Игры на тему: ЗОЖ для младшей группы ДОУ
Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду
Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Дидактические игры и упражнения
Игра «Овощи и фрукты». Цели: Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей; Воспитывать бережливое отношение к растениям; Развивать мелкую моторику рук, память, речь. Материал: Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, чеснок, картофель, перец, кукуруза, помидор), корзинки, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан). Ход игры: Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке. Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их. Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам. В огороде, в огороде весело гуляли В огороде, в огороде грядки мы вскопали. В грядку семена сажали, в ямку их опускали А потом водою теплой грядку поливали. Ты расти скорей морковка, перец и чеснок! Грядку мы прополем. Водичкою польём! Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты. Мы за столик сели, Фартучки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты. Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: «Съешь меня, Ванюша Яблочко родное, Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду. Спелый, сочный апельсин — В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнышко похож. Посмотрите-ка, арбуз, Вот забавный карапуз! Сверху важный, гладкий, А внутри-то сладкий. Воспитатель: Молодцы ребятки. Усложнение игры: Предложить детям рассмотреть овощи и фрукты, и разложить по цветам. Игра «Что растет на огороде» Цель: Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду. Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний вид и наощупь. Ход игры: Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа». Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус. Игра «Овощной магазин» Цель: Расширять представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача: Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило: Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. Ход игры: Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает. Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины). Игра «Угостим куклу чаем» Цели: добиться повторения названий чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом. Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла. Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно. Игра «Уложим куклу спать» Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей; уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья. Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее. Ход игры: Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную. Игра «Что, где лежит?» Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе, уточнить знания о расположении предметов в группе, закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых центров по разным видам детской деятельности. Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и центров по разным видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок — разложить предметы по местам. Упражнение «Расскажем Стёпка-растрёпка, как вести себя в детском саду» Цели: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе Оборудование: игрушка Стёпка-растрёпка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки. Ход игры: Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Стёпке-растрёпке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности. Упражнение «Оденем куклу на прогулку» Цели: закрепить названия зимней одежды, уточнить порядок одевания. Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия. Упражнение «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания, формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье. Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него. Ход игры: Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки( пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д. Игра «Узнай и назови овощи» Цели: закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя, продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья. Оборудование: картинки или муляжи овощей. Ход игры. Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки. Игра «Куда положить урожай Зайчика»Цели: закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», упражнять в умении их различать и называть. Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина. Ход игры. Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда , что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи — в корзину. Игра «Угадай на вкус» Цели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу, закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов. Ход игры. После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности( капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит. д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу. Игра «Назови правильно» Цель: уточнить знания об овощах, их качествах ( цвет, форма. вкус, запах), закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Оборудование: картинки овощей и фруктов. Ход игры. Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки. Игра «У нас порядок» Цель: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место, закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме. Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика. Ход игры: Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы — разложить предметы по местам — и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения. Игра «Найди картинку» Цель: закрепить знание названий одежды, совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону. Оборудование: картинки с изображением одежды. Ход игры: Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней, весенней, осенней одежде. Игра «Таня проснулась» Цель: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком. Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки. Ход игры: Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман. Игра «Купание куклы» Цель: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья, уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности. Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать. Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную. Упражнение «Как мы узнаем предмет» Цель: закреплять знание о роли органов чувств. Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей. Ход игры. Воспитатель напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по-разному. Затем предлагает: -найти определенные предметы с закрытыми глазами, потрогать предметы и определить их на ощупь( меховые, холодные, мокрые), -с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты, -понюхать и назвать предмет. Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах. Игра «Кто что умеет» Цель: закрепить знание о частях тела и их роли для человека, формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы. Оборудование: мяч. Ход игры. Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю: Что твои умеют ручки? Что умеют делать тучки? Что твои умеют ножки? Что умеют делать рожки? Что твои умеют глазки? Кто умеет слушать сказки? Что умеют делать пальчики? Что умеют делать зайчики? Что умеет ротик твой? Кто пойдет гулять со мной? Упражнение «Запомни движение» Цель: совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их. Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения. Ход игры. Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Игры для младших дошкольников по теме Животные Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет Развивающие игры для детей 2-4 лет
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие общения для дошкольников
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет
Игры на развитие внимания у детей 3-4 лет
Картотека дидактических игр для детей старшего возраста на тему «Здоровье и здоровый образ жизни»
Картотека дидактических игр для детей старшего возраста на тему
«Здоровье и здоровый образ жизни»
1. Дидактическая игра «Здоровый малыш»
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.
Правила игры.
Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие
карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо».
Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.
2. Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».
Задачи: формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; развивать мелкую моторику рук. Развивать грамматически правильную речь.
Материал: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.
Описание: Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.
Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.
3. Дидактическая игра «Что сначала — что потом (режим дня)»
Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.
Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.
4. Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».
Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут «путешествия».
Материал: карточки с изображением лабиринтов.
Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.
5. Дидактическая игра «Вредно – полезно».
Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.
Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.
Описание: Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.