«театрализованная деятельность в воспитании любви к родине у старших дошкольников»
«Театрализованная деятельность в воспитании
любви к Родине у старших дошкольников»
Багдасарян Айкануш Армавировна
МБДОУ ДС № 40 «Березка»
г.о. Серпухов, Московской области
В современной системе дошкольного образования все чаще ставится вопрос в том, что в становлении личности ребенка, в воспитании у него нравственных качеств, необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы. Дошкольная педагогика нынешнего времени располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательного воздействия на ребенка. Одной из таких сфер является театрализованная деятельность дошкольников. Каково же значение театрализованной деятельности в развитии ребенка?
Театр в детском саду учит дошкольника видеть прекрасное в людях и окружающих их вещах, следовательно, формируется эстетическое отношение к действительности. Важно помнить, что театральное искусство имеет синтетический характер: здесь музыка и танец, слово и изобразительная деятельность. Нельзя не сказать о формировании и развитии таких психических процессов как память, внимание, мышление… Данный вид деятельности – благодатная почва для формирования социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка и каждое другое литературное произведение, которые, как известно, являются основой для игр-драматизаций и тому подобных театральных постановок дошкольников, созданные для детей, всегда имеют морально-нравственную направленность, в них звучат темы доброты, смелости, дружбы, любви к Отечеству.
Театрализованная деятельность дает возможность понять окружающий мир не только умом, но и сердцем, выразить собственное отношение к категориям «добро» и «зло», «верность» и «предательство», эта деятельность формирует в детях представление о любви: к родным людям, к друзьям, к людям вообще, представление о добре и зле, справедливости и т.д.. Зададим себе вопрос: как связаны театрализованная деятельность дошкольника в детском саду и любовь к Родине? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сущности патриотического воспитания.
Что есть любовь к Родине, Отечеству, в понимании маленького ребенка? Сложность воспитания патриотических чувств у детей-дошкольников исходит из самого их возраста. Мы, взрослые, не можем окончательно сформировать ни одно нравственное качество в данном возрасте, а воспитание патриотических чувств, несомненно, относится к нравственному воспитанию. Задача педагогов, родителей – посеять зернышко любви к Родине. Прежде всего, надо обратить внимание на связь слов. Отец – Отечество, а еще в Отечестве живет мама, и живет вся семья; родители – Родина.
Известно, что любовь к своей стране не может возникнуть сразу как данность. Это чувство проходит несколько этапов появления – любовь к родителям, к своему дому, близким и друзьям, к природе своего края, к соотечественникам, к истории, традициям и культуре края. Если маленький человек с помощью взрослого прошел этот путь, то можно сказать: в его душе взросли семена начал гражданственности и патриотизма, зародилась любовь ребенка к своей Родине.
Что значит любить Отечество? Любовь — чувство, которое выражается не только в отношении, но и в действиях, оно разностороннее. Воспитание патриотических чувств у ребенка – это формирование ответственности за свое поведение, поступки; пробуждение желания и умения трудиться на благо своей страны и своих соотечественников; приучение к стремлению беречь и увеличивать богатства Родины; формирование эстетических взглядов.
Всего этого педагоги в детском саду достигают разными путями: учат детей беречь игрушки, книги, растения в группе и на улице, учат трудиться сообща и по отдельности на благо себе и сверстников, группы, приобщают к видению красоты окружающего мира.
Ученые-педагоги, занимающиеся исследованием детских театрализованных игр, отмечают, что жизнь ребенка дошкольника самым тесным образом связана с игрой. Все, что делает ребенок применительно к театру, направлено на решение игровой задачи. С.А. Козлова и Т.А. Куликова о.
Проблемой нашего исследования явилось выявление наличия взаимосвязи между приобщением детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности и воспитанием любви к Родине. В качестве драматизируемого произведения с детьми старшего дошкольного возраста была выбрана русская народная сказка «Теремок». Мы поставили перед собой следующие задачи: воспитание любви к Родине, поддержание интереса к театрализованной деятельности, формирование навыков работы в коллективе. Игра-драматизация предполагалась как постановка сказки для детей младшего дошкольного возраста. Мы с детьми готовили представление настольного театра.
Этапы работы:
1. Выбор произведения. Сказку выбирали дети при косвенном руководстве педагога. Поскольку основной задачей являлось воспитание любви к Родине, детям было предложено выбрать русскую народную сказку об общем для разных жильцов доме. Ребята предлагали такие варианты как «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», но большинство детей выразили желание подготовить сказку «Теремок».
2. Чтение сказки. Первоначальное выразительное чтение воспитателем сказки, знакомой большинству детей, обошлось без обсуждения текста, при повторном чтении, мы приступили к анализу текста. Особенно большое внимание уделялось трактовке поступков персонажей, их характеров, осознанию мотивации действий. Отмечены ребятами были такие черты характера как гостеприимство, отсутствие боязни стесненных условий, доброта, что выражено героями в одной фразе: «иди к нам жить…».
Полина Б. прокомментировала данный момент: «Папа говорит, у нас всегда всех так пускают…», соответственно, можно предположить, что девочка связала поступки персонажей с русским менталитетом.
3. Деление произведения на смысловые части — каждую смысловую часть текста дети связали с появлением нового персонажа.
4. Проигрывание отдельных эпизодов. Задачей данного этапа работы являлось выявление затруднений в исполнении отдельных моментов. Сложнее всего детям давалась интонационная передача характеристик героев. Педагог помогал детям в выборе выразительных средств для более точной передачи особенностей характеров героев. Особое внимание уделялось обсуждению поступков персонажей в русле патриотического воспитания.
Например, при проигрывании момента слома теремка медведем – звери, хоть и огорчились, но принялись снова за дело и выстроили новый теремок «лучше прежнего». Педагог обратил внимание детей на взаимосвязь жизненной проблемы персонажей сказки с тем, что русскому человеку характерно всегда находить выход из трудной ситуации благодаря взаимоподдержке и взаимопомощи. Мы, учитывая старший дошкольный возраст, привели пример восстановления страны после Великой Отечественной Войны.
5. Распределение ролей – прошло без конфликтов, так как дети знали, что сказка будет разыграна не один раз, и каждый сможет проявить себя в ролях разных персонажей.
6. Изготовление атрибутов игры-драматизации. На совместном обсуждении было принято решение изготовить дом-«Теремок», используя цветной картон и цветную бумагу, кукол-персонажей вылепить из пластилина. Особое внимание педагогом было обращено на то, что Теремок, маленький терем – исконно русское строение, характерное только для нашего народа. Звери-персонажи сказки также являются животными средней полосы России. Народ, создавший сказку, видел в каждом животном отдельный характер, прообраз отдельного человека, в целом же, «группа» зверей представляет исконно русский менталитет, общий характер всей нации.
7. Игра-драматизация по сказке. Сказка была показана детям двух групп младшего возраста.
Таким образом, нами было доказано наличие тесной взаимосвязи между приобщением детей к театрализованной деятельности и воспитанием любви к Родине.