Значение и цели театрализации
Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театрализация — незаменимый элемент утренников
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает:
- работу над выразительностью реплик персонажей;
- расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
- совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
Кроме того, целями театрализации являются:
- всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
- стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
- развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
- формирование социальных навыков поведения;
- приобщение дошкольников к чтению;
- развитие режиссёрских навыков;
- воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.
Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов, советский психолог
Видео: презентация видов театра для детского сада (настольный из вязаных игрушек, на банках, на ложках, театр теней)
Кукольный театр своими руками
Для создания театра понадобится коробка с бортиками высотой до 10 см. Подойдет коробка от печенья. Обклеиваем коробку цветной бумагой с помощью двухстороннего скотча.
Приступим к созданию занавеса. Ширина занавеса может быть от 3 до 5 см, длинна по размеру коробки. На листе красной бархатной бумаги отмеряем ширину занавеса 2 раза и отрезаем полоску. Затем складываем пополам, рисуем контур портьер и вырезаем. Готовую деталь разрезаем по центральному сгибу. Складки, имитирующие драпировку занавеса, рисуем фломастером. Приклеиваем занавес по краям коробки.
Затем делаем ламбрекен. Отмеряем 2 см по ширине, рисуем контур и вырезаем. Длину ламбрекена меряем по коробке. Вырезаем, рисуем драпировки, приклеиваем поверх занавеса.
С помощью канцелярского ножа с боковой стороны коробки делаем прорезь шириной до 1 см, через него будут меняться декорации.
Фоны для декораций можно распечатать или нарисовать от руки. Размер картинок нужно подобрать под внутренний размер коробки. Если фоны сложены по ходу сказки или пьесы, их смена создаст впечатление настоящего театрального действия.
Для изготовления персонажей понадобятся трубочки для сока, двухсторонний скотч и распечатанные изображения героев. Вырезанные фигурки закрепляем на трубочках. Все готово! Можно начинать представление.
Работа в театральном уголке
Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:
- Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки).
- Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя.
- Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках.
Работа с напольными куклами очень сложна, но увлекательна для детей — нельзя использовать мимику
- Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит.
Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.
Паспорт театрального уголкаучебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69»
Группа «Цветик — семицветик»
Театральный уголок «Би-ба-бо»
Авторы-оформители:
Бикчентаева Ч. Х.
Уголок театрализованной деятельности расположен далеко от шумного спортивного уголка. Рядом с театрализованным уголком расположен уголок искусства и библиотека, что позволяет ребенку прослушать и понять произведение, самостоятельно «пообщаться» с книгой, полистать ее, рассматривая иллюстрации, обсудить со сверстниками, а потом применить в театрализованной деятельности.
Костюмерная : костюмы для сказок (животных, овощей); костюмы народов (русские народные муж. и жен., украинские муж. и жен.); костюмы клоуна, фокусника, ангела; атрибуты, для танцев: ленты на палочках, султанчики, рукавички; парики; обувь; сумки; шляпы.
Музыкальные инструменты: барабаны, маракасы, трищетки, ложки, дудки, погремушки, жалейки, ксилофон, колокольчики, свистульки, синтезатор, гитара, бубны.
Музыкальные игры: игра на развитие дыхания — «Веселый клоун»; «Лесенка — чудесенка»; «Развитие музыкального слуха» (найди пару); «Набор бутылочек разнозвучащих» (подобрать звук к сказке); «Кто как разговаривает»; «Пособие с нотным станом»; «Детское караоке».
Оборудование: фильмоскоп и пленки, для просмотров; музыкальный центр с подборкой фонотеки; декорации к театрам — картонажные изображения (замки, домики), деревья из пластика; афиши; программки; билеты.
Театры: «Би-ба-бо»; «Пальчиковый театр»; «Театр рукавичка» (фабричный и самодельный); «Театр «Хвосты»; «Театр на палочке»; деревянный театр «Бычок — смоляной бочок»; «Тряпичные куклы»; «Настольный театр»; «Театр на ложках».
Театрализованный уголок предназначен для детей средней, старшей и
йи подготовительной группы.
Приобщение детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
В театрализованном уголке могут быть организованны такие виды деятельности как: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально — художественная, трудовая.
Каталоги игр: игра на развитие дыхания — «Веселый клоун»; «Лесенка — чудесенка»; «Развитие музыкального слуха» (найди пару); «Набор бутылочек разнозвучащих» (подобрать звук к сказке); «Кто как разговаривает»; «Пособие с нотным станом»; «Детское караоке».
Работа с семьей: привлечение родителей к изготовлению декораций, изготовление афиш для спектаклей и программок, изготовление музыкальных инструментов. Мастер- классы для родителей по обучению иге на детских музыкальных инструментах, приглашение на утренники. Консультации на темы: «Театрально – игровая деятельность- одна из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка». Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.
Список книг для литературного уголка может включать в себя:
- художественную литературу по темам, по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям;
- «говорящие книги»;
- для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
- книги, сделанные своими руками;
- различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
- аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
- театр настольный;
- ширма;
- наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
- театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
- персонажи с разным настроением;
- материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
- уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
- для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Оснащение театрального уголка для старшей группы
- Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
- В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
- Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
Празднично-карнавальные игрушки
Детям от четырех до шести лет могут быть предложены крупные надувные куклы, фигуры животных, сказочные персонажи, удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы.
Празднично-карнавальные игрушки могут быть очень крупными, декоративными. Интересны игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов). Атрибуты костюмов и маски должны создаваться в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы.
В содержание работы по театрализованной деятельности входит:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
- литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».
Теневой театр
Теа́тр тене́й — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад.
Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.
Специфика театра, его эстетика и тема варьируются в зависимости от традиций.
Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Могут быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, возможно, подвижно соединённых. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр — отличная сюжетно-ролевая игра для дошкольников, которая:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
- знакомит с элементарными математическими понятиями;
Пальчиковый театр — это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости.
Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Пальчиковый театр — это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.
Пальчиковый театр — отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы «оживая» на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.
Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.
Как играть в пальчиковый театр?
Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.
В 2-3 года дети готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.
С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.
В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
Сначала следует просто познакомить малыша с куколками, дать ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем персонажи поочередно надеваются себе на пальчики и общение с ребенком происходит от их имени. Можно предложить ребенку надеть куколку на пальчик и попробовать пообщаться друг с другом. Далее перед ребенком разыгрывается сказка. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.
Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.
Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала следует научить ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.
Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.д.). Что позволяет развить у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
Театр Би-ба-бо
Бибабо́ — простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.
Бибабо часто используются в передвижных кукольных театрах.
Театром кукол би-ба-бо или театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупатццы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки.
Петрушка – любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти. В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода): Петрушка и лекарь (городовой). Сюжеты были самыми обычными, например, Петрушка женится или покупает лошадь. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом его расправы были достаточно жесткими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала «небесная кара».
Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924г. не обрел, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ БИ-БА-БО
Куклы би-ба-бо можно приобрести в магазинах или сшить самим. Самая простая кукла состоит из тельца-рубашки, головы и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластмассового шарика, папье-маше. Можно также использовать старые куклы и резиновые игрушки. Если кукла тяжела для вождения, то можно использовать гапит (деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой).
Процесс изготовления куклы состоит из нескольких этапов: подбор материала, раскрой деталей, прошивание, набивка, сборка.
Театр «Смайлик»
Сма́йлик (англ. smiley — «улыбающийся» и непосредственное название такого значка) или счастливое лицо (☺/☻) — стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица; традиционно изображается в виде жёлтого круга с двумя чёрными точками, представляющими глаза, и чёрной дугой, символизирующей рот. Смайлики широко используются в популярной культуре, само слово «смайлик» также часто применяется как общий термин для любого эмотикона (изображения эмоции не графикой, а знаками препинания).
Театр на палочках
Театр «Рукавичка»
Домашний театр при помощи игрушек-рукавичек — еще более захватывающее действо для малыша, чем обыденные игры. Ведь в нем ребенок является основным участником и режиссером спектакля, и конкретно от него зависит сюжет, репертуар, тексты «актеров».
Малыши нередко требуют почитать им сказку? Домашний театр с игрушками-рукавичками им понравится еще более! Ведь они своими очами увидят возлюбленных персонажей — Колобка, Лисицу, Кота в Сапогах и многих других, также сумеют их потрогать.
Еще увлекательнее сочинить и разыграть свою историю. Будет лучше, если самые мелкие малыши сначала побудут ординарными зрителями, и перед ними предстанет сказочное действо, разыгранное вами. А с течением времени малыш изберет для себя возлюбленного персонажа и включится в игру.
Кукольный домашний театр с игрушками-рукавичками — развивающая игра. Она дает детям возможность поближе изучить самих персонажей. Также постановка сценок с игрушками-рукавичками помогает ребенку обучаться верно вести себя в разных ситуациях, различать добро и зло, отыскивать выход из сложившихся заморочек. Ребенок научится разбираться в нраве персонажей и решать, на кого охото быть схожим, а на кого — нет.
Постановки с игрушками-рукавичками развивают речь, выразительную дикцию и память, обогащает словарный припас. Нередко ребенку необходимо запоминать тексты, заучивать песни и стихи, что может очень понадобиться в предстоящей школьной жизни. Принципиальный момент: при помощи такового театра детям будет увлекательнее учить зарубежный язык, говоря голосом разных персонажей на избранном языке. Так намного увлекательнее и проще усваивать новые слова.
Кукольный детский театр развивает фантазию и творческие возможности. Когда малыши сами начинают интенсивно учавствовать в постановках, у их раскрывается обширное поле для фантазии. Ведь можно выдумывать все новые и новые истории, демонстрировать их своим друзьям, а потом — в садике и школе. Может быть, перед вами будущий режиссер — звезда мирового масштаба. А все начиналось с обыденного домашнего театра.
Кукольный домашний театр с игрушками-рукавичками помогает детям социализироваться. Ведь малыши обучаются создавать собственный «круг», собственный коллектив, разговаривать меж собой, распределять роли и обязанности. Спектакли домашнего кукольного театра помогают ребенку раскрепоститься и побороть свою стеснительность.
В конце концов, работа с игрушками-рукавичками развивает моторику малыша. Ведь она просит точности движений и гибкости пальцев.
Покупая игрушки-рукавички для домашнего кукольного театра, направьте внимание на качество. Игрушки-рукавички, как и другие игрушки, должны быть изготовлены из экологически незапятнанного материала, не вызывающего аллергию у малыша. Потому доверьтесь надежным производителям мягеньких игрушек.
Настольный театр
Настольный театр — это макет с декорациями и небольшими фигурками, которые кто-либо передвигает в этом макете. Такой театр рассчитан на совсем небольшую аудиторию. Для сцены необходим ящик, одна сторона которого открывается, в ней размещаются кулисы и занавес. Пространство над ящиком и с его боков завешивается тканью. Декорации подвешены на проволоках и могут меняться сверху. Действующие лица удобнее всего перемещать по сцене с помощью длинной палочки, которую передвигают по полу ящика. Такой театр обычно очень интересен детям с ярко выраженными наклонностями к моделированию и конструированию мелких предметов.
Театр ложек
Театр ложек предвосхищает знакомство с более сложными верховыми куклами, являясь как бы их упрощенным вариантом. Изготовить театр ложек несложно. Их основу составляет ложка, легкая и удобная в управлении. На обычных деревянных или пластиковых ложках рисуют сказочного персонажа (мордочку лисы, волка, колобка и т.д.).т Можно приклеить готовые. Потом ложки покрываются лаком (если это дерево). Для каждого готового персонажа шьётся «юбочка» (чтобы скрывала ручку ложки). Каждая ложка (теперь это театральный персонаж). Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко завязанную. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать.