Поиск ошибок и несостыковок
Эти задания – отличный инструмент для тренировки внимания и не важно, чтобы ребенок научился не сразу принимать полученную информацию на веру, а какое-то время поразмышлял.
Для таких заданий можно использовать картинки-небылицы (для неговорящих) или в виде небылиц-стихов, например:
- Саша съел суп, поэтому он голодный;
- Илона не смогла зайти домой, поэтому забыла ключи и т. д.
Кстати, такие задания очень полезны для коррекции аграмматизмов и развития полноценного понимания речи.
Сравнение (сходства/различия)
Это еще одна сложная мыслительная операция, которая становится доступной для детей в возрасте 5+. Начните с выполнения заданий с картинками, затем постепенно перейдите на словесный уровень, чтобы ребенок ушел от наглядной опоры к образному мышлению, которое делает необходимую нагрузку на память и воображение.
Упражнения можно придумать самому – просто спросите у ребенка, что общего, к примеру, у стола и стула. В ответ можете услышать, например: 4 ножки, изготовлены из дерева, это мебель и другое. Затем спросите у него, в чем между ними отличия, к примеру, на стуле сидят, а на столе нет. Стул имеет спинку, а стол нет и т. д.
Это простое задание, зато помогает ребенку провести углубленный анализ увиденного, заметить сходства и различия в малейших деталях.
Математика – не менее важный предмет, который помогает детям, у которых есть проблемы с речью и имитацией. Но и без подобных нарушений ею не стоит пренебрегать, ведь эта наука шевелит мозг и способствует развитию логического мышления.
Письменные примеры можно задействовать для детей, которым трудно разговаривать, а для ребят с развернутой речью можно на ходу придумывать простейшие задания, которые будут под силу всем детям с 6-7 лет.
Если же вы хотите, чтобы ребенок более внимательно вас слушал, придумывайте примеры с увлекательными для него сюжетами. К примеру, моя дочь очень любит красивые куклы, поэтому с удовольствием решает задачи, связанные с этой тематикой: «На прилавке в магазине было 10 кукол, 2 из которых были отложены ранее покупателем. Сколько кукол осталось в продаже?»
Чтобы развить у ребенка образное мышление и стимулировать память, периодически задавайте вопросы типа:
- Сколько лапок у собаки?
- Сколько хвостиков у мыши?
- Сколько пальцев на обеих ногах?
Логические задачи на смекалку
Задача
В комнате висят три лампы. В соседней комнате, где находитесь Вы, находятся 3 выключателя. Комнаты разделяет светонепроницаемая дверь. Вопрос: как определить, какой выключатель включает и выключает какую лампу, если в комнату с лампами можно зайти только один раз, при этом во этот момент нельзя трогать выключатели.
Ответ
Необходимо сначала на 5-10 минут включить один (первый) выключатель, после чего одна лампочка станет горячей. Затем нужно выключить этот выключатель и включить любой другой из оставшихся 2-х (это 2-й выключатель). И сразу зайти в комнату. Лампа не включенная, но все еще горячая включается первым выключателем. Лампа включенная включается вторым выключателем. И оставшаяся выключенная лампа включается последним выключателем.
Задача
Составьте одно слово из приведенного набора букв.
Л О С О Н Д О О В
Ответ
ОДНО СЛОВО. То есть, требуется составить «одно слово», так и получается из набора букв «одно слово».
Задача
Летчик выпрыгнул из самолета без парашюта. Как он смог остаться невредимым после приземления на твердый грунт ?
Ответ
Самолет стоял на взлетной полосе.
Задача
У дороги стоят два автоинспектора ГИБДД. Один смотрит вверх по дороге, чтобы видеть, не приближается ли машина с севера, а другой — вниз по дороге, чтобы видеть, не приближается ли машина с юга. Вдруг один спрашивает другого: «Чему ты улыбаешься ?». Как он мог узнать, что другой инспектор улыбается ?
Ответ
Инспекторы стояли не спиной к спине, а лицами друг к другу.
Задача
У отца Кати было 7 дочерей и ни одного сына. Шестерых дочерей зовут: Нана, Нене, Нини, Ноно, Нуну, Нэнэ. Как зовут седьмую дочь?
А) Нюню.
Б) Няня.
В) Нанэ.
Г) Жана.
Д) В списке ответов нет правильного имени.
Ответ
Д). Седьмая дочь и есть Катя (см. условие задачи).
Задача
Инструмент для измерения времени с минимальным количеством движущихся элементов — это солнечные часы. Какой инструмент для измерения времени имеет максимальное количество подвижных элементов?
Ответ
Песочные часы. Падающие песчинки представляют собой подвижные элементы и их очень много.
Задача
Трое студентов опоздали на лекцию. Они объяснили свое опоздание тем, что вместе ехали в одной машине и по дороге у них спустило колесо. Как преподаватель смог быстро доказать, что они лгут?
Ответ
Преподаватель опросил отдельно каждого студента (в отдельном кабинете) — какое именно колесо было спущено. Все три студента указали на разные колеса.
Задача
Многие из вас видели в алкомаркетах бутылки с алкоголем, содержащим внутри еще и какой-нибудь большой спелый фрукт: яблоко, грушу и др. А теперь скажите, как поместить в такую бутылку с узким горлышком достаточно большой спелый фрукт (не сушеный), не повредив его и не разделяя.
Ответ
Очень просто. Бутылку привязывают к фруктовому дереву и когда фрукт еще только начинает расти, его помещают в эту бутылку не отрывая от ветки.
Задача
Жук ползет вверх по дереву, при этом в течении суток утром, днем и вечером он заползает на высоту 5 метров, а ночью спускается на 2 метра. Вопрос: в какой день и час жук заползет на высоту 9 метров, если начал он заползать на дерево в воскресенье в 6 часов утра?
Ответ
Очень часто рассуждают так: жук за 24 часа вползает на высоту 3 метра (5м — 2м). Следовательно, на высоту 9 метров он заберется за 3 дня, т.е. к 6 часам утра в среду. Но более правильный ответ другой: в конце вторых суток (во вторник в 6 утра) жук будет на высоте 6 метров, и в этот же день может еще проползти 5 метров, что превышает необходимый уровень в 9 метров. Не сложно рассчитать, что 9 метров жук достигнет уже во вторник в 13 часов 12 минут.
Задача
4 студента живут в одной комнате общежития. Причем у них у всех учеба в разное время. На дверь они установили 4 висячих замка, ключ от каждого не подходит к другим 3 замкам. Как студенты могут открывать дверь и входить в комнату, если у каждого из них только свой ключ и возвращаются с учебы они в разное время, когда других трех студентов нет? В отсутствии студентов дверь закрыта этими четырьмя замками.
Ответ
Висячие замки студенты расположили так: первый установлен на левой петле двери, а четвертый замок на правой, а все четыре замка переплетены последовательно. Т.е. первый замок связывает левую петлю и второй замок, второй замок связывает первый и третий, третий замок связывает второй и четвертый, четвертый замок связывает третий и правую петлю. Открыв любой из замков, будет открыта и дверь.
Задача
Человек должен перевезти волка, козу и капусту с одного берега реки на другой в лодке. Но в лодке помимо человека еще помещается только 1 персонаж. В присутствии человека никто никого не съедает, но если оставить одних волка и козу, то волк съедает козу, если оставить одних капусту и козу, то коза съест капусту. Как человеку перевезти всех трех персонажей и чтобы никто никого не съел?
Ответ
Сначала человек должен перевезти козу, волк капусту не ест. Далее он перевозит капусту и тут же обратно забирает козу, после чего перевозит волка и оставляет его вместе с капустой. Затем перевозит козу.
Задача
Два велосипедиста выехали навстречу друг другу, один из пункта А, другой из пункта Б. Когда между ними осталось 300 км их заметила птица и стала летать от первого велосипедиста ко второму и наоборот, пока они не встретились. Птица летала со скоростью 100 км/ч, а велосипедисты ехали навстречу друг другу по прямой с равными скоростями в 50 км/ч. Сколько в итоге километров пролетела птица, летая между велосипедистами?
Ответ
На первый взгляд кажется, что задача достаточно сложная, но если внимательно читать задание, то станет ясно, что птица пролетела 300 км. Решение: птица летала, пока велосипедисты не встретились. 300 км они проедут с общей скоростью 100 км/ч за 3 часа. Следовательно, птица также летала 3 часа со своей скоростью в 100 км/ч.
Задача
Девушка уронила свое кольцо в чашку, полную кофе. Почему кольцо осталось сухим?
Ответ
Кофе был в зернах: молотый или растворимый.
Задача
Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?
Ответ
Полиция пожары не тушит, тушат пожары пожарные.
Задача
Вы заходите в тёмную кухню. В ней есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь?
Ответ
Спичку
Задача
Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
Ответ
Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым.
Задача
Электричка идет со скоростью 70 км/час. В какую сторону будет лететь дым?
Ответ
У электрички нет дыма.
Задача
Где впервые был обнаружен картофель?
Ответ
В земле.
Задача
Назовите пять дней, не называя при этом их по числам и по названиям дней недели.
Ответ
Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Задача
Без чего ничего никогда не бывает?
Ответ
Без названия.
Задача
Про что всегда говорят в будущем времени?
Ответ
Про завтра.
Задача
Как можно склонять голову, не опуская её вниз?
Ответ
По падежам.
Задача
Ничего не пишите и не используйте калькулятор. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось?
Ответ
(5000? Неверно. Правильный ответ 4100. Попробуйте пересчитать на калькуляторе).
Аналогии и антонимы
Аналогии помогают актуализировать словарь и находить логичную связку между словами:
- вилка для того, чтобы есть, а нож чтобы – …(резать);
- сапоги – это обувь, а шорты – это…(одежда);
- зимой холодно, а летом – … (тепло) и др.
Антонимы:
- толстый – тонкий;
- холодно – тепло;
- вредно – полезно;
- злой – добрый и т. д.
Данные слова и фразы указаны в качестве примера, вы же можете придумать что-то свое, но подбирать их нужно, в зависимости от индивидуального уровня знаний ребенка.
Четвертый лишний
Спросите у ребенка, что лишнее, затем попросите обосновать. Например:
- сарафан, рубаха, сапоги, шуба (сапоги – обувь);
- капуста, слива, баклажан, свекла (слива – фрукт);
- свинья, волк, лиса, олень (свинья – домашнее животное);
- комод, тумба, шкаф, диван (диван – мягкая мебель).
В данном случае вновь используются более сложные категории, чем на предыдущем этапе, поскольку ребенок должен больше знать про окружающий мир.