Виды конструирования, материалы для детского конструирования.
Общие виды:
1 Изобразительное
– несет в себе эстетический смысл (гирлянда для Нового года);
2 Техническое
– для практических целей (дом для куклы).
Виды конструирования на основе используемого материала
:
1
Конструирование из строительного материала.
2
Из бумаги и картона (оригами, звезда).
3
Из природного материала (из желудей, шишек, из песка, снега).
4
Из бросового материала (паралон, пенопласт и др.).
Типы конструктивных занятий в разных возрастных группах дошк учреждения.
1 По образцу и показу воспитателя.
Проводится с мл дошк возраста.
2 По образцу без показа
. Проводится со ср дошк возраста.
3 По чертежу или рисунку
. Проводится со ст дошк возраста. Занятия основаны на наглядном моделировании. Сначала детей учат составлять схемы построек, а затем наоборот делать постройки по схемам.
4 По условиям
. Вводится со ср дошк возраста. Педагог не дает образца, а объясняет детям условия, которым постройка или поделка должны соответствовать.
5 По предложенной теме
. Вводится со ср дошк возраста. Педагог дает лишь тему. Напр., постройте городскую улицу.
6 По собственному замыслу
. Вводится с конца ср дошк возраста. Дети сами определяют тематику конструирования.
Задачи конструирования
(
в младших группах):
1
Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом.
2
Обогащать представления детей о цвете и форме.
3
Развивать пространственную ориентацию детей.
4
Учить рассматривать и анализировать образец.
Задачи обучения(в ср дошк возрасте):
1.
Содействовать развитию интереса к архитектуре, дизайну и конструктивной деятельности.
2.
Поддерживать и стимулировать интерес к самостоятельному конструированию в играх детей.
3.
Знакомить с рациональным целесообразным использованием строительного и природного материала.
Задачи обучения (в ст дошк возрасте):
1.
Развивать эмоциональное отношение к архитектуре, дизайну и разнообразным поделкам.
2.
Учить детей создавать постройки и поделки по заданным условиям, схемам и чертежам.
3.
Содействовать самостоятельному развитию конструктивной деятельности.
41. Методика обучения конструированию в разных возрастных группах детского сада.
Деятельность в младших группах, ее игровой характер. Методика обучения.
Осуществляется конструирование из строительного материала (кубики, кирпичи) и природного (снег, песок).
Сначала дети сооружают несложные постройки: башня, лестница, мост. Затем каждая постройка обыгрывается. Из строительного материала делают работы как в группе, так и на улице.
Методы и приемы:
наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы.
Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ср дошк возрасте.
Содержание конструирования.
Начинают использовать все 4 вида конструирования. Постройки из строительного материала усложняются: делают целые комнаты для кукол, городские улицы.
Знакомят с новым конструктивным материалом – бумагой. Учат складывать прямоугольные листы пополам, квадратные – по диагонали. Тематика пока проста: делают коробочки, самолетики, гирлянду из колечек.
Начинают изготавливать поделки из шишек, коры, желудей, ореховой скорлупы. Скрепляя части пластилином.
Учат делать игрушки из пенопласта и паралона.
Методы и приемы:
наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы.
Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ст дошк возрасте.
Содержание обучения.
При работе со строительным материалом обращают внимание детей на прочность и устойчивость конструкции, на ее эстетический вид.
При конструировании используют разнообразные формы – пластины, бруски, цилиндры, призмы (крыша).
Дети чаще сооружают коллективные постройки. При конструировании из бумаги делают игрушки из цилиндров и конусов. Делают разнообразные игрушки в технике оригами, сложные гирлянды, звезды на Новый год.
Усложняются поделки из природного материала, они состоят из большего кол-ва деталей, могут передавать движения.
Усложняются работы из бросового материала. Дети делают не только игрушки, но и башни из спичечных коробков, катушек от ниток, игрушки из пластиковых бутылок.
Методы и приемы:
наблюдение, образец воспитателя(редко используется), обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные, исследовательский и эвристический методы.
42. Вариативные программы и педагогические технологии по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.
В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.
Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства.
К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:
1. Развитие художественного восприятия.
2. Формирование эстетических чувств и эмоций.
3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.
4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности.
Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.
Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:
— восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств;
— воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности;
— эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками;
— эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества;
— художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.
^ Механизм передачи и освоения опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:
1. Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн).
Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:
— формировании активного отношения к познавательной деятельности;
— подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;
— демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;
— применение знаний на практике.
2. Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.
Усвоение опыта происходит в такой последовательности:
— предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;
— материальное (материализованное) действие;
— этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;
-этап внутренней речи, осмысление проблемы;
-этап автоматизированного действия (навык).
Авторами технологии разработаны принципы ее реализации:
— принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;
— принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;
— принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;
— принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;
— принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;
— принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;
— принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному;
— принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.
Процессуальная характеристика технологии
Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.
Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм.
Первый элемент – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности.
Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме.
Третий элемент – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.
Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:
^ Первый этап — накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.
^ Второй этап — этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.
^ Третий этап — этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.
^ Четвертый этап — этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.
Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.
Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.