Классификация подвижных игр. Сюжетные и бессюжетные подвижные игры для дошкольников

Дети дошкольного возраста способны воспринимать информацию лучше других, и родителям нельзя тратить это время впустую. Новые знания и умения легко усваиваются при помощи различных подвижных и настольных игр. В возрасте от 3 до 7 лет дети стараются копировать действия взрослых, подражать животным и птицам. Родителям в это время необходимо направить ребёнка на правильный путь понимания жизни.

С помощью активных игр можно достичь успеха в этом деле. Классификация подвижных игр довольно разнообразна: по сложности, по степени нагрузки, учитывая возраст ребёнка, по использованию снарядов и т. д. Взрослым нужно помогать своему чаду адаптироваться к жизни. Однако нельзя забывать и о самостоятельности ребёнка. Можно немного усложнить игру, поменять её направление, но указывать, как действовать малышу, не стоит.

Ценность подвижных игр

Многие специалисты в области воспитания детей, среди которых Фребель, Леонтьев, Райх, отмечали значимость подвижных игр для ребёнка. Они утверждали, что активные игры способны развивать детей как физически, так и умственно. Кроме этого, дети во время этих занятий находиться всё время в движении, которое им необходимо.

Подвижные игры для дошкольников являются незаменимыми, так как они способны улучшать внимательность и физическое состояние ребёнка, его пластичность и понимание окружающей среды. В процессе игры дети с новой стороны познают мир, и кроме этого, укрепляют и совершенствуют свои навыки.

Трудно переоценить значение активных игр для ребёнка, так как здесь, помимо всего прочего, развиваются воображение и фантазия, речь и память. Кроме этого, подвижные игры очень полезны для здоровья, особенно на свежем воздухе. Дети прыгают, бегают, играют с мячом, что способствует нормальному кровообращению и активизации дыхании. Это оказывает положительное влияние на организм, тем более растущий.

«Подвижные сюжетные игры и их роль в развитии дошкольников»

Северо-Западное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Лицей № 000»

Дошкольное отделение №2

«Подвижные сюжетные игры

и их роль в развитии дошкольников»

Воспитатель

В своем выступлении мне хотелось бы объединить три направления в работе воспитателя с детьми – это подвижные игры, развитие речи дошкольников и театрализованную деятельность.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги (, и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Она относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила.

Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.

Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.). Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры. Сюжет в играх может быть образным («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот»)

Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте («Зайка серый умывается», «Лохматый пес», «Собачка и воробьи», «Зайка беленький сидит» и др.)

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д.).

Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии, т. е. понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры.

Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

В играх с персонажами, игровые действия обусловлены воспроизведением явления, действий и взаимоотношений героев, а также имеются элементы творчества.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простата и занимательность.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придаёт специфический оттенок движениям, пополняют словарный запас и обогащают речь детей («Дударь», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.)

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Спецификой работы в логопедических группах является развитие речи во всех видах деятельности. Начиная с младшей группы, она подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог, философ

выразительность речи рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней групп и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Неоценима роль подвижных игр не только для развития координации движений, быстроты реакции, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, но и координации деятельности слухового и зрительного анализаторов («У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Чей голосок» и др.).

Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно не только для детей с нарушениями в развитии речи.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей, а так же развития у них коммуникативных навыков.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза и походка, интонация, модуляция голоса) («Теремок», «Узнай по голосу», «Зайка серый умывается»).

Театрализованная деятельность учит детей умению импровизировать.

Игры позволяют вовлечь детей в игровой сюжет, активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации, к образному воплощению в роли, учат выразительной мимике и движениям. ( «Теремок», «Горошина», «Пастух и стадо» и др.)

считает, что театральные игры — это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

Значение театрализованной деятельности состоит в том, что она:

• помогает усвоению родного языка, его выразительных средств

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников.

Для эмоциональной настроя на игру удобно использовать считалки народные или современные.

Педагог не должен упускать из поля своего внимания, что игра становиться игрой не в тот момент, когда ее проводит педагог, а когда дети начинают играть в нее сами.

Список используемой литературы:

Арушанова и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. Детские народные подвижные игры. Составители: , — М.: Просвещение, 1995. Доронова детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. — №2. Литвинова народные подвижные игры. Под ред. — М.: Просвещение, 1986. , , Фурмина и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1983. Степаненкова подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Получить текст

Методика проведения активных игр

Дети дошкольного возраста в большинстве случаев чрезвычайно активны, и поэтому не нужно сильно удивляться, если ребёнок не стоит на месте и минуты. Они постоянно бегают, прыгают, катают мяч, борются, играют со сверстниками. Ребёнок должен действовать и играть самостоятельно, для этого воспитателю или педагогу необходимо создать все условия.

Задача взрослого состоит в направлении и обеспечении всем необходимым площадки для игр. Во-первых, нужно как можно больше свободного пространства, чтобы ребёнок не чувствовал себя взаперти. Во-вторых, нужно предоставить все необходимые игрушки, которые способствуют двигательной активности малышей.

Все дети разные: кто-то любит играть один, кто-то чересчур активный, а кто-то, наоборот, спокойнее. Воспитателю необходимо всё это рассмотреть и косвенно руководить процессом игры. Но нельзя это делать властно и строго, нужно подтолкнуть ребёнка к правильному решению. Одним надо помочь и поиграть с ними, а другим предложить иную игру. Воспитателю следует помнить, что практически все дети в младших группах предпочитают играть по одному. Он должен стараться привить детям любовь к совместным играм. Необходимо правильно организовать и преподнести игру, тем самым вызвав интерес. В этом и состоит методика подвижных игр.

Подвижные и сюжетные игры

Автор: Пивнык Юлия Юрьевна

ПОДВИЖНЫЕ И СЮЖЕТНО-ИНСЦЕНИРОВАННЫЕ ИГРЫ

Очень важно на раннем этапе детства заложить основы позитивного художественного восприятия, воспитать наших малышей ловкими, сообразительными, веселыми и общительными. Эти задачи игры решают великолепно, нужно лишь соблюдать принцип: не заострять внимание детей на лидерстве, прививать им вкус не к результату, а к самому процессу. Игры так же необходимы на занятиях как элемент разрядки: отдохнуть, подвигаться, повеселиться. При этом они могут служить мощным стимулом – «Вы хорошо позанимались, теперь можно и поиграть!».

Некоторые игры такие как «Паук и мухи», «Лягушки и цапля» и т. д., по сути, являются сценками, где каждый играет свою роль. В данном случае для педагога важны, а для детей интересны именно образы, пластика, мимика, а цель –догнать или спрятаться становится условной.

В играх «Поезд», «Смелый наездник» и т. д., в какой-то степени, присутствует дух соревнования, и здесь педагогу стоит сглаживать этот момент, больше обращая внимание детей на правильность исполнения движений, умение слышать музыку, ориентироваться, действовать по представлению, образно.

В играх «Я-артист», «Кино-фото», «Обезьянки» и т.д., очень важно для педагога вовремя заметить, подбодрить, похвалить даже самые робкие попытки импровизации и творческой самостоятельности ребенка.

Паук и мухи

Один из детей – паук, все остальные мухи.

Паук садится в центре зала на стул, закрывает глаза и засыпает. Мухи в это время летают по залу (бегают на носочках, руки согнуты в локтях, кисти машут как крылышки).

Наступает ночь, музыка меняется. Паук открывает глаза и встает, мухи замирают (чтобы он их в темноте не заметил). Паук медленно обходит зал, и, никого не обнаружив, возвращается к себе в домик (на стул).

Смелый наездник

Исходное положение – каждый ребенок садится на стульчик верхом, как на лошадь.

Звучит вступление в музыке, все встают рядом со стулом и берутся за «вожжи» (руки вытянуты перед собой и сжаты в кулаки).

Дети скачут прямым галопом, руки при этом немного пружинят.

Музыка резко прерывается, и каждый должен как можно быстрее добежать и сесть на стул (в исходное положение).

Комментарий – задание можно изменять: садиться только на свой стул или на ближайший свободный стул.

Я-артист

Все рассаживаются – Мы-зрители.

Первый артист выходит на «сцену» (встает в центре зала), и заказывает музыку, соответствующую придуманному заранее образу (быструю, медленную, веселую, грустную, плавную, энергичную и т.д.).

Он танцует, а все внимательно смотрят. Задача артиста – чтобы зрители догадались: кого он изображает. После выступления зрители аплодируют, затем педагог спрашивает: Как вы думаете, кого изображал артист?

Педагог выслушивает предположение ребят, говорит свое. Если кто-то первым угадал, он становится артистом, если никто – следующий выходит по очереди или по желанию.

Артист может изображать кого угодно, но если он затрудняется с выбором, то педагог может тихо ему помочь. Изображать можно, например: животных, снежинки, цветы, робота, и т. д.

Обезьянки

Один ребенок – посетитель зоопарка, все остальные – обезьянки. Посетитель может совершать любые действия, движения, строить рожицы, а обезьянки должны точно все за ним повторять.

Рекомендация ведущему: необходимо стараться внятно, не торопясь показывать движения.

Огонек

Все встают в круг. Звучит музыка, и по кругу начинает передаваться красный платочек – Огонек в руках не задерживать, а то обожжетесь.

Музыка неожиданно останавливается. И тот, у кого оказался в руках платочек, выходит в центр круга и танцует с ним под аккомпанемент. Все его поддерживают, дружно хлопая.

Потом он встает на место, и игра продолжается.

Сова

Один из участников – сова. Все остальные – жители леса (зверята, птички).

День –

сова сидит на дереве (стуле). Остальные двигаются по залу, подражая какому-нибудь мелкому животному.

Ночь –

сова просыпается и вылетает на охоту, все быстро приседают, замирают. Сова плавно кружит по залу, широко машет крыльями или парит.

День –

сова улетает, лес оживает

Рекомендация. Задание можно менять: каждый ребенок должен придумать для себя образ (любое животное) или педагог дает всем одно общее задание (зайчики, мышки, синички).

Поезд

Вагоны

в
депо:
все сидят на стульчиках.

Один из детей становится локомотивом.

Он идет по залу к сидящим (поднимает колени, руки согнутые в локтях, делает круговые движения, подражая вращению колес).
Локомотив
подъезжает к первому
вагону
и гудком дает ему сигнал и
цепляет
к себе. Тот кладет ему руки на плечи, и они продолжают движение. Таким образом,
собирается состав. Локомотив
причудливым путем
ведет состав
по залу под музыку. Неожиданно в музыке звучат три предупредительных сигнала, и за это время все должны разбежаться по своим местам.

Состав расформирован.

Когда играют старшие дети,
вагон,
который не успел в
депо,
может быть
поставлен на ремонт,
т. е. пропустить одну поездку.

Солнышко и дождик

Исходное положение – дети сидят на корточках перед стульями лицом к сидениям.

Дождик –

барабанят ладошками по стулу, изображая стук дождя (чем чаще, тем лучше).

Постепенно дождик затихает.

Давайте проверим, закончился дождик? –

отводят руку ладонью вверх и смотрят на «небо».

Солнышко! –

все выскакивают из домиков, веселятся, прыгают, танцуют.

Кто к нам пришел

Дети садятся полукругом.

По желанию один из участников начинает игру. Педагог предлагает ему на выбор перевернутые карточки с изображением животных. Ребенок вытаскивает любую карточку и, никому не показывая, откладывает в сторону.

Педагог говорит: «Кто к нам пришел?».

Ребенок, не озвучивая, изображает выбранное животное. Дети отгадывают. После этого можно показать карточку.

Рекомендация: необходимо заранее познакомить детей с пластическими особенностями животных, которые изображены на карточках.

Цирк

Силачи

Дети встают в круг. Педагог объявляет:

«На арене силачи!» –

поставить ноги на ширину плеч, крепко схватиться руками за воображаемую штангу и с большим усилием выжать наверх.

Держать штангу!

(все мышцы сильно напряжены).

Бросили –

бросить штангу, расслабив при этом все мышцы –
расслабились…!
Зрители аплодируют –

все хлопают.

Эквилибристы

Растянуть прыгалку (веревку) на полу и привязать ее к ножкам стульев.

Зрители, они же артисты, стоят в шеренге рядом.

Все по очереди идут по этому «канату» на носочках, спина прямая, руки в стороны для равновесия (не раскачиваться!).

Прошедший канат до конца поднимает руки, приветствуя зрителей. Зрители аплодируют, артист кланяется

и присоединяется к зрителям.

Фокусы

Педагог: «Начинаем представление».

Участники встают в круг и берутся за руки – это
волшебный мешочек.
В центр становится любой из детей.

Кто-нибудь произносит: «Только у нас лучший в мире фокус».

Все сходятся к центру и произносят заклинание:
абен, трабен, буме!
Затем круг расходится, а ребенок в центре изображает по своему желанию того, в кого его превратили (профессия, животное, цветок, дерево, …).

Зрители аплодируют.

Тот, кто в центре кланяется и встает в круг. Игра продолжается.

Лягушка и цапля

На полу по всему залу разложены небольшие обручи – болотца.

Один из участников становится цаплей и отходит в сторону. Все остальные – лягушки.

Лягушки прыгают за комарами или между болотцами (сидя на корточках, колени раскрыты в стороны, ладони на полу, выпрыгивают вверх, выпрямляя ноги и квакают).

Музыка меняется, выходит цапля. Лягушки быстро (по-лягушачьи) прячутся: каждая занимает любое свободное болотце. Они прижимают тело ниже к полу, втягивают головы в плечи, замолкают и замирают.

Цапля обходит зал (высоко поднимая колени и выразительно взмахивая крыльями), и, не поймав никого, уходит.

Кошки и собака

По всему залу стоят стулья – деревья.

Один из участников – собака, все остальные – кошки и коты.

Собака сидит в конуре (приседает на корточки и держит перед собой вертикально обруч или лежит на животе под стулом).

Кошки и коты в это время гуляют по залу (мягкий, пружинящий шаг, «лапки» сложены перед собой или делают скользящие движения).

Музыка меняется и из своего домика выскакивает собака (ребенок быстро пролезает в обруч или вылезает вперед из-под стула).

Кошки и коты моментально лезут на деревья (садятся на стулья и поджимают ноги).

Собака бегает от дерева к дереву и лает на кошек и котов, те выразительно шипят и показывают когти.

Устав, собака возвращается в конуру.

Лиса и утята

На полу в центре зала огораживают скакалками небольшое пространство, чтобы в нем могли поместиться все дети, это – озеро.

Один из участников – лиса, все остальные – утята.

Лиса затаилась (прячется за спинку стула) и прислушивается.

Утята в это время гуляют вокруг озера и ищут червяков (ходят мелкими шажками, переваливаясь с ноги на ногу; руки вытянуты вниз и слегкаотведены назад).

Музыка меняется. Из укрытия выскакивает лиса.

Утята быстро (из образа не выходить!) прячутся в озере.

Лиса обходит озеро, жадно поглядывая на утят (мягкий, пружинящий шаг, когтистые лапки держит перед собой), утята держатся противоположного края озера и прижимаются друг к другу. Обойдя озеро пару раз, лиса снова прячется в укрытие.

Мыльные пузыри

Исходное положение – все участники свободно располагаются по залу и встают в центр своего обруча.

Надуваю пузыри –

(педагог набирает в грудь побольше воздуха и дует), дети приседают на корточки, берутся руками за края обруча с двух сторон и встают.

Ветер подул –

педагог плавно взмахивает руками.

Полетели –

дети бегут по залу на носочках
(летят, не сталкиваясь!).
Лопнули –

(педагог хлопает в ладоши) дети останавливаются, разжимают пальцы и выпускают обруч из рук.

Кино-фото

Выбирают режиссера, он командует:

Кино –

участники свободно двигаются по залу: танцуют, что-то изображают, пластически импровизируют.

Фото –

все резко замирают (стоп-кадр).

Кино –

каждый продолжает свое движение и т. д.
comments powered by HyperComments

Активные игры в течение дня

Каждый день воспитателям необходимо проводить с малышами подвижные игры. До завтрака необходимо дать детям поиграть самим, не отвлекая их. Для этого необходимо вынести игрушки и подбодрить малышей на занятие. Подвижные игры для дошкольников не уместны сразу после завтрака и любого другого приёма пищи. При выборе игр нужно учитывать занятия, которые были до них. Например, после уроков по рисованию или русскому языку необходимо предложить активные игры, чтобы больше двигаться.

Рекомендуется использовать подвижные игры на прогулке, на свежем воздухе. В помещение следует переходить только в случае неподходящей погоды, например, сильного дождя или ветра. Если на улице как раз такая погода, играть нужно в большом зале, где всем хватит места.

Вечером также рекомендуется проводить игры, но небольшой подвижности. Хорошо подойдёт пение с хороводами. Это занятие должно продолжаться около 10 минут. Наиболее благоприятным временем года для проведения игр является, конечно, лето. Так как подвижные игры на прогулке летом воплотить в жизнь довольно просто. В жаркие дни желательно проводить занятия со средней или малой активностью, чтобы дети не перегревались. А в более прохладные дни лучше использовать игры с наибольшей активностью.

Тяжелее всего проводить игры на свежем воздухе в зимнее и осеннее время. Обычно дети надевают тёплую одежду и громоздкую обувь, что затрудняет их двигательную активность. В этом случае идеально подойдут занятия с простыми движениями, которые не будут утомлять малышей.

Подвижные игры в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) на свежем воздухе и в зале способствуют значительному росту физических и умственных способностей. Детский сад — место, которое является одним из ключевых в формировании взглядов и интересов ребёнка.

Классификация подвижных игр

Специалисты в этой области отмечают, что большое разнообразие активных игр привело к необходимости их деления. Как уже было сказано, они классифицируются по сложности, по степени подвижности т. д.

В наиболее общем варианте игры можно разделить на простые и сложные. Простые классифицируются на сюжетные, бессюжетные, аттракционы и игры-забавы.

Сюжетные игры отличаются чётко выработанным сценарием с фиксированными правилами. Они характерны продуманными действиями всех участников событий, отклонение от сюжета представляется невозможным. Игры такого типа популярны во всех группах, особенно для младшей.

Бессюжетные игры характерны отсутствием сценария, однако требуют от детей внимательности, быстроты и самостоятельности. В процессе занятия ребёнок должен повторять определённое двигательное действие, чаще всего представленное в виде состязания.

Аттракционы и игры-забавы также требуют выполнения конкретного задания в виде соревнования. Отличие от бессюжетных состоит в том, что часть детей участвует в игре, а другая часть является зрителями. Эти подвижные игры в ДОУ очень популярны, так как вызывают восторг среди детей.

Практически все спортивные игры относятся к категории сложных. Это и футбол, и баскетбол, и волейбол, и хоккей. Конечно, маленькие дети не могут участвовать в этих взрослых соревнованиях, и поэтому проводят занятия по упрощённой системе.

Активные игры также можно различить по двигательному содержанию: бег, прыжки, метание снаряда и др. Имеет место быть классификация подвижных игр по степени подвижности. Примеры таких игр могут быть самыми разнообразными. Различают занятие большой, средней и малой активности. К первой группе относятся те занятия, в которых принимают участие большинство детей, чаще всего это бег или прыжки. Ко второй группе относятся игры, в которых также участвуют все ребята, но задания более спокойны, например, ходьба или передача снарядов. В играх небольшой подвижности действия неинтенсивны и имеют медленный темп.

Текст книги «Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет»

Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2—7лет

Методика проведения подвижных игр

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально нормального типа». По мнению П. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности.

Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Многочисленные исследования доказывают, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития важно понять, как действует наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией тела и индивидуальными способностями.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Одностороннее развитие губительно для личности и нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками, и т. д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных).

Такие игры являются одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. Особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий:

каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка – он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре как деятельности творческой ничто не сковывает свободу действий ребенка, он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность; овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры появляются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.

Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.

Особенности проведения подвижных игр

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.

Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.). В работе с самыми маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении; определяет (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка.

Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов, кино– и диафильмов, беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры – изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5–2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение – зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к эмоциональному восприятию.

Сюжет рассказа, его содержание должно быть понятно детям, поэтому использование этого приема требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы, чтобы у детей было сформировано представление об обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в природе, живом уголке за поведением птиц, животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, составляя представления, необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку-сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5—2 мин, а иногда и меньше. Воспитательный эффект от такого объяснения высок – у детей развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила, сигнал.

Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:

Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки. Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Дети-«цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему-«кошке», «курочка» (педагог) говорит:

На скамейке, у дорожки, Улеглась и дремлет кошка.

«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:

Кошка глазки открывает (Мяучит:-«Мяу-мяу».)
И цыпляток догоняет.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирает ребят, равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых малышей объединяет их со смелыми и активными ребятами.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают форму, выбирают капитанов команд, судью и его помощника. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т. д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре.

Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает сам или подбирает из сборников подвижных игр. При этом следует постепенно усложнять правила. Например, воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три, лови!», «Раз – два – три – лови!» и т. д.; он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить в игру правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т. д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества.

Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.

Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.

Руководство активной игрой

Дети дошкольного возраста очень любят все подвижные игры, но самостоятельно их организовать они, конечно, не могут. В этом к ним на помощь приходит воспитатель. Педагог должен помнить, что главная цель таких игр – совершенствование и развитие физических и умственных способностей ребёнка. Также очень важно умение работать в коллективе, чему необходимо учить в детстве. План подвижных игр должен быть составлен таким образом, чтобы дети в процессе занятия получали развитие своих умений и навыков.

Воспитателю необходимо принимать участие в играх, тем самым на собственном примере показывать ребёнку, как это интересно и захватывающе. Дети очень любят играть со взрослыми, так они чувствуют себя старше. Нужно использовать весёлый тон в общении, это подкупает малышей.

Организация подвижной игры – довольно сложная задача, так как все дети индивидуальны, и далеко не факт, что всё пойдёт гладко с самого начала. Часто можно наблюдать ситуацию, когда не все малыши хотят принимать участие в коллективной игре ввиду своей застенчивости. Не нужно давить на ребёнка, следует дать ему немного времени освоиться. Если же малыш всё равно стесняется и боится играть с другими, можно попробовать осторожно ввязать его в процесс. Предложение вместе побегать или спрятаться будет отличным выходом из этой ситуации для воспитателя.

Педагог должен грамотно руководить игрой, контролировать её во избежание неприятных ситуаций. Что-то подсказать, где-то подбодрить – отличный вариант. Если большинство детей начинают баловаться, и интерес пропадает, необходимо прекратить игру и дать время малышам для отдыха.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

С начала 2014 года вступил в силу новый документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Речевое и познавательное, а также художественное и физическое развитие – те области, в которых действует ФГОС. Каждая из этих областей имеет свои задачи, которые помогут детям познать мир и развиваться во всех сферах.

Кроме этого, ФГОС регулирует следующие виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, самообслуживание и бытовой труд, изобразительная, музыкальная и двигательная. Для достижения определённых целей для каждого вида деятельности характерны подвижные игры. ФГОС направлен на достижение определённых целей:

  • повышение статуса дошкольного образования;
  • обеспечение равных возможностей для каждого малыша;
  • сохранение единства образования РФ, в том числе дошкольного;
  • обеспечение высокого качества дошкольного образования.

Данный документ является отличным нововведением, которое призвано регулировать все ДОУ на правильность выполнения своих действий. С вступлением в силу ФГОС дошкольные учреждения стали более ответственны в этом вопросе. Теперь есть чёткий план действий, следуя которому можно максимально качественно дать образование подрастающему поколению.

Подвижные игры в детских садах для старшей группы

Большинство детей до школы большую часть жизни проводят именно в ДОУ. Поэтому проведение игр в таких учреждениях обязательно. Классификация подвижных игр подразумевает деление на две части: для совсем маленьких и детей постарше.

Для подготовительной группы характерны в основном игры с мячом. Например, необходимо выяснить, кто быстрее пробежит от старта до финиша, подбрасывая мяч. Помимо этого, популярны такие игры, как «Мышеловка», «Сова», «Пастух и волк». Рассмотрим каждую из них.

Мышеловка. Дети разделяются на две одинаковые группы. Первая – мышки, которые должны выстроиться в колонну один за другим. Другая группа должна образовать три круга, держась за руки. Когда воспитатель говорит: «Мышеловка открыта», дети, которые стоят в кругу, поднимают руки, а мыши пробегают по очереди каждый круг. Когда воспитатель даёт команду: «Хлоп», дети, находящиеся в кругу, опускают руки. Те мыши, которые оказались внутри кругов, считаются пойманными. Игра продолжается, пока не подловят всех «мышей».

Сова. Дети разделяются на две группы: бабочки и жучки. Кроме этого, выбирается один малыш, который будет выступать в роли совы. Для него чертится круг – гнездо, и он стоит там. Когда воспитатель произносит: «День», все бабочки и жучки свободно расхаживают по площадке, делая, что вздумается. Как только воспитатель говорит: «Ночь», все останавливаются, и сова начинает бродить по площадке. Тех детей, которые пошевелились, сова забирает с собой в гнездо. Игра оканчивается, когда в гнезде несколько бабочек или жучков.

Пастух и волк. Выбирают двоих детей, которые будут волком и пастухом соответственно. Остальные – это овцы. Необходимо начертить площадь для дома овец и для того места, где они будут пастись. Пастух выводит овец на пастбища, по команде: «Волк», все должны разбежаться. Задача волка состоит в том, чтобы поймать как можно больше овец и отвести в своё логово, а пастух призван защищать своих питомцев. Игра заканчивается, когда волк поймал определённое количество овец.

Подвижные игры для самых маленьких

Здесь отдаётся предпочтения играм, где можно наблюдать чёткий сюжет. Желательно, чтобы каждому ребёнку была отведена своя роль. Также популярны игры совсем без сюжета, являющиеся простейшими, например, «догонялки». Итак, подвижные игры для младшей группы детского сада:

  1. Курица и цыплята. Для проведения этой игры нужна верёвка и две стойки. Верёвку натягивают между ними, по одной стороне находится дом курочки с цыплятами, по другой зёрна. Когда курица идёт на другую сторону, она зовёт цыплят «ко-ко-ко». Услышав, цыплята бегают по всей территории, имитируя движения. По команде: «Домой», все заходят по другую сторону верёвки.
  2. Ручеёк. Здесь участвуют все дети, и не нужно делиться на команды. Требуется начертить «ручеёк» небольшой ширины и на расстоянии 20-25 см друг от друга нарисовать камешки. Дети становятся в начало и по камешкам должны пересечь ручей. Если ребёнок оступился, значит, он «намочил ножки» и нужно пробовать с самого начала.
  3. Солнце – дождик. Для этой игры необходимо расставить по всему периметру площадки стулья и обручи (импровизированные домики). Когда воспитатель говорит: «Солнышко, пора гулять», дети выходят из домиков и бегают по площадке. По команде: «Дождик, пора домой», все дети бегут обратно.

Цель подвижных игр в детском саду – это, прежде всего, развитие личностных и физических качеств, а также обучение детей дружить и работать в команде. Принято считать, что школа воспитывает людей. Однако начинается воспитание именно в детском саду. Благодаря активным играм, дети легче воспринимают информацию и быстрее развивают в себе необходимые навыки.

Роль подвижных игр в воспитании ребенка

В педагогике широко используются подвижные игры, в которых кроме основных движений используются и другие, например, ритмичные хлопки, притопывание и пр. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели в зависимости от того, на каком этапе находится физическое развитие детей. Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Сюжетные подвижные игры

Занятия с определённым сценарием воспитывают в детях чувство ответственности и собранности. Сюжетные игры очень разнообразны, рассмотрим некоторые из них.

  1. Воробьи и автомобиль. Все дети садятся на стулья или скамейки на одной стороне площадки. Здесь они играют роль воробушек, которые сидят в своих гнёздах. На противоположной стороне стоит воспитатель, представленный в роли автомобиля. Когда педагог говорит: «Полетели воробушки», все дети встают и бегают или ходят на площадке. По команде: «Автомобиль едет», все дети возвращаются как можно быстрее в свои гнёзда.
  2. Самолёты. Воспитатель называет определённых детей в количестве 3-4, которые становятся на противоположную от других сторону. По команде: «К полёту приготовиться, завести моторы», дети делают вращательные движения руками перед грудью. Когда педагог говорит: «Полетели», дети разводят руки в стороны, имитируя самолёт, и бегут на другую сторону. По команде «На посадку» дети приземляются на свои места. Затем выбирается следующая группа малышей.
  3. Пузырь. Дети вместе с воспитателем образуют небольшой круг, держась за руки. Когда педагог произносит: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой», дети потихоньку отходят назад, образуя большой круг. После того, как педагог скажет: «Лопнул пузырь», дети должны опустить руки и сесть на корточки, произнеся «Хлоп». После этого нужно встать и снова образовать маленький круг.
  4. Летают птички. Дети встают на какую-либо возвышенность по одной стороне площадке. После слов «Светит солнышко» дети выбегают на площадку и начинают искать и клевать импровизированные зёрна. Когда воспитатель произносит: «Пошёл дождик», дети возвращаются обратно на возвышенность.

Подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет

Подвижные игры для детей первой младшей группы ДОУ
Автор: Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад №4» ОАО «РЖД», город Бологое Тверская обл.Описание работы: Предлагаю Вам подборку подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться воспитателями и родителями для проведения подвижных игр в групповой комнате, дома и на прогулке, с детьми от 1,5 до 3 лет. Этот материал направлен на формирование интереса у детей к игровой деятельности, на развитие таких качеств как, координация движений, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, внимание. Подвижные игры всесторонне развивают ребёнка и вызывают положительные эмоции от совершаемых действий. Цель: Познакомить малышей с многообразием подвижных игр. Повышать двигательную активность и здоровье детей. Развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Игра в жизни каждого ребёнка занимает значимое место. С малых лет, играя, ребёнок сначала учится манипулировать предметами, изучает их. С возрастом ищет их взаимосвязи. Играя у малыша, развивается не только моторика, но и мышление, воображение, фантазия. Играя, ребёнок выстраивает логические цепочки, думает, размышляет. Невозможно представить себе детство ребёнка без игры. Не зря подмечено, что как ребёнок ведёт себя в игре, таким образом, он будет вести себя и в социуме. Многими великими педагогами разработано и успешно внедрено в программы огромное количество игр. Я работаю с самыми маленькими, с малышами от года до трёх. И за долгие годы собрала картотеку игр, которую использую в своей работе. Это и подвижные и развивающие и дидактические. Нельзя недооценивать пользу подвижных игр в жизни ребёнка. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, кровообращение, дыхание. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, внимание и быстроту реакций, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Предлагаю ознакомиться с немногими, но любимыми моими малышами подвижными играми, которые можно проводить как в групповой комнате, так и на прогулке. Надеюсь, кому то это пригодится в благородном деле, в воспитании и формировании нашего бесконечно прекрасного подрастающего поколения.
Подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет.

«Солнечные зайчики»

Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий. Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает: Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Прибегут к тебе. Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Догони мяч»

Задачи: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий. Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

«Собери шарики»

Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий. Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину. При повторении игры воспитатель называет, кто какой шар принес: красный, желтый и так далее Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе). Первое время игра проводиться с небольшой группой детей, постепенно количество играющих увеличивается.

«Догони меня»

Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве. «Догони меня», — предлагает воспитатель и бежит к противоположной стене комнаты. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», — и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется. Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

«Кот и мыши»

Задачи: повышать двигательную активность; развивать имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом. Игра проводиться с небольшой группой детей в игровой комнате или на прогулке. С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в норках. Воспитатель говорит: Кошка мышек сторожит, Притворилась, будто спить. Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать. Через некоторое время воспитатель говорит: Тише, мышки, не шумите, Кошку вы не разбудите…. Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки. Игру можно повторять 3-4 раза, с другими кошками.

«Лохматый пёс»

Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений. Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые впереди руки. Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«У медведя во бору»

Задачи: учить действовать по сигналу воспитателя, совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве Один из детей изображает медведя; он сидит на стульчике, ручки под щечку сложив, притворившись спящим. Остальные дети тихонько подходят к нему, наклоняясь, будто собирают грибы и ягоды, а воспитатель в это время говорит: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит, На меня он все глядит. А потом как зарычит. И за нами побежит. Медведь вскакивает, бежит за детьми. Дети разбегаются. Медведь гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, медведь опять садиться на стульчик. Игра повторяется с новым водящим.

«Цыплятки и кошка»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий, учить детей бегу в определённом направлении. Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Считалочкой выбирается кошка. Кошка садиться на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит: Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко, Не ходите далеко». Приближаясь к кошке, воспитатель говорит: На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка… Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме. Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток»!

«Солнышко и дождик»

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий. Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» — бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

«Раздувайся пузырь»

Задачи: побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развивать физическую активность. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся. Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Пузырь лопнул», — все дети опускают руки, хором говоря: «Хлоп» — и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.

«Поезд»

Задачи: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, побуждать к самостоятельным действиям. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Где спрятался колокольчик?» Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.


Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найди колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст; вызывать чувство радости от активных действий. Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

«Зайка беленький сидит»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий. На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст: Зайка беленький сидит и ушами шевелит, — дети стоят в кругу, Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте. Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» — и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» — говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется, подпрыгнуть два раза.

«Гуси – гуси»

Задачи: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий. Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят: Взрослый: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га! Взрослый: Есть хотите? Дети: Да-да-да! Взрослый: Идите ко мне! Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш» Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

«Птички и автомобили»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками. Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет воспитатель. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки — это птички. На другой стороне размещается другая часть детей — это автомобили. Воспитатель говорит: «Птички летят!» — птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

«Карусели»

Задачи: развивать равновесие, учить согласовывать свои действия со словами текста, с движениями друг с другом и ритмом текста; развивать внимание; вызывать положительные эмоции. Дети берутся за обруч и под слова воспитателя двигаются по кругу, сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, а затем постепенно замедляют движение. Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

«Подарки»

Задачи: воспитывать дружеские, доброжелательные отношения; учить имитировать движения, характерные для определённой игрушки; развивать воображение. Воспитатель предлагает детям построиться в круг, подзывает к себе того, кто первым будет выбирать игрушку. Ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель с детьми водят хоровод под слова: Принесли мы вам подарки, Кто захочет, тот возьмёт, Вот вам кукла с ярким бантом, Конь, волчок и самолёт. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель обращается к ребёнку в центре круга, и спрашивает, какой подарок (из перечисленных) он хочет получить. Если выбирает коня, то все дети под слова воспитателя (скачет конь наш чок-чок-чок, слышен топот быстрых ног) , изображают лошадку (скачут), если куклу, то все танцуют, как куклы (кукла. Кукла попляши, яркой лентой помаши) , если волчок (вот как кружится волчёк, прожужжал и на бочёк) – все кружатся. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать из детей лучший «подарок» . Выбранный ребёнок меняет в центре предыдущего и игра повторяется.

Рекомендуем посмотреть:

Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Развивающая игра для детей 1 младшей группы детского сада Ребусы в картинках с ответами для учащихся начальной школы Игры с камушками для детей младшей группы в детском саду

Похожие статьи:

Игры с песком в младшей группе

Игры по рисованию для дошкольников 3-5 лет

Подвижные игры во второй младшей группе

Сюжетно-ролевые игры в семью для детей младшей группы

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе на тему: Животные

Бессюжетные подвижные игры

Они призваны научить детей ловкости, скорости и ориентирования в пространстве.

  • Найти цвет. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку флажок разного цвета. Обычно цветовая гамма состоит из красного, жёлтого, зелёного и синего. Четыре ребёнка стоят с флажками возле конкретного флага аналогичного цвета. Когда воспитатель даёт команду: «Идите гулять», остальные дети разбегаются по площадке в хаотичном порядке. После слов: «Найдите свой цвет», детям нужно как можно быстрее прибежать к флагу своего цвета.

  • Не опоздай. Воспитатель раскладывает какие-либо погремушки в форме круга. По его команде дети разбегаются по комнате прочь от них. Когда педагог произносит: «Не опоздай», дети бегут обратно в центр комнаты.
  • Найди свой дом. Дети разделяются на несколько групп, каждая из них становится у определённого дерева. Оно является их домиком. По команде воспитателя дети разбегаются кто куда. Когда педагог произносит: «Найдите свой домик», дети должны собраться определёнными группами у деревьев, у которых они стояли в начале игры.

Классификация подвижных игр призвана выделить те, которые необходимы ребёнку в определённом возрасте. Наиболее популярным является разделение на сюжетные и бессюжетные. И те, и другие призваны развивать детей, привить им определённые качества. Подвижные игры необходимы для нормального развития каждого ребёнка, и не стоит недооценивать их значение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]