Конспект доминантного музыкального занятия в средней группе «В гостях у доброго мастера»


Доминантное музыкальное занятие в средней группе детского сада

Доминантное музыкальное занятие в средней группе: Путешествие по стране «Необычных музыкальных инструментов»
Цель: Знакомство детей с нетрадиционными музыкальными инструментами и их классификацией. Задачи: Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами(традиционными – кантеле, нетрадиционными), Формировать умение подыгрывать на них. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкальных произведений, чувства ритма Развивать интерес к музыке, желание ее слушать; Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему формированию основ музыкальной культуры. Вызывать желание играть на музыкальных инструментах. Дети входят в зал. Музыкальное приветствие. Ребята вы сегодня пришли ко мне в гости в музыкальный зал. Давайте мы с вами поздороваемся не просто, а музыкально. (ответы детей). А, вы принесли с собой музыкальные инструменты? (ответы) Как же так?, Ведь у каждого человека с собой есть несколько инструментов. Посмотрите, я приготовила для вас подсказки. Голос (пение) Ладошки (хлопки) Ножки (притопы) М.Р.: Ребята я приглашаю вас в путешествие. Давайте поедем в страну необычных музыкальных инструментов. А, на чем можно путешествовать? (Ответы детей) М.Р. Может поедем на автобусе? (да) Упражнение «Автобус» Железновы. М.Р. Вот мы и прибыли на первую станцию. Станция «Ударная». М.Р. Интересно почему она так называется. Дети подходят к столу там разложены ударные музыкальные инструменты. Разглядываем музыкальные инструменты. Вопросы: из чего сделаны? Как извлечь звук? Вывод: так вот почему станция называется УДАРНАЯ. М.Р. Нам пора дальше отправляться в путь. Давайте полетим на самолете. Упражнение «Самолет» М.Р. Интересно, что же поджидает нас дальше? М.Р. Станция «ДУХОВАЯ» . Подходим к столу, рассматриваем духовые инструменты. Разглядываем музыкальные инструменты. Вопросы: из чего сделаны? Как извлечь звук? М.Р. А, давайте дальше мы поедем на поезде? (да) Выбрать машиниста (фуражка) Упражнение «Поезд» М.Р. Станция «СТРУННАЯ» М.р. подводит детей к столу там кантеле. Ребята посмотрите, какой необычный инструмент, я кажется, с ним знакома. Этот инструмент называется кантеле. Как вы думаете, какой инструмент кантеле? (струнный) Давным-давно отправился на лодке Вяйнямёйнен ловить рыбу. Но застряла лодка в пасти огромной щуки. Тогда мечом разрубил Вяйнямёйнен огромное чудовище и сделал кантеле из ее челюстей. Многим давал Вяйнямёйнен пробовать играть на невиданном инструменте: Но никто не смог извлечь из кантеле красивых звуков. Вяйнямёйнену даже посоветовали инструмент… утопить! – пока, наконец, кантеле само не взмолилось: Не хочу идти я в воду, Погрузиться в глубь морскую; Пусть на мне играет мастер Сам своей рукой искусной. Взял тогда в руки кантеле мастер – мудрый Вяйнямёйнен. Кантеле берет он в руки, Ставит выгиб на колени, Держит кантеле руками, Говорит слова такие: «Приходи сюда послушать, Кто еще не слышал раньше Этих вечных струн усладу Вместе с кантеле напевом!» Но случилась буря не виданной силы и сгинуло кантеле в «глубине морской». И решил Вяйнемейнен сделать второе кантеле – из карельской березы. Колки и гвоздики для нового кантеле Вяйнямёйнен взял у кукушки, накуковавшей «пять тонов». Но где же взять струны? Струны подарил кузнец Илмаринен Наконец, «было кантеле готово». Мастер настроил инструмент, взял на колени и заиграл. М.Р. исполняет «Танец коровы» М.Р. Вы прослушали музыку, которая называется «танец коровы», а написал ее карельский композитор Сергей Стангрит. М.Р. Я хочу показать вам мультфильм, который также как и музыка которую вы послушали называется Танец коровы. (Смотрим мультфильм) М.Р. Что-то со звуком случилось? Не беда у нас ведь есть музыкальные инструменты которые помогут нам озвучить мультфильм. Солнечные лучики – голосок Ветерок – дудочки Травку – киндеры Корову –кантеле и брусочки Дождик – ключики Ну, что попробуем? Рано-рано утром проснулось солнышко и подарило свои лучики всем-всем. (дети а-а-а) Один из лучиков разбудил озорного ветерка (дуют в дудки) Ветерок же разбудил травку (киндеры) Тут на полянку пританцовывая, вышла корова. (кантеле + бруски) Вдруг на солнышко налетела тучка. (дуют в дудки) И пошел теплый летний дождик (ключи). Надоело ветерку мокнуть под дождем подул он еще сильнее и прогнал тучку с полянки. (дуют в дудки) А, корова пошла дальше. (кантеле + бруски) М.Р. Вот какой замечательный мультфильм у нас получился. А, что же помогло нам его озвучить? (муз. инструменты) М.Р. С какими инструментами мы сегодня познакомились? (ответы) Мы поздоровались при помощи наших муз. инструментов, может они нам и попрощаться помогут. Песенка «До свиданья ручки» (Картушина)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект НОД по музыке в средней группе «Птицы весной» Конспект музыкального занятия в средней группе Музыкальное развлечение в средней группе ДОУ. Сценарий

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Формы и методы музыкальных занятий

Формы и методы музыкальных занятий, уроков музыки способствующих творческому развитию учащихся.

Серебренникова Мария Владимировна

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Есть такая профессия — воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

О каком понятии, на ваш взгляд идёт речь?

Правильно, о творчестве

Если заглянуть в Википедию, то мы увидим, что Творчество

— процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Тема нашего объединения сегодня связана с творческим развитием учащихся, то есть школьников и дошкольников на музыкальных занятиях и уроках музыки.

Таким образом, перед нами стоит задача на музыкальных занятиях и уроках музыки создать такие условия, при которых дети (дошкольники и школьники) могли бы развивать свои способности к созданию чего-либо нового!

Существуют традиционные занятия.

В зависимости от числа участвующих в них детей, выделяют:

  • индивидуальные музыкальные занятия;
  • музыкальные занятия по подгруппам;
  • фронтальные музыкальные занятия (со всей группой)

Индивидуальные музыкальные занятия проводятся с каждым ребёнком отдельно. Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах. Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей. Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы.

По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить: • Типовые (или традиционные); • Доминантные; • Тематические. Фронтальные занятия могут быть также комплексными.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество). Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления. Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т. д.) Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей. В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей: собственно тематические (когда тема связана с музыкой и взята из жизни, например «Природа в музыке», «Времена года в музыке» и т. д.) Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений. Музыкально-тематические занятия (когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей. Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра и т. д. Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств. Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

Вместе с традиционными формами занятий существуют и нетрадиционные формы:

Занятия-соревнования

(выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН

(предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия

(разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры

(педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

Занятия-консультации

(когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения

(ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы

(проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения

(поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает — не тает, летает — не летает, плавает — тонет и т. д.)

Занятия-формулы

(предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия

(авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты

(отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги

(проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки»

(работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес»

(проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино»

(проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы:
что? где? когда?).
Игровые методы. Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Ещё В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда «он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Считаю, что приобщение к хоровому искусству через игру, создаёт оптимальные условия для реализации задачи общего музыкального развития личности ребёнка, привитие любви к пению и, как следствие — развития, музыкальных способностей воспитанников.

В игре ребёнок приближается к решению сложных задач и жизненных проблем. Поэтому игра так важна. Познавательный момент, возникающий в процессе игры, является основой возникновения стимула к учёбе. Игра должна приносить удовольствие ребёнку, носить творческий и импровизационный характер, быть насыщенной эмоционально (соперничество, соревнование, состязательность).

Игра снимает эмоциональное напряжение, а это очень важно в наше время, когда дети зачастую перегружены различными видами деятельности и физически очень устают.

Чем младше ребёнок, тем большую роль берёт на себя педагог. В дошкольном возрасте в основном используются ролевые игры (ребёнок должен быть способен к созданию воображаемой ситуации на словах и к участию в играх). Это необходимое условие для использования игры в качестве формы обучения.

Игровые методы —

это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач. Достоинство методов состоит в том, что они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Игровые методы:

— воображаемые ситуации,

— дидактические игры.

Они делятся по виду деятельности: игры путешествия, игры поручения. В основе действия с предметами: помоги, расставь. Игры предположения (ЧТО БЫЛО БЫ?), игры загадки, игры беседы (игры диалоги).

Педагогическая игра обладает отличительным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Должны быть чёткие правила, сформулированные педагогом. Необходимо так же учитывать и возрастные особенности детей.

Игровые приёмы.

Это составная часть метода, средство повышения активности детей.

Чаще используются у малышей.

Игровые приёмы:

— внезапное появление объектов, игрушек, (мяч, музыкальные инструменты, мягкая игрушка и т.д.). Оно вызывает у детей чувство удивления, эмоциональный отклик, являясь залогом познания окружающего мира.

Например, Мишка пришёл на концерт и хочет послушать песенку. Затем он говорит спасибо и даёт оценку исполнению этой песенки.

— загадывание загадок;

— введение элементов соревнования (для школьников);

— создание игровой ситуации.

Методы и приёмы могут быть практическими, словесными и игровыми. Для того чтобы занятие проходило интересно, нужно постоянно менять приёмы.

ВООБРАЖАЕМЫЕ СИТУАЦИИ.

В начале музыкального занятия можно предложить игры — импровизации:

1. «Эхо, отзовись!».

Дети должны представить, что они в лесу. Они — эхо. Педагог поёт то громко, то тихо (f и p). Ребята должны точно повторить. Здесь мы решаем ряд задач: готовимся к пению a capella, развиваем координацию слуха и голос, тренируем чистоту интонации.

2. Игра — «Знакомство»

(проводится обычно в начале учебного года). На вопрос как тебя зовут, ребёнок должен пропеть своё имя.

3. «Вопрос — ответ».

Педагог, пропевая вопрос, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок должен придумать музыкальный ответ и спев его, возвратить мяч назад. Задача ученика – внятно спеть придуманный ответ. Далее роль педагога играет другой ребёнок.

4. «Цветы».

(Подготовка певческого аппарата к занятиям, работа над певческим вдохом по средствам воображаемой ситуации).

Дети должны представить, что они находятся на лугу, где много прекрасных ароматных цветов. Они удивлены и с удовольствием вдыхают этот чудесный аромат. Показ педагога обязателен (вдох — рот свободно открывается от удивления, брови слегка приподняты).

5. Артикуляционная гимнастика «Делай как я!».

а) Дети находятся в воображаемых машинах. С начала они едут по ровной дороге (упражнение- вибрация губ), далее по дороге, ведущий в гору (интонация повышается, выход на фальцет). Затем машина едет то на горку, то с горки (дети меняют интонацию).

Для следующего упражнения существуют игровые правила: вдох берём один раз. Это упражнение делается на развитие дыхания.

б) Наливаем в бак бензин. (Делаем вдох), а затем медленный выдох на «ПФ» или звук «У». (У кого из ребят длиннее выдох, кто дольше протянет звук, тот выиграл).

Следующие два упражнения помогают улучшить дикцию.

в) Нужно представить, что наш язычок, как у змеи (вытягиваем его вперёд, поднимаем кончик языка вверх, затем вниз, повторяем несколько раз).

г) Представим, что мы набрали в рот воды. Полощем зубы. Перекатываем воду из одной щеки в другую.

6. Работа над двухголосием.

Пение гаммы или куплета песни.

Детям нужно представить, что они пошли в лес. Неожиданно появляется Баба-Яга, которая мешает им, хочет запутать (педагог поёт импровизацию). Задача детей — вернуться домой. Гамма (песенка — волшебный клубочек) им в этом поможет. Сделает это тот из детей , кто допоёт гамму или песенку до конца.

Ту же игру можно использовать на развитие чувства ритма. Ребята хлопают основной ритм, педагог сбивает их.

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ.

Он направлен на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-либо, например взрослому, педагогу).

«Я забыла».

Нужно помочь педагогу продолжить песню, гамму (проверка знаний нотного материала).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Здесь всё регулируется игровой задачей и игровыми правилами. Педагог знакомит детей с её содержанием и правилами и контролирует их выполнение.

Одной из интереснейших форм занятий, состоящих из дидактических игр, является игра-путешествие

(по Музыкальной стране, по песне, по музыкальной сказке, по Стране музыкальных инструментов, звуков и т.д.). Она рассчитана на целое занятие. Дети уже с первых минут погружаются в игру.

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

Позволяет в интересной форме рассказать детям о чём–то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Помогает усваивать и осознавать связи между предметами.

ПРИЁМ СОРЕВНАВАНИЯ (особенно эффективен для детей школьного возраста).

Подготавливает детей, даёт возможность правильной оценки своих возможностей и достижений.

«Угадай мелодию». Дети делятся на команды. Придумывают название, выбирают капитана. Кто больше узнает и споёт детских песенок. Или отгадает их по прохлопанному ритму. Какой капитан назовёт больше муз. Инструментов и т. д.

« Я — дирижёр». Конкурс дирижеров. Дети примеряют на себя чужой образ, учатся быть более собранными, взаимопониманию и поддержке и др.

«Кто больше». Нужно, например, назвать как можно больше песен о ДРУЖБЕ или песен, где упоминалось бы слово ДРУЖБА.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит от цели обучения и содержания занятия, а так же от возраста детей. Но педагог должен понимать, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение и заигрываться нельзя.

В настоящее время в системе дошкольного образования главной является позиция гуманизации целей и принципов работы с детьми. Поэтому обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

7

Конспект НОД для старшей группы (доминантное занятие)

Конспект
НОД для старшей группы (доминантное занятие)
Тема: «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с различными музыкальными инструментами: а именно со скрипкой. Рассказать о том, как она устроена, как звучит. Учить узнавать инструменты по виду и тембру звучания;

Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Формировать певческие навыки, умение чередовать движения: марш и лёгкий бег;

Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас детей словами: смычок, скрипач, треугольники, металлофон, бубен, трещотки, ложки;

Развивать навык игры на детском музыкальном инструменте индивидуально и в оркестре;

Воспитывать любовь к музыке, чувство коллективизма.

Методы и приемы:

беседа, показ, игровой метод, индивидуальная работа.

Предварительная работа:

разучивание песни «Дождик», знакомство с игрой «Веселый бубен», игра на детских музыкальных инструментах на занятиях.

Материалы и
оборудование:
Барабан;

Музыкальные инструменты: треугольники, металлофон, бубен, трещотки, ложки, музыкальный молоточек, маракасы.

Зонт с нарисованными инструментами;

Портрет композитора А. Вивальди;

Картина осени;

Картинка скрипки;

Музыкальный центр, фортепиано.

Музыкальное сопровождение

: аудиозапись музыкального произведения «Осень» А.Вивальди, «Ходим-бегаем» Тиличеевой, «Дождик» Парцхаладзе.

Ход НОД

Тихо звучит музыка Антонио Вивальди «Осень», дети входят в зал.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы отправимся в страну музыкальных инструментов. Поможет нам в этом волшебный барабан: под чёткий ритм барабана мы будем маршировать, а под быстрый ритм легко на носочках бежать.

Выполняется упражнение « Ходим – бегаем» Тиличеевой

Музыкальный руководитель:

Молодцы ребята, правильно выполняли движение, не ошиблись.Вот мы и добрались в страну музыкальных инструментов. Посмотрите как здесь красиво, вокруг много различных инструментов. А вы слышите, что звучит какая-то музыка? (Ответы детей)

Звучит музыка Антонио Вивальди « Осень»

(музыкальный руководитель предлагает сесть на ковер)

Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте послушаем музыку.

Вы узнали, какой инструмент звучал? (Ответы детей: скрипка).

Музыкальный руководитель:

Да,это скрипка. Скрипка играет в симфоническом оркестре. Ни у одного музыкального инструмента нет такого трепетного, тонкого, высокого, ясного звука.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]