Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста
Жильцова Инна Анатольевна
Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.
Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души»
замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.
Актуальность данной темы обусловлена введением в практику Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
и необходимостью по-новому рассматривать организацию
игровой деятельности в ДОО в соответствии с требованиями по сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
Новизна заключается в формировании у педагогов умения так организовывать игровую деятельность, при которой будет обеспечено «разнообразие детства, полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения)
детского развития, создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский.Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
В основе, новой классификации детских игр, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого)
.
Выделяют три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, – самостоятельные игры:
1.1. игра-экспериментирование;
1.2. самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
2. игры, возникающие по инициативе взрослого,который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
2.1.игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
2.2.досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют»
игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом. К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.
В режиссерских играх ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)
. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры.Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит
деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения.
Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.
С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой»
, средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить
детей способам полноценного общения.
Занятие по самообслуживанию в старшей группе детского сада
У детей 5–6 лет хорошо развита мелкая моторика рук и координация движений. Они владеют навыком одевания и раздевания, помнят последовательность выполнения действий. Дети знакомы с правилами личной гигиены. Во время приёма пищи старшие дошкольники умело обращаются со столовыми приборами. В этом возрасте большее внимание следует уделять правилам поведения за столом, закреплению навыка следить за своим внешним видом, состоянием рабочего и спального места.
В старшем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Убери за собой посуду и приведи в порядок столик», «Пожалуйста, выверни налицо водолазку и повесь её сушиться», «Вова, у тебя развязался шнурок, присядь на скамейку и завяжи бантик», «Катя, перед танцевальным занятием надо собрать волосы резинкой/заплести косичку». Первые инструкции по самообслуживанию должны быть представлены наглядно, например, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме.
В старшей группе можно составить график дежурств с целью формирования у ребят умения накрывать на стол, следить за соблюдением порядка и чистоты в обеденной и игровой зонах, спальне, раздевалке. Положительные эмоции доставляет дежурство в уголке живой природы, где ребятам поручается следить за состоянием животных и растений, ухаживать за ними.
Ребята с удовольствием следят за растениями и животными, выполняют поручения по уходу за ними
Картотека тем по формированию навыков самообслуживания: таблица
Тема по самообслуживанию | Воспитательные и обучающие задачи | Приёмы самостоятельной деятельности детей |
«Приём пищи» | Закрепление навыков культурного приёма пищи, обращения со столовыми приборами. Воспитание чувства аккуратности: мусор относить в специально отведённое место, проверять чистоту стола по окончании еды. Добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой. | Игры с кукольной посудой и игрушками, дидактические игры на усвоение правил культурного приёма пищи, выполнение трудовых поручений во время дежурства. |
«Одевание и раздевание» | Обобщение и закрепление навыков последовательного одевания и раздевания, аккуратного развешивания и складывания снятых вещей. Совершенствование способности справляться с различными видами застёжек и шнурками. | Игры на мелкую моторику с застёжками, дидактические игры на запоминания алгоритма правильной последовательности действий при одевании/раздевании, игры с кукольной одеждой. |
«Правила личной гигиены» | Закрепление культурно-гигиенических навыков: пользование ванной и туалетной комнатами, умывальником, носовым платком. Закрепление навыков ухода за зубами (алгоритм чистки зубов, использование зубной нити). | Проведение бесед о важности соблюдения правил гигиены, необходимости следить за свои организмом, проведение игр-тренингов по типу «Научи малыша, как…». |
«Содержание в порядке обуви и одежды, спального места, рабочих инструментов и проч.» | Совершенствование навыка замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде (поправлять причёску, одежду, своевременно чистить обувь). Закрепление навыка заправлять постель, следить за чистотой и порядком на спальном месте. Воспитание бережного отношения к вещам: предметам одежды и обуви, аксессуарам, рабочим инструментам (карандаши, кисти, инвентарь для работы на улице), игрушкам, книгам. Привлечение к участию в генеральной уборке помещения. | Проведение игровых тренингов «Причёски», «Опиши, как одет товарищ», дидактических игр «Назови, что не так в облике персонажа», «Что находится не на своём месте», соревнований на самое аккуратное рабочее место/шкафчик. |
Старших дошкольников нужно научить добросовестно относиться к обязанностям дежурного
Конспект занятия по самообслуживанию в старшей группе на тему «Нам водичка добрый друг»: таблица
Цели | 1. Закрепить знания детей о правилах личной гигиены (уход за руками). 2. Закрепить знания о предметах ухода за кожей рук. 3. Закрепить знания об алгоритме мытья рук. 4. Познакомить детей с тремя «золотыми» правилами по уходу за руками: мыть руки после туалета, после прогулки, перед едой. 5. Активизировать и обогащать словарь детей за счёт использования потешек, стихов, слов: прозрачная, чистая, спокойная. 6. Закреплять навыки дифференциации ротового и носового дыхания (игра «Пора вставать»). 7. Развивать коммуникативные навыки. |
Предварительная работа | 1. Знакомство с предметами ухода за руками. 2. Внесение и рассматривание алгори и «Три «золотых» правила». 3. Наблюдения в природе за дождём, снегом. 4. Проведение опытов со снегом, опытов, подтверждающих потребность растений во влаге. 5. Работа по звукоподражанию: песенка водички — с-с-с, дождя — кап-кап-кап. 6. Проведение дыхательной гимнастики. 7. Заучивание потешек о воде. 8. Речевые игры: «Какая вода?», «Для чего нужна вода?». 9. Сенсорные игры на развитие термических ощущений: «Какая вода?». 10. Игры с водой: «Достань игрушку ложкой, ситечком», «Узнай, что это?» (с закрытыми глазами). 11. Чтение художественной литературы: В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто. «Девочка чумазая», К. Чуковский. «Мойдодыр». |
Материал | Предметы для мытья рук, ситечко, лопатка, лейка, ведёрко с водой, кукла, зайка и др. игрушки, алгори и «Три «золотых» правила». |
Ход мероприятия | Организационный момент. Воспитатель входит с детьми в группу. Дети садятся на стульчики («спят»). Игра «Пора вставать» Воспитатель (говорит шёпотом). — Мои детки, мои детки, Мои детки крепко спят. Мои детки, мои детки Потихонечку сопят. Вот так! Воспитатель делает шумный вдох носом, затем выдох ртом со звуком хо-о-о-о. Дети подражают. Воспитатель (громко). — Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Дети «просыпаются» и, встав на носки с поднятыми вверх руками, делают вдох. Затем, бросив руки вдоль туловища и опустившись на полную ступню, делают выдох. Воспитатель. — А, проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте! (протяжно) Дети. — Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте! (протяжно) Игра «Кто умеет чисто мыться?» Воспитатель. — Сегодня мы идём в гости к нашим игрушкам. Посмотрим, умеют ли они дружить с водичкой. Мы-то знаем, что … Нужно мыться непременно Утром, вечером и днём, Перед каждою едой, После сна и перед сном. Тук, тук, кто здесь живёт? (Кукла Сима!) У неряхи Симы Жить невыносимо: Ходит кукла Сима Вечно в грязном платье, На братишке Мишке Грязные штанишки, Тут чулок, а там башмак Разве можно так? — Детки, а кто из вас умеет умываться? Давайте покажем игрушкам как правильно умываться. Игра сопровождается движениями, указанными в тексте. Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Это мы! Это мы! Это мы! Дети поднимают руки вверх. Кто не хочет быть грязнушкой Хорошенько моет ушки? Это мы! Это мы! Это мы! Дети поднимают руки вверх. Умываться мы умеем Мы мочалкой моем шею. Вот так! Вот так! И вот так! Дети изображают, как трут шею мочалкой. А потом помоем ловко Мы над тазиком головку. Вот так! Вот так! И вот так! Дети изображают, как моют голову. Чтобы чисто вымыть ножки, Мы помылим их немножко. Вот так! Вот так! И вот так! Дети изображают, как моют ноги. Мы помылись как большие, Вот мы чистые какие. Посмотри! Посмотри! Посмотри! Дети хлопают в ладоши. 4. Закрепление знаний детей о правилах личной гигиены. — А здесь кто живёт? (Зайка.) Да какой он беленький, да какой он чистенький, посмотрите: Зайка умывается — К деткам собирается: Вымыл носик, вымыл хвостик. Вымыл ухо, вытер сухо. — А теперь мы поучим Симу, как нужно умываться. Пусть берёт пример с зайчика. Сима, мой лицо и шейку Мылься мылом хорошенько, Воду ты не разливай, Сухо ручки вытирай. — Смотрите-ка, ребятки, наша Сима: Причесалась и умылась, Всем ребяткам поклонилась, Захотелось ей опять Веселиться и плясать. Ну, ребятки, выходите. Вместе с Симой попляшите. Исполнение детьми танца «Ай-да, малыши…». Игра «Найди нужные предметы». — Ребятки, найдите предметы, необходимые для мытья рук. Детям предлагаются на выбор следующие предметы: ситечко, лопатка, лейка, ведёрко с водой, полотенце, мыло. — Чтобы чистым быть всегда, Людям всем нужна вода! — Какая водичка в ведёрке? (Прозрачная, чистая, спокойная). — Ребята, что это? Белая пена Хлопьями летела, — Взяла в руки Мила Душистое… (мыло). — Детки, посмотрите какое душистое мыло. Для чего нам нужно мыло? — А это, что? Мягкое, пушистое, Чистое — чистое. О него руки вытираем И на место убираем. (Полотенце). — Для чего нам нужно полотенце? 7. Закрепление знаний детей об алгоритме мытья рук. — Ребятки, я предлагаю вам подружиться с водичкой — помыть ручки. — Где будем мыть ручки? (В умывальной комнате, под краном). Чтение «Умывальной песенки». Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Как дома в нашей ванной. — Водичка серебристая, Ты как сюда попала? — Через луга росистые Я в детский сад бежала. — Водичка серебристая, Зачем ты к нам бежала? — Чтоб все вы были чистыми, Чтоб все у вас сверкало! А. Абелян — Детки, какая водичка льётся из-под крана? (Чистая, прозрачная, журчащая). — Как журчит водичка? Какую песенку она поёт? (С-с-с-с-с…) Чтение потешки во время мытья рук: Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Всем деткам улыбаемся! Чистая водичка Умоет Лёне личико, Лидочке — ладошки, Пальчики — Антошке! — Руки с мылом мы помыли. А вытереть их не забыли? — Чем будем вытирать ручки? (Пушистым, мягким полотенцем). Чтение потешки во время вытирания рук: Раз, два, три, четыре, пять! Ручки будем вытирать. Станут пальчики сухими — Вот такими, вот такими! — Молодцы, ребятки! Ручки ваши чистые – Значит, всё в порядке! 8. Игра малой подвижности «Хоровод». Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог вместе с детьми начинает движение по кругу одновременно читая текст. За руки друзей возьмём, Хоровод наш заведём. Мы старались, умывались, Вытирались, причесались. А сейчас нас ждёт обед: Борщ, компот и винегрет. Теперь каждый ляжет спать На уютную кровать. Дети останавливаются, кладут руки под щёчку, ладонь на ладонь («засыпают»). 9. Итог занятия. — Молодцы, ребятки! Я очень рада за вас, что вы столько полезного знаете. Придёте вечером домой расскажите мамам и папам о добром друге — водичке, не забудьте показать, как вы умеете чисто мыть и вытирать ручки. |
Алгоритмы последовательности действий по самообслуживанию должны висеть в туалетной комнате, спальне, раздевалке, столовой
Временной план занятия по самообслуживанию: таблица
Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в старшей группе составляет не более 20 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости.
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Развитие мыслительных способностей | Двигательная активность | Самостоятельная деятельность | Подведение итогов |
«Петрушка не умеет убираться» | 1 минута | Создание проблемной ситуации. В группу приходит персонаж Петрушка и сообщает, что его отстранили от занятий в художественном кружке, потому что он не следил за своим рабочим местом. Петрушка просит помощи у ребят. 2–3 минуты | Беседа о важности поддержания чистоты. 3 минуты | Подвижная игра «Петрушка на скамейке». 4 минуты | Наведение порядка в художественной мастерской. 10–12 минут | 2 минуты |
«В человеке всё должно быть прекрасно» | 2 минуты | Сюрпризный момент. В группу по почте приходит посылка от директора кукольного театра. В коробку он сложил кукол, чтобы ребята помогли ему привести их внешний вид в порядок. 3 минуты | Беседа о внешнем виде человека, когда облик притягивает взгляд, а когда отталкивает. 4 минуты | Пальчиковая гимнастика про кукол. 3 минуты | Игровая деятельность по переодеванию и причёсыванию кукол. 10–12 минут | 2 минуты |
Независимость проявляется старшим дошкольником во всех областях образовательного процесса. Задача педагога состоит в предельной внимательности за деятельностью воспитанников, выявлении трудностей в самостоятельной работе и своевременной коррекции. Наличие положительной мотивации к выполнению исследований, проведению игр и созданию поделок без помощи взрослого — важная составляющая личности будущего первоклассника.