Литературная игра-викторина по произведениям Корнея Ивановича Чуковского


Литературная викторина для средней группы. Сказки Чуковского

Литературная викторина «Сказки Корнея Ивановича Чуковского» для детей средней группы.
Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. Задачи: 1.Закрепить знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского. 2.Формировать интерес к произведениям художественной литературы. 3.Привлекать детей к творческой деятельности. 4.Воспитывать любовь к чтению, умение мыслить, анализировать. 5.Развивать память, мышление, творческое воображение. Материал к занятию: портрет К.И.Чуковского; подборка авторских книг для выставки; игрушка Сова; «дерево с чулками и башмаками»; бумажные огоньки; чудесный мешочек; подборка предметов для игры в чудесный мешочек — телефон, монетка, мыло, полотенце, градусник, таблетки, солнце, нож, кружка, шоколадка, тарелка, спички, сковорода, птица, крокодил, утюг; костюм врача; маски-лисы, барбоса, зайчихи, зайчика; медицинский чемоданчик; музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы вспомним одного известного писателя, автора многих детских сказок. Посмотрите на портрет, кто узнал его и может назвать имя. Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Чуковский родился очень давно и сначала писал для взрослых, но, когда его маленький сын заболел, плакал, капризничал, надо было его развеселить. Корней Иванович стал рассказывать ему весёлую историю: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» (К.И.Чуковский) — это была самая первая книга писателя. А теперь посмотрите сюда. Как много собрано книг Чуковского и вы все их, конечно знаете. (Обращается внимание на выставку книг). Около выставки книг «сидит» Сова (игрушка). Ведущий: -Ой, кто это? Да это самая мудрая Сова на свете, она всё знает и может ответить на любой вопрос. (Раздаётся телефонный звонок) Сова: -Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись! Звоните по номеру 125, а это детский сад! (Снова раздаётся звонок) Сова: -Кто говорит? Кто пропал? Айболит? Из всех книг? Не может быть, у нас ничего не пропадает! Правда, ребята? Давайте проверим. (Листают книги и находят, что Айболит пропал) Сова: -Ох! Ох! Ох! Исчез! Это проделки Бармалея! Нужно отправляться на поиски Айболита в страну Чукляндию. -А вы со мной пойдёте на поиски Айболита? -А что это за страна, кто знает? (В этой стране живут все сказки Корнея Ивановича Чуковского). — А как же нам туда добраться? Я знаю, мы полетим на ковре-самолёте! Усаживайтесь удобно, отправляемся, только держите друг друга, полёт опасный. Полетели! (Звучит музыка) Ведущий: -Прилетели! -А что это такое? На нашем пути какое то дерево, наверно Бармалей чинит нам препятствия! «Чудо дерево растёт! Ни листочка на нём! Ни цветочка на нём! А чулки, да башмаки, Словно яблоки!» (К.И.Чуковский).
Проводится викторина «Сказочные персонажи».

(С дерева снимают чулки и башмаки, на которых с обратной стороны написаны загадки): 1. «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу. Проглочу, проглочу, не помилую…» — Кто это? Из какой сказки? («Тараканище» К.И.Чуковский) 2. «Я великий Умывальник Знаменитый я начальник И мочалок командир.» — Кто это? Из какой сказки? («Мойдодыр» К.И.Чуковский) 3. «А я по полю шла И денежку нашла. На базар пошла И купила самовар.» — Кто я? («Муха – цокотуха» К.И.Чуковский) 4. «Ой, бедная баба я И плачу, и плачу одна Села бы я за стол Да стол за ворота ушел. Сварили бы я щи, Да кастрюлю, поди, поищи. И чашки ушли и стаканы Остались одни тараканы.» — Из какой сказки герой? («Федорино горе» К.И.Чуковский) 5. «Буду, буду я добрей, да, добрей! Напеку я для детей, для детей Пирогов и кренделей, кренделей!» — Кто этот герой? («Бармалей» К.И.Чуковский) 6. «Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит)» («Айболит» К.И.Чуковский) 7. «Вдруг из подворотни — Страшный великан, Рыжий и усатый … (таракан)» («Тараканище» К.И.Чуковский) 8. «Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)…» Какая сказка? («Путаница» К.И.Чуковский) 9. «В Африке разбойник, В Африке злодей, В Африке ужасный… (Бармалей)» («Бармалей» К.И.Чуковский) 10. «Веселится народ — Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара)» («Муха – Цокотуха» К.И.Чуковский) 11. «Солнце по небу гуляло. И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно)…» («Краденое солнце» К.И.Чуковский) 12. «А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу — Я больше идти… (не могу)…» («Федорино горе» К.И.Чуковский) 13. «Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей)» («Тараканище» К.И.Чуковский) 14. «А лисички взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли…» («Путаница» К.И.Чуковский) (Разбросать «язычки пламени» на полу) Ведущий: -Посмотрите! Море загорелось! Побежали скорей! Дуйте, дуйте на огонь! Сильнее дуйте! Проводится дыхательная гимнастика «Горящее море» Ведущий: -Постойте! Так огонь только разгорается! «Море пламенем горит, Выбежал из моря Кит! Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!» (К.И.Чуковский) Давайте скорей соберём все огоньки вместе и потушим. (Проводится подвижная игра «Соберём огоньки»)
Ведущий: -Молодцы, ребята! Но мы забыли наше главное задание. Куда же мы спешим? Правильно! Искать Айболита! Но, я, что то устала! А вы? Не хотите немножко отдохнуть? Дети садятся на стульчики. Проводится игра «Чудесный мешочек». (Дети достают из мешочка по одному предмету и называют из какой он сказки: телефон, монетка, мыло, полотенце, градусник, таблетки, солнце, нож, кружка, шоколадка, тарелка, сковорода, птица, крокодил, утюг.) Ведущий: -А это что за улыбка такая? (На стене большое изображение улыбки). -Наверное, не совсем злой Бармалей! А ещё и шутник! Он задаёт нам новую задачу: Надо назвать чему радовались персонажи стихотворений К.И.Чуковского. 1.«То-то рада, то-то рада Вся звериная семья, Прославляют, поздравляют Удалого Воробья! Ослы ему славу по нотам поют, Козлы бородою дорогу метут…» К.И.Чуковский (Воробей съел таракана в сказке «Тараканище») 2.«Тут Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя, И, целуя, говорил…» К.И.Чуковский (Грязнуля умылся и стал чистюлей в сказке «Мойдодыр») 3.«Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали. Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га! Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур! Птицы зачирикали: Чик-чирик!» К.И.Чуковский ( Все звери стали кричать по своему в сказке «Путаница») 4.«И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют и смеются: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! А на белой табуреточке Да на вышитой салфеточке Самовар стоит, Словно жар горит…» К.И.Чуковский (Федора вычистила посуду в сказке «Федорино горе») 5.«И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет, Будто кто ее щекочет. А малютки бегемотики Ухватились за животики И смеются, заливаются – Так, что дубы сотрясаютс.» К.И.Чуковский (Доктор Айболит вылечил всех животных в сказке «Айболит») 6.«Бараны. Бараны, Стучат в барабаны! Сычи – трубачи Трубят! Грачи с каланчи кричат! Летучие мыши На крыше Платочками машут И пляшут. А слониха – щеголиха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала.» К.И.Чуковский (Крокодил выпустил солнце из пасти в сказке «Краденое солнце»). Ведущий: -Ребята, я знаю одно стихотворение которое вы не слышали и называется оно «Радость». (Чтение стихотворения). Ведущий вместе с детьми подходит к коробке, в которой лежит одежда. -Ребята, посмотрите! Неужели мы нашли Доктора Айболита!? Что это? Всего лишь одежда Айболита. (Надевается одежда врача на ребёнка, выбираются дети на роли лисы, барбоса, зайчихи и зайчика, предлагается инсценировать отрывок сказки «Айболит») «Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» И пришёл к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!» И прибежала зайчиха И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!» И сказал Айболит: «Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по дорожке». И принесли к нему зайку, Такого больного, хромого, И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеётся она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»» К.И.Чуковский. (Включается музыка, все веселятся) Ведущий: -Пришло время нам возвращаться, позовём с собой и Айболита, и зверей. Усаживайтесь удобнее, не забывайте друг друга держать. Полетели! (Включается музыка) Ведущий снова подводит всех к выставке книг. -Вам понравилось наше приключение? -Посмотрите ещё раз на книги и попробуйте ответить на вопросы: 1. Что в сказке «Телефон» просил прислать Слон? (шоколада), а Крокодил? (калоши). 2. Что вылечил зайчику доктор Айболит? (ножки), а Акулам? (зубы). 3. На чём ехали медведи в сказке «Тараканище» (на велосипеде), а Комарики? (на воздушном шарике). 4. Чем угощала Муха-Цокотуха бабочку-красавицу? (вареньем). 5. Кто справился со страшным великаном в сказке «Тараканище»? (воробей). 6. Кто украл солнце в сказке «Краденое солнце»? (крокодил). 7. Как звали маленьких крокодильчиков в сказке «Мойдодыр», которых встретил грязнуля? (Тотоша и Кокоша). Ведущий: — Молодцы! Всё знаете. Нравятся вам такие сказки? А как зовут автора всех этих сказок? Дети читают стихи: 1.Нет на свете ничего Лучше сказочек его. А кого — узнаете, Лишь на фото взгляните. 2.Мы ребята золотые, Все талантливы такие. Вот немного подрастём, Как Корней писать начнём. 3.Мы Корнея почитали, Умными такими стали. Но и тут мы не отстали- Сами книгу написали. Ведущий: -Вот посмотрите, какие книги сделали наши ребята дома вместе с мамами и папами. (Рассматривание книжек-малышек).

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для подготовительной группы детского сада Занимательные вопросы по сказкам для детей подготовительной группы Викторина по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей подготовительной группы Викторина на тему «Сказки» для детей старшей группы с ОНР

Похожие статьи:

Литературная викторина для старших дошкольников «В гостях у сказки»

Игра – викторина для детей 5-7 лет «Путешествие в сказку»

Викторина по загадкам для детей для детей средней группы

Театральная викторина для старшей группы

Музыкальная викторина для дошкольников 4-6 лет

Викторина «Жизнь и творчество К.И. Чуковского» (для педагогов/родителей)

  • 23 марта 2018

Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в ДОУ»

Викторина «Жизнь и творчество К.И.Чуковского» (для педагогов/родителей)

Цель: закрепить представления педагогов/родителей о жизни и творчестве К.И. Чуковского.

Описание слайдов. Изменения в содержимом каждого слайда происходят по щелчку (после того, как дан ответ, по щелчку правильный ответ окрашивается другим цветом). Затем ведущий викторины знакомит участников с фактами творческого пути К.И. Чуковского. Переход к каждому слайду осуществляется по щелчку.

1 слайд – титульный лист.

2 слайд – Корней Иванович Чуковский ученый, писатель, литературовед, написавший для детей много стихов и сказок. Родился в Петербурге 31 марта 1882 году.

3 слайд – Корней Чуковский это всего лишь псевдоним человека которого завали Николаем Васильевичем Корнейчуковым. Фамилия досталась ему от матери, а отчество от крестившего его священника. Высокий рост. Длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

4 слайд – Моменты «возвращения в детство», эти приливы счастья были для Чуковского главными источниками вдохновения.

Самый мощный прилив счастья писатель испытал в Петрограде 29 августа 1923 года. Когда почти целиком ему явилась знаменитая «Муха Цокотуха». Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу пустую квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.

5 слайд – замечательную сказку «Чудо-дерево», написанную в 1924 году, К. Чуковский посвятил своей маленькой дочери Муре. Это была его любимая дочка, она умерла в возрасте 11 лет, заболев туберкулезом. В этом стихотворении он пишет, что для Мурочки сорвали маленькие вязаные башмачки голубого цвета с помпонами, описывает, что именно для деток брали с дерева их родители.

6 слайд – Дом – музей Корнея Чуковского расположен в дачном поселке Переделкино. Это место в Подмосковье хорошо известно не только жителям столицы, но и любому гражданину, кому дорого наследие страны.

Вставал он очень рано. Как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять.

7 слайд – Из воспоминаний Исаака Бродского «В пенатах». Зимой Чуковский увлекался буерами и втянул в этот спорт и меня. Буэр – судно (ранее), позже легкая лодка или платформа, установленная на особых металлических коньках, предназначенная для скольжения по льду и оснащенная мачтой и с парусами.

8 слайд – Илья Репин был близким другом и соседом Чуковского по даче в Переделкино.

9 слайд – «Зайчики в трамвайчике….».

10 слайд – Первая сказка К. Чуковского – «Крокодил» — написана в 1916 году. Однажды заболел маленький сын Чуковского. Корней Иванович вез его домой в вечернем поезде и, желая хоть немного облегчить страдания малыша. Стал на ходу сочинять и рассказывать ему сказку, про Крокодила Крокодиловича.

11 слайд – Отчество Федоры из сказки «Федорино горе» Егоровна. Отрывок из сказки:

« ….Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю. Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

12 слайд – Прототипом доктора Айболита в сказке был врач из Вильнюса Цемах Шабад (русские коллеги звали Цемаха Йоселевича Тимофеем Осиповичем). Корней Чуковский познакомился с Шабадом будучи в Вильнюсе в 1905 году.

13 слайд – правильный ответ – в Африку.

14 слайд – «Чукоккала» – рукописный альманах, составлявшийся Корнеем Чуковским с 1914 по 1969 год. Первая публикация состоялась в 1979 году – но сам он до этой даты не дожил.

15 слайд – Однажды Чуковский написал Маршаку: «Могли погибнуть ты и я, но, к счастью, есть на свете у нас могучие друзья, которым имя – дети!» Во временя войны Корней Иванович и Самуил Яковлевич не на шутку поссорились, не общались почти 15 лет.

16 слайд – Бибигон – вымышленный персонаж, крохотный лилипут, мальчик – с – пальчик, который говорит, что свалился с Луны и живет на даче Корнея Чуковского. Главный враг мальчика – «огромный и грозный» индюк Брундуляк.

17 слайд – правильный ответ – индюк.

18 слайд – Книга под названием «От двух до пяти» вышла в 1958 году тиражом 400 тысяч экземпляров и мгновенно разлетелась без остатка. В книге автор собрал сотни смешных, необычных примеров детского словотворчества. В работе он использовал разговоры, игры, песни из жизни своих детей, а также многочисленных читателей, которые по просьбе Чуковского делились в письмах диалогами с малышами.

19 слайд – Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто – Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?

Правильные ответы — «Мойдодыр», «Крокодил», «Тараканище», «Бармалей», «Краденное солнце», «Телефон».

21, 22 слайд – список источников.

Составитель:Ковтун Евгения Валерьевна, воспитатель МБДОУ № 6 «Светячок», г. Гаджиево, Мурманская область. Первая квалификационая категрия, стаж работы 4 года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]