами использовались рёбра жёсткости, на задней панели сделаны крючки, чтобы надёжно закрепить пособие на стене. Закрытые элементы добавляют не только эстетичность пособию и сюрпризный момент для ребёнка, но и, ко всему прочему, позволяют сэкономить пространство, так как разнообразные элементы располагаются не на одной длинной панели, а на двух (внешней и внутренней), причём наиболее функциональная аккуратно «спрятана». Пособие привлекает интерес ребёнка, включает множество различных приспособлений для развития мелкой моторики дошкольника.
«Домик» представляет собой тренажёр для развития мелкой моторики через различные манипуляции с выключателем, розеткой, шпингалетом, замком, дверной цепочкой, дверным крючком, крышками, дверным звонком. Представленные элементы интересны ребёнку, потому что встречаются в его жизни повседневно без игровой направленности. Здесь же есть возможность осуществлять многократные манипуляции без ущерба для бытовых предметов, одновременно развивать ловкость пальцев рук, а приобретённая мышечная память будет очень актуальна в быту. Кроме того, развивается мелкая моторика, а для детей-логопатов это особенно актуально (страдает точность, быстрота и координация движений, преимущественно у детей с дизартрией). Значит косвенно и прямо развивается речь, потому как, играть можно не только самостоятельно, тренируя пальчики, но и с педагогом, проговаривая свои действия, подбирая необходимый антоним, слушая и выполняя инструкции.
Дидактическое пособие «Улитка»
Логопедические улитки и их варианты прочно вошли в обиход пользования логопедов и воспитателей на занятиях по развитию речи, автоматизации звукопроизношения. Моё пособие, вобрав положительные качества подобных дидактических материалов, отличается натуральным сырьём, из которого сделано. Кроме того, наличием и достаточным количеством средних по размеру карманов, а это уже решает задачу подбора необходимого картинного материала без особых материальных затрат. Мобильность, разнообразие карточек по лексическим темам, возможность включения в индивидуальные и групповые занятия, делают данное пособие многофункциональным.
Это дидактическое пособие решает следующие коррекционно-образовательные задачи: учить формировать обобщающие понятия по различным темам, закреплять, расширять словарь по этим же лексическим темам.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать навыки звукобуквенного анализа, навыки обобщения и систематизации;
- автоматизировать поставленные звуки в словах;
- формировать навыки связной речи, через составление рассказа с опорой на картинки.
Дети с удовольствием заполняют «Улитку» картинками, называя их, соотнося с темой занятия, выполняя при этом небольшое грамматическое упражнение («назови ласково», «сосчитай до пяти», «один-много», «подбери признак»). Таким образом, в занятии это пособие может быть применено на любом из этапов: и в качестве организационного момента, и на основном, в качестве самостоятельного упражнения, и на заключительном этапе при подведении итогов.
Данная «Улитка» служит основой для составления последовательного рассказа с опорой на картинки, дополнением к ознакомлению и обобщению материала по различным лексическим темам, закреплению поставленных звуков в словах в различной позиции. В этом пособии картинный материал, который при желании может дополняться, подобран не только по различным лексическим темам, но и на следующие звуки в разных позициях (начало, середина, конец слова): [р], [л], [ж], [ш], [ч], [щ], [ц], [з], [с].
Перечисленные ниже игры и упражнения являются лишь небольшим примером того, как может использоваться данное пособие, ведь его главное положительное качество — это универсальность применения на занятиях, как индивидуальных, так и групповых.
Игры и упражнения
— Упражнение «Подбери картинки на заданный звук». Цель
: автоматизировать поставленный звук в словах.
Задачи
: развивать фонематический слух; развивать навыки звукового анализа.
— Упражнение «Подбери картинку с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова». Цель
: автоматизировать поставленный звук в словах в различной позиции.
Задачи
: развивать навыки звукового анализа; развивать фонематический слух.
— Упражнение «Подбери картинку по заданной теме». Цель
: закрепить слова по изучаемой лексической теме.
Задачи
: развивать навыки обобщения и систематизации; развивать внимание, память, мышление.
— Упражнение «Расскажи по схеме». Цель
: формировать навыки составления рассказа по картинкам.
Задачи
: закрепить слова по изучаемой лексической теме; развивать грамматический строй речи, через согласование слов в предложении; развивать внимание, память.
Жанна Глазкова, учитель-логопед, МАДОУ Д/с №119 о.в. «Соловушка», г.Магнитогорск