Когда лучше планировать неделю?
Стоит, конечно же, ориентироваться на свой график и ощущения.
Кому-то больше нравится планировать в пятницу после обеда, кто-то выбирает для себя один из выходных дней: субботу или воскресенье.
Одно могу сказать точно: планировать неделю лучше до того, как она началась. То есть не в понедельник. Так не придётся тратить время на раздумья, когда можно непосредственно заниматься выполнением задач. Да и ощущение собранности в понедельник утром, если план подготовлен заранее, способно само по себе увеличить вашу эффективность.
Я долгое время планировала в воскресенье, но сейчас перенесла этот процесс на субботу. Теперь в воскресенье можно устроить себе полную перезагрузку, отключившись от всех рабочих задач.
Шаблон плана на день:
Только важные и актуальные дела на день- Оценивайте реальную возможность выполнения дел
- Оставляйте место для внезапных срочных дел
- Выделяйте цветом или пишите метки
- Лучше всего сначала выполнять самые сложные задачи, а затем переходить к более легким.
Скачать шаблон на день Вы можете здесь:
С помощью чего планировать неделю?
Тут тоже возможны варианты:
— обычный лист бумаги
Но я бы не очень рекомендовала так делать. Лист легко потерять, и записи удобнее хранить в одном месте.
— отдельный блокнот
— специальный еженедельный планировщик — weekly planner
— программы для составления интеллект-карт
Я пользуюсь MindMeister на планшете.
Как интеллект-карты помогают в планировании и в жизни?
— программы для планирования дел (Trello и т.д.)
5 программ и приложений, которые облегчают жизнь
Как я планирую неделю
Расскажу, как обычно это делаю, чтобы было понятнее.
Сначала я составляю интеллект-карту по сферам жизни («мозговой штурм») в программе MindMeis с помощью планшета. Вношу туда ключевые задачи, события, цели на неделю.
Потом на основе карты непосредственно планирую дела в бумажном еженедельнике, где на развороте видна вся неделя. Именно это позволяет балансировать нагрузку, так как сразу видно количество задач на каждый из дней.
Если на какой-то день и так уже много планов, я даже не буду дописывать туда что-то ещё. Благодаря этому потом не приходится переносить не сделанные дела на один из следующих дней.
Также при планировании недели я беру за основу план на месяц. Об этом я подробно рассказывала в одной из статей блога.
Личная эффективность. Планируем дела на месяц
Планировщик LeaderTask
- Ваши данные всегда под рукой
- Позволяет любые перестановки задач
- Перенос дат
- Планирование на день, неделю, месяц и больше
- Напоминания
- Создание любых категорий для плана
- Задачи в фокусе
- Метки: важно, срочно, внимание
- Обозначение задач цветом
- Удаление задач
- Статус выполнения задач
- Перенос задач со статусом «Просрочено»
- Регулярные напоминания
- Прикрепление файлов, ссылок, изображений
- Дополнительные внесения изменений
Алгоритм планирования недели
Описанный ниже способ планирования я применяю уже несколько лет, пришла к нему в результате множества экспериментов. Он учитывает рекомендации таких известных специалистов в теме планирования как Брайан Трейси, Дэвид Аллен, Глеб Архангельский.
А вот и сам алгоритм планирования недели:
- Записываем все дела в отдельный список, если у вас такого пока нет, распределяем их по категориям или сферам жизни. Интеллект-карты для этого подходят лучше всего.
Пример интеллект-карты с планом на неделю. Составлен в программе MindMeister - Определяем 3 главные задачи на неделю.
- Сначала в список задач на конкретный день вносим все обязательные дела. При этом дела, привязанные ко времени, записываем слева, всё что ко времени не привязано — справа.
- Для наглядности и полной картины рабочее время (если у вас есть какой-то график) можно указать в виде временного промежутка. Также к обязательным делам относится время встреч, приёма у врача, даты отчётов, оплаты платежей (налогов и сборов, погашения кредита и т.д.).
- Далее «резервируем» время для отдыха и прописываем планы. Например, указываем «суббота — семейный день», «поездка в парк», «поход в кино» и т.д.
- Вносим на первые пару дней недели задачи из общего списка (п. 1). Как правило, на этот период проще определиться. Если что-то пока под вопросом, записываем карандашом. Планы на остальные дни лучше составлять накануне вечером. Хотя, когда привыкаешь сразу вносить задачи, которые привязаны ко дню, в блокнот, он постепенно заполняется. Накануне вечером остаётся только просмотреть план, внести в него пару дел из общего списка. Итого — пара минут в день. Подробнее о планировании дня можно почитать в этой статье.
- По каждой задаче указываем примерное время, что помогает не затягивать её выполнение и балансировать нагрузку. Между задачами оставляем небольшой запас по времени. Если что-то немного сдвинется, это не повлияет на остальные дела в списке.
- Буквами и цифрами возле каждой задачи указываем её приоритет (А1, А2, В1, В2 и т.д.). Не переходим к задачам следующего уровня, пока не сделали те, которые отметили как более важные. Подробнее об этом можно почитать в книге Брайана Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь». Фото книги с сайта издательства МИФ
- Всё, что выполнено в течение дня, вычёркиваем. Возле оставшихся в списке задач можно указать стрелкой, что они переносятся. Я обычно рядом пишу дату и причину, чтобы потом вспомнить. Например, человек, который записался на консультацию, заболел, или мероприятие перенесено организаторами на другой день. Не всё происходит по нашей вине, в большинстве случаев есть какие-то внешние обстоятельства.
- Важно также научиться работать со входящими задачами. Главное правило: не записываем на сегодня или завтра все входящие задачи, если они к этому дня фактически не привязаны. Для этого как раз и существует отдельный список (см. п. 1), который потом в спокойной обстановке анализируется и сортируется. Лучше всего об этом рассказано в книге «Как привести дела в порядок». Фото книги с сайта издательства МИФ
- В конце недели перед тем, как составлять список на новую, важно проанализировать, что выполнено, что нет. Если ставились какие-то конкретные цели, оценить, насколько удалось их достичь, и, при необходимости, внести изменения в первоначальные планы.
Надеюсь, что рекомендации по планированию недели вы возьмёте на заметку, и что шаблон из статьи вам тоже пригодится.
По моментам, которые непонятны или по которым появились вопросы, пишите в комментариях.
Подробнее о том, как создать для себя простую и удобную систему планирования и хранения информации, я рассказала на вебинаре «Как организовать свою жизнь с помощью Trello».
В качестве бонусов участники получают 45-страничную электронную книгу с идеями по использованию Trello на все случаи жизни и 8 шаблонов тематических досок.
Информация, как приобрести запись вебинара, на этой странице.
Сохраните статью в Pinterest:
Если темы планирования и личной эффективности вам интересны, присоединяйтесь в Telegram. Там я веду канал «Планирование — это просто», где делюсь опытом и полезными рекомендациями.
*статья обновлена 23 сентября 2022 г.
Календарно-тематическое планирование на неделюкалендарно-тематическое планирование (старшая группа)
Тема недели: «Перелетные птицы» (01.04. — 05.04.)
Цель: Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Весенний праздник прилета птиц».
Дата проведения итогового мероприятия: 05.04.
Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели.
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | |||||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | УТРО | Утренняя гимнастика. Традиция «Утро радостных встреч». Беседа на тему: «Как я провел выходные дни» Задачи: учить детей делиться впечатлениями, рассказывать о том, где побывали и что они видели. Развивать речь и память детей. Беседа «Что мы знаем о птицах» Уточнить знания детей о перелетных птицах. Разучивание пословицы «Каждая птица летит в свою сторону». | Упражнение «Сосчитай птиц на ветке» с Сашей, Артемом Цель: Повторить порядковый счет в пределах 5. | Во время умывания напомнить детям, что вытирать лицо и руки нужно развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на свое место. | Подборка иллюстраций по теме. Рассматривание картинок, открыток с изображением перелетных птиц. | Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей Папка – передвижка для родителей «Охрана птиц» | |||
НОД | Познавательное развитие — ФЕМП Тема: «Много, мало, один (закрепление). Цель: упражнять в составлении групп отдельных предметов, учить находить сходство между ними; различать и называть форму предметов — квадратная, круглая. Физическое развитие – физкультура По плану инструктора по физ. воспитанию. | ||||||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за воробьями. Цель: развивать умение наблюдать за воробьям, их повадками. Словесная игра «Про что можно сказать: воробьиный, воробьиная, воробьиное, воробьинные?» Цель: расширить словарный запас. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Задачи: закрепить умение детей правильно выполнять игровые действия. Развивать быстроту движений. | Прыжки в длину с места с Таней. Цель:закрепляь навыки хорошего ооталкивания и мягкого приземления. | Труд. Удаление поврежденных и сухих веток с участка. Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. | Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развитие самостоятельности, коммуникативных навыков общения со сверстниками. Выносной материал: корм для птиц, формочки для песка. | |||||
ВЕЧЕР | Гимнастика после сна. Составление описательного рассказа по игрушке «Утка с утенком» Цель: формировать умение составлять связный и последовательный рассказ. | Игра «Собери бусы» Цель: развитие мелкой моторики пальцев с Максимом. | Ситуативный разговор на тему: Зачем говорят «здравствуй»? Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи. | Подбор литературы по теме. Предложить детям игровое оборудование в физкультурном уголке. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
ВТОРНИК | УТРО | Д/Игра «Детеныши птиц».Цель: учить детей узнавать и называть детенышей птиц. Разучить скороговорку: «Дятел лечит старый дуб, Добрый дятел дубу люб». Цель: Развивать общие речевые навыки. | Д/И «Собери птичку» с Варей, Олегом. Цель: развитие логического мышления. | Повторение стихотворения «Мышка плохо лапки мыла» Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков. | Пополнить уголок изобразительной деятельности новыми раскрасками. Продуктивная деятельность- раскрашивание «Перелетные птицы» | Предложить родителям понаблюдать с детьми за птицами; поиграть с детьми в словесную игру «Назови детеныша» |
НОД | Речевое развитие Тема: «Что ты знаешь о птицах». Цель: учить описывать птиц во множественном числе в именительном и родительном падежах, отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения. Музыкальное развитие по плану музыкального руководителя. | |||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за состоянием погоды на метеоплощадке. Цель: познакомить детей с приборами – помощниками: флюгером, ветряным рукавом. Показать, как с помощью приборов определять силу ветра. | Ф/У«Кольцеброс» с Даниилом, Дианой. Цель: развивать глазомер, координацию движений и ловкость. | Труд. Вместе с воспитателем убрать обломанные, сухие ветки. Воспитывать трудолюбие. Повторить «Правила поведения на прогулочной площадке». | Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками. Выносной материал: корм для птиц. | ||
ВЕЧЕР | Комплекс бодрящей гимнастики после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Слушание в записи «Голоса птиц». Цель: развивать слуховое внимание, познавательный интерес к родной природе. Д/И «Отгадай и назови, кто поет» | Работа по изодеятельности «Раскрась ласточку» Цель: совершенствовать умение раскрашивать карандашами, не заходя за контур с Ксюшей С., Эвелиной. | Труд в уголке природы. Полить цветы. Цель: Формирование желания ухаживать за комнатными растениями. | Подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Зоомагазин». Игры детей в центре эксперементирования. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
СРЕДА | УТРО | Утренняя гимнастика. Беседа с детьми на тему: «Куда улетают птицы?» Цель: Расширение представлений о перелетных птицах. Пополнение словарного запаса (перелётные, зимующие) Н/П игра «Собери картинку»(птицы) Цель: учить соединять части предмета в одно целое. | Д/И «Кто чей детёныш» С Алисой, Богданом. Цель: закрепление знаний о внешнем виде животных, правильном назывании взрослых и детёнышей; активизировать словарь. | После завтрака. Цель: формирование осознанного применения форм вежливости; развитие фразовой речи; формирование чувства благодарности за труд взрослых. | Раскрашивание иллюстраций из раскрасок. Самостоятельная игровая деятельность детей – формировать умения, связанные с коммуникативными и регулятивными функциями речи. | Попросить родителей изготовить скворечник. |
НОД | Познавательное развитие. Тема: «Перелетные птицы» Цель: Формирование представлений об образе жизни перелетных птиц, внешнем облике. Художественно – эстетическое развитие. Рисование коллективное. Тема: «Летят аисты». Цель: формирование умения создавать коллективную работу. Развивать навыки рисования красками. | |||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за птицами весной. Цель: познакомить детей с жизнью птиц весной; воспитывать заботливое отношение к пернатым. Загадки о птицах. П/И «Воробушки и кот» Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить своё место. | Игра на развитие внимания с подгруппой детей «Кто ушел?» Повторить название перелетных птиц с Дианой Б., Ариной. | Воспитание навыков самообслуживания. Игра «По порядку все одень, стань бодрей и веселей». После прогулки «Сложи вещи в кабинку последовательно». | Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками. Выносной материал. | ||
ВЕЧЕР | Рассказ воспитателя на тему «Весенние заботы птиц». Цель: Формирование знаний о птицах, их весенних хлопотах. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам. Д/И «Узнай птицу по описанию». | Индивидуальная работа с Машей и Матвеем. Д/И «Подбери пару» Цель: закрепление знаний основных цветов, их названий. | Д/И «Наведи порядок» Цель: закреплять умение правильно раскладывать предметы по местам, присоединяя их друг к другу; развивать речь детей при составлении рассказов. Воспитывать желание помогать взрослым наводить порядок в группе. | Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц. Рассматривание плаката « Перелётные птицы» Цель: знакомство с разнообразием птиц. Игры с конструктором Лего «Построй скворечник». |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | ||||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
ЧЕТВЕРГ | УТРО | Утренняя гимнастика. Беседа: «Птицы г.Канска». Цель: знакомство с птицами проживающими на территории г. Канска и Канского района. Рассматривание фотографий «Птицы Канского района». Д/И «Какой птицы не стало?» Цель: развивать внимание, память. | Конструирование «Дом для медведя» с Артёмом Б. и Сашей Д. Цель: развитие конструктивных способностей; закрепление знаний о строительных деталях. | Совершенствовать умения правильно пользоваться столовыми приборами во время еды. Развивать культурно – гигиенические навыки у детей. Ситуативный разговор «Каких птиц мы видим по дороге в детский сад». | Внести в группу новую настольную игру «Что за птица». Познакомить с правилами игры. Цель: закрепить знания о диких птицах, развивать зрительное восприятие. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. | Рекомендовать родителям поиграть с детьми в развивающие игры направленные на знакомство с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй», «Найди отличия» | ||
НОД | Художественно – эстетическое развитие. Лепка. Тема: «Грачи прилетели» Цель: формировать умение лепить птицу, составляя ее из отдельных частей. Закреплять представление об особенностях внешнего вида грача. Музыкальное развитие – музыка по плану музыкального руководителя | |||||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за птицами «Послушаем и понаблюдаем, как поют птицы на участке» Цель: учить детей различать ворону, воробья, упражнять в звукоподражании. П/игра «Птицы в гнездах». | Индивидуальная работа. Игра «Перепрыгни через ручеек» с Таней, Максимом, Полиной. Цель: развитие у детей ловкости, глазомера. | Исследовательская деятельность. Определить направление ветра по ленточкам. Определить направление и силу ветра с помощью султанчиков. Труд: уборка мусора. Воспитывать трудолюбие | Выносной материал Лопатки, формочки для игры с песком, маски для игр. Рисование палочками на песке. | ||||
ВЕЧЕР | Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения. Чтение В. Осеевой «Сороки». Цель: развивать умение понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Слушание М.Глинка (романс) «Жаворонок». | Закрепить названия водоплавающих птиц с Артемом, Даниилом, Олегом. | Игровое упражнение «Покажем куклам, какой у нас порядок» Цель:побуждать убирать игрушки после игр. | Игра «Гуси с гусятами» Цель: учить группировать предметы по форме, размеру, цвету. Сравнивать. Сюжетная игра «Накормим птиц». |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | |||||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
ПЯТНИЦА | УТРО | Утренняя гимнастика. Цель: создать эмоционально положительный настрой. Повторение стихотворения «Жил на дереве листок….» Игры по интересам. Д/И «Сварим борщ» — сортируем овощи и фрукты. Чтение стихотворений об осени. | Д/У « Выложи скворечник из палочек» с Алиной и Дашей. Цель: развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на плоскости. | Упражнение «У птички болит горлышко» Цель: побуждать к положительным поступкам, активизировать в речи детей глаголы. | Д/И «Кто где живет», «Угадай, чьи следы». Игра в музыкальном уголке «Птичий оркестр». | Беседа с родителями «Как интересно и увлекательно провести с детьми выходные дни». | |||
НОД | Художественно-эстетическое развитие — Художественный труд Тема: «Гуси-гуси…» Цель: учить и природного материала делать фигуру птицы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. Физическое развитие – физкультура по плану инструктора по фиэ. воспитанию | ||||||||
ПРОГУЛКА | Рассматривание и сравнение ели и березы. Цель: показать особенности строения дерева (ствол, ветки, листья); познакомить с характерными особенностями деревьев их отличием. П/И «Совушка». Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения. | Индивидуальная работа. Словесная игра «Один-много»» с Василиной и Машей. Цель: закрепить название птиц,их детёнышей,в единственном и множественном числе;закрепить понятия «один-много». | Труд: насыпание корма в кормушки для птиц; Цель: воспитывать желание ухаживать за птицами, правильно их кормить. | Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры. Хороводная игра «Петушок». Цель: учить ходить по кругу и действовать согласно словам текста. Игры с выносным материалом. | |||||
ВЕЧЕР | Обобщенное мероприятие: «Весенний праздник прилета птиц». | Закрепить умение рисовать птицу восковыми мелками с Ариной О, Пашей. | Труд в природе. Цель: закрепить умение протирать широкие, большие листья комнатных растений; формировать желание ухаживать за растениями. | Создать условия для театрализованной деятельности детей. Обыграть сказку теремок. Раскрашивание в раскрасках. |