Уголок экспериментирования в детском саду: оформление по ФГОС


Методические рекомендация «Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»

Методические рекомендации

«Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, «бросового»)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:

  • «Песок и вода»,
  • «Звук»,
  • «Магниты»,
  • «Бумага»,
  • «Свет»,
  • «Стекло и пластмасса»,
  • «Резина».

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий
  • Книги познавательного характера для среднего возраста;
  • Тематические альбомы;
  • Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»
  • Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)
  • Песок, глина;
  • Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • Материалы для игр с мыльной пеной,
  • Красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • Семена бобов, фасоли, гороха
  • Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
  • Простейшие приборы и приспособления:
  • Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям
  • Персонажи, наделанные определенными чертами — (прим. «Незнайка», «Почемучка» и т.д.) от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Содержание уголков экспериментирования

Ранний и младший возраст

Содержание компонентов и оснащение уголка

1. Сравнение предметов: предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.

2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.

5. Материалы по сезону, календари, макеты.

6. Картотеки с описанием опытов

Средний возраст

1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними

5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)

6. Материалы по сезону, календари, макеты.

7. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги

8. Картотеки с описанием опытов

9. Журнал опытов для зарисовки результатов.

10. Дидактические игры по экологии.

11. Пооперационные карты опытов, приготовления простейших блюд.

Старший возраст

  1. Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  2. Серии картин с изображением природных сообществ;
  3. Книги познавательного характера, атласы;
  4. Тематические альбомы;
  5. Коллекции
  6. Мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:», «Изделия из камня».
  7. сито, воронки
  8. Половинки мыльниц, формы для льда;
  9. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;
  10. Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
  11. Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
  12. Карточки-подсказки (разрешающие — запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
  13. Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  14. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и плас.

Основным оборудованием в уголке являются:

  1. Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  4. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные

Центр науки и природы в детском саду в старшей группе

Модель центра науки и природы в старшей группе детского сада

При организации предметной среды в групповом помещении учитываю всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, я создала условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.). Все материалы в центре науки соответствуют требованиям безопасности, доступны детям, всё эстетично оформлено. Центр науки и природы является не только украшением группы, но и местом саморазвития детей.
Центр науки и природы состоят из нескольких мини-блоков: мини-лаборатории; уголка природы; методического уголка; уголка «Хочу всё знать»; уголка «Природная мастерская»; игротеки. 1. В нашей группе оборудована «Мини — лаборатория». Лаборатория предназначена для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Лаборатория реализует следующие типы экспериментов: * Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; * Коллекционирование (камни, гербарий.)


В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
*Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки); *Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.); *Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.); *Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.); *Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки); *Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы); *Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.). *Для экспериментов с водой: пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло растительное, контейнеры для льда. *Для экспериментов с воздухом: трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д. *Для экспериментов со светом и цветом: различные фонарики, зеркала, цветные стёклышки (вырезанные из пластиковых бутылок). *Для экспериментов со звуком: киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники. *Для экспериментов с запахом: мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры. *Для экспериментов с магнитами: разные магниты, скрепки, металлические предметы. Кроме этого, у нас собрана картотека различных опытов и экспериментов.

В мини — лаборатории находятся: * коллекции:
-Коллекции семян. -Гербарий. -Коллекция тканей. -Коллекция ниток. -Коллекция ракушек. -Коллекция камней.
*модели:
— алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
*макеты:
-царство льда и снега; -кто живёт в жарких странах; -животные наших лесов; -пресмыкающиеся; -насекомые.

«Аквариумный мир»

2. Методический уголок. В уголке — правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети вместе с воспитателем. 3.Уголок «Хочу всё знать».


В него входят книги, энциклопедии «Всё обо всём», атласы, альбомы: (времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные и птицы, дикие животные, животные Севера). Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами способствует формированию у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. 4.Уголок природы. Уголок природы позволяет успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются, каково строение растений, значение растений. Здесь представлены комнатные растения. На них оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями. Так же расположены материалы для ухода за растениями В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.


Представлены тематические альбомы: луговые цветы, садовые цветы, комнатные растения, насекомые. Представлены модели: *календарь природы (времена года), дни недели; *календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе. Календари природы с обозначением месяцев, времени суток и дней недели. 5.Игротека. В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Создана картотека игр: «Кто где живёт?»,» Животные»,» Растения-наши друзья», «Ассоциации», «Зоологическое лото», «Кто чем питается?», «Времена года» и др. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.


6.Уголок «Природная мастерская». Это уголок самостоятельной деятельности дошкольников. В этом уголке дети, знакомясь с природным материалом, создают из него поделки. Здесь находятся природный материал (глина, мел, песок, почва, кора деревьев, также плоды и семена разных растений) и дополнительное оборудование: клей, пластилин, ткань, бумага. То, что создано детьми- поделки, рисунки, представлено в центре науки. Периодически оформляется мини — выставка. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.


7. «Огород на окне». Посадки: лук, чеснок, салат, фасоль, кукуруза, огурцы, укроп, перец сладкий, помидоры, бархатцы. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями их роста. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведётся дневник наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Рекомендуем посмотреть:

Предметно-развивающая среда группы в детском саду по ФГОС Развивающая игрушка для детей дошкольного возраста своими руками «Колобок» Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно — развивающей среды Центр математики в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]