Научная статья «Особенности экономического воспитания дошкольников»


Научная статья «Особенности экономического воспитания дошкольников»

Особенности экономического воспитания дошкольников

Предпосылки экономического воспитания дошкольников закладываются в младшем дошкольном возрасте. С раннего возраста ребенка необходимо учить аккуратности, бережному отношению к игрушкам и разнообразным предметам. В пяти-шестилетнем возрасте такая работа продолжается и приобретает более целенаправленный характер.

На практике мы наблюдаем, что у детей к шести-семи годам накапливается определенный опыт энергосбережения: они знают, что нужно выключать воду, электричество. Дошкольники замечают, если кто-то не выключил воду после себя. Однако следует отметить неодинаковый уровень экономического развития детей к моменту поступления их в школу. Зависит это не только от индивидуальных особенностей детей, но и от ряда других обстоятельств. Воспитателям не всегда удается установить контакт с родителями. И в результате неодинаковых воспитательных воздействий на дошкольника у него развивается разный стиль поведения в детском саду и дома. Ребенок часто не понимает, почему нельзя оставлять хлебную корочку (дома это разрешают делать), почему нужно экономить воду (дома вода льется из крана, пока мама на кухне) и т. д.

Иногда родителями недооценивается роль специальных занятий по экономике, они заявляют, что дети вырастут — тогда и начнут экономить. Поэтому и приходят дети в школу с неодинаковым уровнем экономических представлений. Овладение нормами экономики осуществляется в различной деятельности детей в детском саду. В нее они включаются взрослыми (беседы, игры, занятия, труд), а также в повседневной жизни, когда в результате анализа тех или иных поступков отдельных воспитанников уточняются представления о доброте, справедливости, бережливости, развиваются чувства, формируются мотивы поведения, накапливается положительный опыт поведения в детском саду и дома.

Критерием экономической воспитанности человека, как известно, является его поведение, т. е. совокупность поступков, совершаемых им в привычных или изменяющихся условиях. Экономическое воспитание личности пронизывает ее эмоционально-мотивационную сферу, развитие которой во многом зависит от знаний, суждений (представлений) о том, что значит быть экономичным, экономным и добрым, внимательным, вежливым.

На практике, наблюдая игровую деятельность дошкольников, анализируя задаваемые вопросы, мы сталкиваемся с тем, что их интересуют очень серьезные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Самыми распространенными среди них являются: «Почему цены на одни и те же товары различные?», «Почему все получают разную зарплату?», «Все ли можно купить за деньги?», «Что делать, когда нет денег?», «Почему мама не покупает игрушки как у других детей?» и т.д. Очень часто в речи детей мы слышим слова: «реклама», «обмен», «бизнесмен», «банк» и др., значение которых многие не знают. Причина «экономической» любознательности дошкольников кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего, в быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами своей семьи.

В качестве предпосылок экономического воспитания и образования можно выделить ранее полученные знания из области экономики, любознательность и живой интерес, наличие кругозора, высокий уровень понятийного мышления, готовность ребенка к овладению экономическими знаниями. Причем последние должны быть не только доступны детям, но и отвечать их интересам и уровню мышления, качествам личности, необходимым в той или иной экономической деятельности и проявляющих себя в игровой и трудовой деятельности дошкольников.

По мнению А.Д. Шатовой дошкольники должны знать все о труде и обо всем, что с ним связано: производстве, средствах производства, средствах обращения, простейших технологиях приготовления пищи, изготовления игрушек, денежных единицах и их назначении, стоимости и себестоимости, страховании и налогах, различных профессиях и др.

Использование в работе всего многообразия форм организации образовательного процесса поможет педагогу сделать процесс экономического воспитания интересным, творческим, доступным для дошкольников.

Одной из основных форм организации экономического образования дошкольников является занятие

, нередко объединяющее в себе одновременно математику, развитие речи и окружающий мир, так называемое интегрированное занятие. Занятия знакомят детей с основными экономическими категориями, приобщают к экономически целесообразному поведению. В процессе решения логических и арифметических задач повышается интерес детей к приобретению экономических знаний, наблюдается стремление к саморазвитию. Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у дошкольников представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром необходимо планировать решение задач экономического воспитания. С детьми важно выяснить условия бережного отношения к природе, природным ресурсам, окружающей среде, животному и растительному миру.

Обучать экономике детей следует не привычными традиционными методами, а через игру, соревнование, общение со сказкой, устным народным творчеством.

Для развития деловитости, хозяйственности, смекалки можно проводить игры «Доходы из отходов» (об использовании бросовых материалов в играх), «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье» и др.

На занятиях по аппликации можно использовать шаблоны с изображением геометрических фигур с последующим заданием расположить фигуры на листе бумаги так, чтобы отходов было как можно меньше.

Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.

А.В. Белошистая указывает, что математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Педагогическая ценность сказки как эффективного средства познавательного развития дошкольника заключается в возможности формирования у детей знаний, в том числе, экономической направленности, в доступной и занимательной форме. Дети любят слушать сказки, и традиционные народные, и авторские, и придуманные воспитателем с заранее определенной целью. К слову, любую знакомую сказку можно видоизменить, ввести экономические ситуации: купля-продажа, оплата труда, денежный заем, рассрочка и др. Развлечения, драматизации экономических сказок, вечера досуга, конкурсы, праздники, викторины носят, как правило, обобщающий характер и используются для закрепления и систематизации знаний, развития экономического мышления. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Е. А. Курак, Л.А. Михерева рекомендуют, помимо занятий с детьми проводить игры

(сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные) с экономическим содержанием, чтение художественной литературы («Муха-Цокотуха», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и др.), решение проблемных ситуаций, возникающих как в литературных произведениях, так и в реальной жизни, моделирование экономических ситуаций, викторины, конкурсы, др. Так, решение проблемно-игровых ситуаций упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически грамотного поведения.

Т.Г. Ханова, Н.М. Прокофьева считают, что игра, будучи ведущим видом деятельности дошкольника, позволяет приобщить ребенка к миру товарно-денежных отношений, освоить сложные экономические категории (цена, спрос, реклама, кредит, бизнес и др.), в занимательной форме получить и закрепить новые знания. Одним словом, самостоятельная и творческая игра делает экономику доступной для ребенка. Интересны «игры в рекламу», где детям предлагается рекламировать различные игрушки и предметы, подчеркивая их функциональность и привлекательность.

Сюжетно-ролевые игры

помогают сделать экономику более понятной. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических понятий.

Представления об экономике и экономических понятиях дети получают и в повседневной жизни, осуществляя походы с родителями в магазин, на рынок. Дети видят товар, знают его цену, видят, как родители расплачиваются на кассе или с продавцом, слышат слова «дёшево», «дорого», «деньги», «цена», «заработать».

Таким образом, на современном этапе необходимо повышение уровня экономических представлений детей старшего дошкольного возраста, поэтому важно начинать формирование экономической культуры с раннего возраста, для повышения общей познавательной активности детей, воспитание таких качеств, как бережливость, самостоятельность, деловая активность, умение отстаивать свою точку зрения.

Экономика и дошкольник

Экономика и ребенок дошкольного возраста кажутся слишком далекими друг от друга только на первый взгляд. Понимаемая как область «мудрого ведения домашнего хозяйства», искусство экономики может быть преподано детям в виде элементарной информации:

  • Научить их правильному отношению к деньгам, тому, как их зарабатывать и разумно использовать;
  • использовать игры, экономические задачи, кроссворды для знакомства детей со сложным миром предметов, вещей и человеческих отношений
  • Связь между экономическими и этическими категориями: Труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и моральные категории: «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость», с другой.
  • научить, как правильно относиться к рекламе, иметь с ней дело;
  • правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать значимые потребности.

Ребенок участвует в экономических процессах. Он ходит в магазин вместе с родителями, иногда сам делает покупки, и нравится нам это или нет, он все равно имеет экономический опыт. Поэтому задача преподавателя — не только передать определенный объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно применять эти знания, то есть воспитать экономиста.

Исходя из вышесказанного, А.А. Богданов предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы:

  • моя страна и семья.
  • доход семьи.
  • стоимость семьи.
  • текущий и перспективный семейный бюджет.
  • семейные сбережения и их использование.

В результате, по мнению А.А. Богданова, дошкольник должен:

  • Знать основные экономические понятия и категории, рассматриваемые в классе;
  • Уметь взвешивать свои потребности и возможности; Понимать, что деньги «растут», когда хранятся в банке (а не в копилке); Чувствовать, что их семья участвует в развитии и укреплении государства и что между ними существует неразрывная связь;
  • узнать, что заработная плата — это плата за количество и качество труда и пенсия за прошлый труд, а алименты — это аванс, выплачиваемый детям в ожидании их будущего труда; что семейные расходы не должны быть расточительными, а бережливый ребенок может их увеличить, что реклама, если она правдива, может помочь и, наоборот, навредить семейному бюджету; что семейные сбережения — это деньги, которые могут остаться, если их разумно потратить, и могут быть использованы для отдыха всей семьи или покупки необходимых, но дорогих вещей и т.д. п.
  • Осознавать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои действия, которые могут положительно или отрицательно повлиять на экономическое положение семьи и самого себя.

Ученые Российской академии образования разработали и приняли единую концепцию экономического образования детей и подростков, согласно которой обучение начинается с дошкольного возраста.

Программа А. Шатовой «Дошкольники и … Экономика» стремится заложить основы экономического образа мышления, осознания того, что такое «я» в мире экономических ценностей и как себя в нем вести. Уже в дошкольном возрасте ребенок переходит от привычной роли беззаботного потребителя к сознательному потребителю, а затем и к создателю потребительских товаров. Это ключ к новому образу мышления и новому отношению к жизни.

Процесс формирования экономического мышления

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического образования дошкольников сложна и неоднозначна. На самом деле экономическое образование как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, социальной активности и предприимчивости лишь частично применимо к дошкольникам, в силу возрастных особенностей их психического развития.

А.Д. Шатова считает, что «цель труда в экономическом воспитании — привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к человеческому труду, благодаря которому создан «объективный мир, облагораживающий жизнь».

Экономическое воспитание дошкольников должно подчеркивать его взаимосвязь с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления молодого поколения о справедливости и честности часто смещаются в сторону вседозволенности, материализма, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.

Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования первых представлений о моральных и правовых основах рынка, которые, по словам Б.Т. Лихачева, «являются простыми правилами человеческой морали»: Честность, сила и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».

Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователи определили оптимальные педагогические условия. Остановимся на первом условии — создании экономически воспитывающей среды, направленной на формирование таких моральных и экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловое чутье, предприимчивость, обеспечивающих жизнедеятельность в обществе.

Основываясь на исследованиях И.И. Пидкасистого, под средой экономического сопровождения понимается совокупность явлений и событий, которые окружают ребенка, влияют на его личностное развитие и способствуют его вхождению в мир социально-экономических отношений.

Содержание экономически поддерживаемой среды включает:

  • объектно-пространственная среда (создание игровой экономической зоны);
  • социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения);
  • событийно-когнитивная среда (экскурсии, встречи с интересными людьми);
  • Информационная среда (кроссворды, иллюстрации, макеты магазинов, банков, центров обслуживания, образцы монет, карта промышленных предприятий города).

Учитель, профессионально использующий влияние этих социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую — создавая образовательную среду, направленную на формирование ведущих морально-этических качеств.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, которые важны для развития достойных отношений. Искреннее отношение взрослых к кому-либо или чему-либо вскоре переходит в отношение детей к тем же лицам и явлениям, выражающееся в соответствующих нравственно направленных чувствах. Есть активное желание помогать и поддерживать друг друга. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе первых форм чувства долга и ответственности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]