дс 174 Елецкая КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительных материалов — презентация


Виды конструирования, материалы для детского конструирования.

Общие виды:

1 Изобразительное

– несет в себе эстетический смысл (гирлянда для Нового года);

2 Техническое

– для практических целей (дом для куклы).

Виды конструирования на основе используемого материала

:

1

Конструирование из строительного материала.

2

Из бумаги и картона (оригами, звезда).

3

Из природного материала (из желудей, шишек, из песка, снега).

4

Из бросового материала (паралон, пенопласт и др.).

Типы конструктивных занятий в разных возрастных группах дошк учреждения.

1 По образцу и показу воспитателя.

Проводится с мл дошк возраста.

2 По образцу без показа

. Проводится со ср дошк возраста.

3 По чертежу или рисунку

. Проводится со ст дошк возраста. Занятия основаны на наглядном моделировании. Сначала детей учат составлять схемы построек, а затем наоборот делать постройки по схемам.

4 По условиям

. Вводится со ср дошк возраста. Педагог не дает образца, а объясняет детям условия, которым постройка или поделка должны соответствовать.

5 По предложенной теме

. Вводится со ср дошк возраста. Педагог дает лишь тему. Напр., постройте городскую улицу.

6 По собственному замыслу

. Вводится с конца ср дошк возраста. Дети сами определяют тематику конструирования.

Задачи конструирования

(
в младших группах):
1

Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом.

2

Обогащать представления детей о цвете и форме.

3

Развивать пространственную ориентацию детей.

4

Учить рассматривать и анализировать образец.

Задачи обучения(в ср дошк возрасте):

1.

Содействовать развитию интереса к архитектуре, дизайну и конструктивной деятельности.

2.

Поддерживать и стимулировать интерес к самостоятельному конструированию в играх детей.

3.

Знакомить с рациональным целесообразным использованием строительного и природного материала.

Задачи обучения (в ст дошк возрасте):

1.

Развивать эмоциональное отношение к архитектуре, дизайну и разнообразным поделкам.

2.

Учить детей создавать постройки и поделки по заданным условиям, схемам и чертежам.

3.

Содействовать самостоятельному развитию конструктивной деятельности.

41. Методика обучения конструированию в разных возрастных группах детского сада.

Деятельность в младших группах, ее игровой характер. Методика обучения.

Осуществляется конструирование из строительного материала (кубики, кирпичи) и природного (снег, песок).

Сначала дети сооружают несложные постройки: башня, лестница, мост. Затем каждая постройка обыгрывается. Из строительного материала делают работы как в группе, так и на улице.

Методы и приемы:

наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы.

Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ср дошк возрасте.

Содержание конструирования.

Начинают использовать все 4 вида конструирования. Постройки из строительного материала усложняются: делают целые комнаты для кукол, городские улицы.

Знакомят с новым конструктивным материалом – бумагой. Учат складывать прямоугольные листы пополам, квадратные – по диагонали. Тематика пока проста: делают коробочки, самолетики, гирлянду из колечек.

Начинают изготавливать поделки из шишек, коры, желудей, ореховой скорлупы. Скрепляя части пластилином.

Учат делать игрушки из пенопласта и паралона.

Методы и приемы:

наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы.

Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ст дошк возрасте.

Содержание обучения.

При работе со строительным материалом обращают внимание детей на прочность и устойчивость конструкции, на ее эстетический вид.

При конструировании используют разнообразные формы – пластины, бруски, цилиндры, призмы (крыша).

Дети чаще сооружают коллективные постройки. При конструировании из бумаги делают игрушки из цилиндров и конусов. Делают разнообразные игрушки в технике оригами, сложные гирлянды, звезды на Новый год.

Усложняются поделки из природного материала, они состоят из большего кол-ва деталей, могут передавать движения.

Усложняются работы из бросового материала. Дети делают не только игрушки, но и башни из спичечных коробков, катушек от ниток, игрушки из пластиковых бутылок.

Методы и приемы:

наблюдение, образец воспитателя(редко используется), обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные, исследовательский и эвристический методы.

42. Вариативные программы и педагогические технологии по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.

В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.

Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства.

К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

1. Развитие художественного восприятия.

2. Формирование эстетических чувств и эмоций.

3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.

4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.

Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

— восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств;

— воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности;

— эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками;

— эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества;

— художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.

^ Механизм передачи и освоения опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:

1. Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн).

Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

— формировании активного отношения к познавательной деятельности;

— подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;

— демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;

— применение знаний на практике.

2. Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.

Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

— предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

— материальное (материализованное) действие;

— этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

-этап внутренней речи, осмысление проблемы;

-этап автоматизированного действия (навык).

Авторами технологии разработаны принципы ее реализации:

— принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;

— принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;

— принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

— принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;

— принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

— принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;

— принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному;

— принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.

Процессуальная характеристика технологии

Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм.

Первый элемент – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности.

Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме.

Третий элемент – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.

Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:

^ Первый этап — накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.

^ Второй этап — этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.

^ Третий этап — этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.

^ Четвертый этап — этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.

Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]