Игры на развитие речи в старшей группе детского сада
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
«Найди лишнее слово» Цель:
упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры.
Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Перечень серий слов: 1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2. Храбрый, злой, смелый, отважный. 3. Яблоко, слива, огурец, груша. 4. Молоко, творог, сметана, хлеб. 5. Час, минута, лето, секунда. 6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 7. Платье, свитер, шапка, рубашка. 8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. 9. Береза, дуб, сосна, земляника. 10. Книга, телевизор, радио, магнитофон
«Верно ли это?» Цель:
развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры.
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Верно ли это? Собирают сыр с кустов. С зайцами пасут коров. На лугу доят волов. В пляс пускается медведь. Тыквы стали песни петь. Косят косари леса. На снегу лежит роса. Верно ли, что как-то раз От дождя нас зонтик спас? Что луна нам ночью светит? Что конфет не любят дети? Л.Станч
«Четвёртый лишний» Цель:
учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры.
На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры: 1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак. 2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина. 3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать. 4. Кукушка, сова бабочка, сорока. 5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка. 6. Ромашка, береза, ель, тополь. 7. Помидор, огурец, морковь, слива. 8. Шапка, берет, шляпа, носок. 9. Топор, пила, ручка, рубанок. 10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
«Правильно или нет?» Цель: учить находить грамматические ошибки. Ход игры.
«Как вы думаете, можно ли так сказать?» 1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Когда хотят что-то купить теряют деньги. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. 4. В полу лежит красивый ковер. «Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.
«Распутай слова» Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. «Найди ошибку» Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении. Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. 3. В ответ я киваю ему рукой. 4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. 5. Скоро удалось мне на машине. 6. Мальчик стеклом разбил мяч. 7. После грибов будут дожди. 8. Весной луга затопили реку. 9. Снег засыпало пышным лесом «Объясните, почему…» Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек. Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко) Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошёл снег) «Доскажи словечко» Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. *** Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого. Я видел двух свинок. Без шляп и … (ботинок) *** Постой, не тебе ли На прошлой неделе. Я выслал две пары Отличных … (калош) *** Робин Бобин Барабек. Скушал сорок … (человек) *** Он сказал: «Ты злодей, Пожираешь людей, Так, за это мой меч – Твою голову с … (плеч) *** Муравей, муравей Не жалеет … (лаптей) *** Где убийца, где злодей? Не боюсь его … (когтей) -5- «Летает, а не птица» Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые». Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев. В тёмной темнице Красны девицы. Без нитки, без спицы Вяжут вязеницы. (Пчёлы в улье) *** Красные лапки Щиплют за пятки (Гусь) *** Чёрный, проворный, Кричит «крак», Червякам враг. (Грач) *** Не зверь, не птица, А нос, как спица. (Комар) *** Явился в жёлтой шубке Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок) *** Летела птица, Не перната, не крылата, Носик долгий, Голос тонкий. Кто её убьёт, Человечью кровь Прольёт. (Комар) Много мастеров Срубили избу без углов. (Муравьи) *** Маленький мальчишка В серомярмячишке По дворам шныряет, Крохи собирает, В поле ночует, Коноплю ворует. (Воробей) *** На полянке возле ёлок, Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (Муравейник.) *** На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его… (скворец). *** Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу, Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Жук) *** Верещанья, белобока. А зовут её …. (сорока). *** Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Рекомендуем посмотреть:
Игры по развитию речи детей 5-7 лет Речевые игры и упражнения для развития речи детей 5-7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет: Зимние виды спорта Дидактическая игра для детей 4-7 лет. Магазин «Хвосты»
Похожие статьи:
Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет
Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе
Игры для формирования и развития словаря
«Собери багаж»
Обобщение и группировка по признакам
Для начала подготовьте карточки с изображениями различных предметов таким образом, чтобы как минимум каждые 3 (и более) из них относились к одной теме или могли быть обобщены по какому-либо признаку (продукты, игрушки, всё зелёное, всё мягкое, встречается только зимой). Тематических признаков должно быть столько же, сколько участников играет, плюс 1-2 «запасных». Каждому из игроков раздайте корзинку (коробку, чемоданчик). Карточки спрячьте в непрозрачную емкость или переверните изображениями вниз.
Расскажите детям, что скоро вы отправитесь в далекую волшебную страну. Взять с собой в багаж каждый может только те вещи, что имеют какую-то общую черту. Предложите первому ребенку вытащить наугад одну карточку. Обсудите с детьми свойства этого предмета, его назначение, примечательные черты, отличия. Первая карточка попадет в «чемодан» первого игрока.
Второй ребенок вытаскивает свою карточку. Обсуждение повторяется. Вместе с детьми определите, относится ли этот предмет к той же категории, что и первый. Если да – карточку забирает первый игрок. Если нет – второй кладет этот предмет в свой «багаж» и передает ход следующему участнику.
Игра продолжается до тех пор, пока у каждого ребенка в чемодане не накопится по 3 предмета (или более, если вы подобрали свыше 3 тематических карточек каждого вида для каждого игрока).
«Перевертыши»
Подбор антонимов
Игра динамическая, подходит для работы с мячом (перекидывать друг другу, называя слово), эстафет, прыжков и пр.
Ведущий называет слово и передает ребенку мяч (или совершает другое действие). В ответ ребенок как можно быстрее должен назвать слово, противоположное по смыслу. Игрокам можно подсказывать друг другу, вместе развивая активный словарь.
«Журналисты»
Формулирование вопросов, употребление глаголов
Расскажите, что сегодня дети будут работать журналистами и брать друг у друга интервью. Подготовьте два стула, как в настоящем телеэфире, импровизированный микрофон и вызовите первую пару участников.
Для каждого подготовьте некую тему, событие или явление, про которое можно рассказать, что именно оно делает. Шепните тему (одним словом) на ухо «журналисту» и предложите «взять интервью» – составить с загаданным словом вопрос «Что делает?». Второму ребенку придется отвечать на вопрос, вспоминая навыки, способности и возможности загаданного существительного.
Пример: Солнце. «Скажи, что делает солнце? – Солнце светит, греет, восходит, сияет.
Собака. «Расскажите нам, пожалуйста, что делает собака? – Лает, кусается, рычит, охраняет.
После того, как интервью окончено, слово дают «гостям в студии», другим детям, предлагая придумать другие глаголы, относящиеся к данному существительному. Затем участники меняются ролями, повторяют игру с другими словами, а потом уступают место следующей паре . Гостю, назвавшему наибольшее количество глаголов (и как игроку, и «из зала») полагается приз.
Упражнения для ребенка 2-3 лет для развития речи
«Переводчики для китайского туриста»
Подбор синонимов
Расскажите детям о том, что человеку, который плохо знает язык, порой очень трудно понять значение тех или иных слов. И на помощь могут прийти слова, похожие по смыслу.
Представьте детям куклу (мишку и пр.), которая приехала в гости из другой страны – Китая. Она плохо знает русский язык, потому что только начала его изучать. Ей требуется помощь, чтобы понять некоторые русские слова.
Показывайте детям карточки с обозначениями разных слов (или произносите их вслух) и предлагайте объяснить их смысл иностранке при помощи всего одного слова. Вовлекайте в игру всех детей – пусть придумывают синонимы коллективно.
Игры для формирования и развития грамматического строя речи
«Словечки кувырком»
Составление фразовых схем и структурирование предложений
Разбейте группу на тройки. Каждый ребенок будет изображать определенное слово. Объясните детям их роли. Затем расскажите о них оставшимся участникам.
Пример:
Сегодня Дима у нас будет словом «котенок». Наташа – словом «хочет», а Катя – словом «спать». Дети, встаньте рядышком, чтобы мы могли вас прочитать.
Дети «читают»: «Котенок хочет спать».
Предлагайте детям из этой тройки меняться местами («перекувырнуться», можно сопроводить перестановку прыжками). Прочитайте новый результат: «Спать хочет котенок, котенок спать хочет, спать котенок хочет и т.д.)
В следующей группе предложите не менять первое слово и продолжить историю про котенка. К примеру, «Котенок берет подушку» и т.д. Каждый раз читайте фразу целиком, обсуждайте, изменился ли ее смысл от перестановки слов, понятна ли она, по-русски ли звучит.
«Угадай, какой?»
Согласование имен существительных и прилагательных
Детям последовательно предлагаются названия различных предметов и задается вопрос об их свойствах: «Какой?», «Какая?», «Какие?». Можно играть с мячом, перекидывая его от взрослого ребенку на каждый вопрос-ответ, передавать друг другу игрушку по эстафете (следующий игрок придумывает новый эпитет к загаданному слову), хлопать или иллюстрировать игру каким-либо иным способом. Набор существительных подбирается случайным образом или под тему занятия.
Шапка. Какая? – Зимняя, теплая, шерстяная, вязаная…
Ботинки. Какие? – Синие, удобные, нарядные, кожаные…
Солнце. Какое? – Горячее, яркое, далекое, большое…
Фантазеры
Развитие речевой активности, воображения
Все участники садятся в круг. Взрослый держит в руках маленькую игрушку (шарик, камушек, палочку). Он загадывает соседу справа первое слово. К примеру, «сокровище». Второму игроку нужно придумать связное предложение с этим словом. «В подвале старого дома дети нашли настоящее сокровище». За хорошо придуманное развернутое предложение игрок получает в руки эстафетную игрушку, камушек и пр. Следом он загадывает соседу справа следующее слово. Тому предстоит выдумать свое предложение с новым словом, связав его по смыслу с предыдущим, чтобы получился рассказ. Завершив круг, игроки вспоминают получившуюся историю.
Игры для развития связной речи
Писатель-неумеха
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Формулирование, построение сложноподчиненных предложений, развитие логического мышления
В гости к детям пришел писатель, который никак не может закончить детскую книжку, потому что в его рассказах есть начало, но нигде недостает концовки. Он просит у детей помощи: подскажите, чем могла бы закончиться каждая из историй.
Зачитывайте начало заранее заготовленных предложений, затем добавляйте вопрос «почему» и просите детей начать ответ с «потому что», а затем повторяйте получившееся предложение целиком.
Примеры:
«Папа принес домой торт и поставил его на балкон.. (почему?), потому что у нас сломался холодильник».
«Маша не будет сегодня ложиться спать в девять часов… (почему?), потому что сегодня 31 декабря, и все встречают Новый год».
«Полосатая кошка залезла на высокое дерево и мяукает… (почему?), потому что не может спуститься обратно».
Голова или хвост?
Составление рассказа по картинке
Для игры подготовьте сюжетные серийные картинки, иллюстрирующие единый рассказ. Перемешайте их и скажите детям, что волшебная змея, которая умеет читать и рассказывать истории, просит помощи: нужно разложить картинки в таком порядке, в каком развивается изображенная на них сказка. Обсуждайте каждую карточку, расспрашивайте детей, побуждайте рассказать о том, что нарисовано, в какую часть цепочки следует ее разместить.
По завершении задания попросите змею «прочитать» получившийся рассказ.
В погоне за модными и осовремененными играми не забывайте о классике дворовых детских игр, знакомых сем с детства. «Съедобное/несъедобное» и «Испорченный телефон» десятки лет являются одними из самых популярных и проверенных поколениями игр для речевого развития.