Направления работы
Исходя из целей и задач, а также из условий и обстоятельств формирования индивидуума, общественно-коммуникативное развитие напрямую связано с деятельностной стороной развития ребенка. По этой причине на практике развитие ребенка выполняется через следующие направления НОД (социально-коммуникативного развития в старшей группе):
- Игровую работу. Игровая работа считается основной для дошкольников, то есть задачи и проблемы просветительской деятельности реализуются главным образом через нее.
- Трудовую динамичность. Самообслуживание. В младшем дошкольном возрасте данные разновидности работы имеют знаково-символический вид, в таком случае используют имитационный метод, когда ребята повторяют действия, движения старшего. К примеру, педагог берет карандашик, выполняет черту в листе документа — малыш повторяет, затем взрослый дорисовывает еще 3 линии, для того чтобы вышел прямоугольник, — ребенок вновь повторяет.
В средней и старшей группах прослеживается сдвиг ценностей в сторону партнерства, то есть не повтора действий, а общего исполнения (либо добавления). К примеру, малыш берет лейку с полочки, взрослый наливает водичку, ребенок поливает цветочек.
Условия для формирования личности
Понятием «общественно-коммуникативное формирование» установлены условия, оказывающие большое влияние на развитие подрастающей личности:
- семья (персональные особенности личности, такие как характер, повадки, формируются наследственностью, действием старших в семье);
- среда (формирование нрава, подбор методов взаимодействия определяются еще и тем, что ребенок наблюдает за границами дома);
- воспитание (сочетание методов влияния на личность со стороны семьи и ДОУ).
Приемы для мотивации
Для того чтобы ребята быстро активизировались и присоединились к работе, следует подобрать оптимальные побуждающие методы, которые входят в планирование ФГОС социально-коммуникативного развития в старшей группе:
- Демонстрация в варианте иллюстраций — обязательный признак любого обучения. Какая бы тема ни рассматривалась, картинки должны быть представлены в достаточном количестве. Таким образом, при исследовании проблемы «Специальности» дети должны увидеть иллюстрации с рабочего места человека.
- Стихотворения, загадки. Этот прием может применяться как в начале обучения, так и в середине, если ребята немножко отвлеклись и их необходимо «вернуть» в тему. Как правило, загадки и стихотворения включаются пред стадией закрепления использованного материала.
- Игры. Помимо пальчиковых, все без исключения игры могут исполнять роль мотивационных инструментов.
- Словесные способы. В особенности продуктивно они действуют в случае, если преподаватель говорит либо задает вопросы от имени фантастичного персонажа.
Цели
Цели общественно-коммуникативного формирования в ДОУ определены ФГОС и складываются из:
- оказания содействия растущему поколению в усвоении общепризнанных моральных и нравственных ценностей;
- создания обстоятельств в целях взаимодействия ребенка и прочих людей вне зависимости от возраста;
- обеспечения основы для увеличения степени самодостаточности, относящейся к саморегуляции, а также целенаправленности действий;
- накопления умственного и эмоционального содержания личности (формирование возможности сопереживать, быть компанейским, чутким);
- формирования умений безопасного действия в социуме, дома, в природе;
- воспитания почтительного, уважительного отношения к семье, товарищам и Отечеству.
Пальчиковые игры
Занятия социально-коммуникативного развития в старшей группе ДОУ включают пальчиковые игры. Они способствуют формированию мелкой моторики, что немаловажно в младшей и средней группах для развития речи, а в старшей и подготовительной — для подготовки руки к письму. Помимо этого, подобные игры прекрасно развивают реакцию, гибкость и память:
- Младшая группа. «1, 2, 3, 4, 5, пошли пальчики гулять! 1, 2, 3, 4, 5, в доме спрятались опять». (По очереди разгибают все без исключения пальцы, начиная с мизинца, далее сгибают их в этом же порядке).
- Средняя группа. «Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленочек маленький обувает валенки. А сыночек Вовка — новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки». («Шагают» указательным и средним пальчиками по столу).
- Старшая группа. «Палец-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, с этим братцем суп готовил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песенки пел». (Поочередно загибают пальчики).
- Подготовительная группа. «Встретились 2 котика: «Мяу-мяу!», 2 щеночка: «Ав-ав!», 2 жеребенка: «Иго-го!», 2 тигренка: «Ррр!», 2 быка: «Муу!». Смотри, какие рога». (Демонстрируют рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).
Подвижные игры
В младшей группе упор делается на формирование мастерства правильно прыгать, исполняя действия под звучащий текст. К примеру, игра «Беги ко мне»: ребята сидят на стульях, воспитатель располагается в другом конце комнаты. На фразу «Бегите все ко мне!» ребята подбегают к воспитателю, который ласково их приветствует. На фразу «Бегите к себе!» ребята вернутся к стулу.
В средней группе целями подвижных игр считаются формирование выносливости в беге, лазании, прыжках. Игру «Лисичка в курятнике» можно проводить и в помещении, и на улице. На лавках («в курятнике») стоят ребята («куры»), на обратном краю комнаты — норка лисы, роль которой выполняет малыш либо взрослый. Куры разгуливают по двору, на сигнал «Лисица» они обязаны убежать, лиса в это время стремится задержать зазевавшуюся курицу и увести в собственную нору. В случае если это у нее получилось, ребенок выходит из игры.
В старшей и подготовительной группах целью подвижных игр считается формирование выдержки и мастерства слаженно осуществлять действия целой командой. Вот образец подвижной игры для старшего дошкольного возраста — игра «Быстро возьми»: на полу вокруг деток разбрасываются шишки, каштаны либо другие небольшие предметы, но на одну штуку меньше, чем количество играющих. Согласно сигналу «Быстро возьмите!» ребята нагибаются и берут предмет. Терпит поражение тот, кому не хватило. Подвижные забавы можно осуществлять и в группе, и на улице.