Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ. Как звери готовятся к зиме
Занятие по развитию речи в логопедической группе «Как звери готовятся к зиме»
Автор: Дунаева Лилия Григорьевна, учитель-логопед ДОУ № 287 г. Донецка, Донецкая область Описание материала: данный материал будет полезен педагогам в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Коррекционно-образовательные цели.
Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной речи, внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование.
Атрибуты для игры «Какой ты? Какая ты?», конверт с загадками, ящик с песком, каштаны, шишки, палочки из камыша, сухие листья, перья, крылатки клёна, мох, сухие ветки деревьев, ветки ёлки, большие и мелкие камни, муляжи грибов.
Предварительная работа.
Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (осень) Какая сегодня погода? (холодная, пасмурная…) Логопед: Холод, ветер на дворе, Руки мёрзнут в ноябре. Осень поздняя несёт Первый снег и первый лёд. Какое время года придёт после осени? (зима) Логопед: Вы правы, скоро наступит холодая, морозная, снежная зима. Интересно, а что сейчас происходит в лесу? Зимой зверям трудно будет найти себе еду, не будет ни травы, ни грибов, ни ягод. Хотите узнать, как звери готовятся к зиме? Для этого нам надо отправиться в лес.
В лес сегодня на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь, По дорожкам, по тропинкам, По лесу гулять пойдём. И лесных зверей мы с вами Обязательно найдём.
Психогимнастика
Путешествие в лес
Звучит запись «Осень в лесу» (звуки живой природы) Вот мы и в лесу. Какой мягкий мох под ногами! Идём по нему неслышно, на носочках…. Впереди непролазная чаща. Идите за мной. Пойдёмте по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно за мной…. После сильного ветра повалились деревья. Нам придётся через них перелезть…. Мы попали в полосу елового леса. Идите осторожно, раздвигайте колючие веточки, приподнимайте их, не уколитесь…
Логопед: Ребята, посмотрите, на пеньке какой-то конверт. Это лесные жители оставили его для нас. Интересно, что в нём? Лесные звери хотят с вами поиграть, они сами о себе сочинили загадки. Кто из животных может о себе так сказать?
• Не буду запасаться на зиму едой, я и так найду, что поесть, потому что очень хитрая. (лиса) Чем лиса питается зимой? (ловит зайцев, мышей) • Сделаю запасы еды на зиму и утеплю своё жилище. (белка) Какие запасы белка делает на зиму? (орехи, грибы, жёлуди) Как белка готовит своё жилище к зиме? (утепляет мхом, сухой травой) • Одену на зиму белую шубку и притаюсь глубоко в снегу. (заяц) Чем зайчик питается зимой? (обгрызает веточки осины, берёзы, ест сухую траву) • Не буду запасаться едой на зиму, потому что всю зиму буду спать. (медведь) Где спит медведь? (в берлоге) Чем медведь питается летом? (ягоды, орехи, мелкие животные, лакомится мёдом, рыбой) • Я похожа на кошку, могу прыгать по деревьям и опасна даже для людей. (рысь) Чем рысь питается зимой? (ловит птиц, зайцев, мышей) • Не буду запасаться едой, я утеплю норку, свернусь клубком и буду спать до весны. (ёжик) Чем ёжик питается летом? (фруктами, ягодами, червяками, жуками, улитками, мышами) Логопед: Лес – это большой дом для многих животных. Вспомните, какие животные живут в лесу? (волки, медведи…). Вы правы, в большом лесу много кого? (волков, медведей, …) Почему этих животных называют дикими? (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами растят детёнышей, сами строят себе жилища). Скажите, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме). Почему? (зимой холодно, нет никакой еды, всё занесено снегом).
Игра «Ты какой? Ты какая?»
Логопед: Ребята, предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя. Логопед: Медведь, ты какой? Ребёнок: Я косолапый, большой, сильный, смелый, лохматый…
Логопед: Лиса, ты какая? Ребёнок: Я красивая, пушистая, хитрая, умная, ловкая, нарядная, осторожная…
Логопед: Заяц, ты какой? Ребёнок: Я беленький, пугливый, чуткий, осторожный, ловкий, быстрый, длинноухий…
Логопед: Волк, ты какой? Ребёнок: Я серый, злой, голодный, опасный, хищный, быстрый…
Логопед: Белочка, ты какая?
Ребёнок: Я рыжая, маленькая, ловкая, быстрая, запасливая, пугливая… Логопед: Ёжик, ты какой?
Логопед: Я осторожный, колючий, маленький, чуткий… Логопед: Внимательно слушайте музыку и показывайте движения животного, изображённого на вашей маске. Как только музыка закончится, вы должны на пеньке найти хвост «своего» зверя и сказать, чей это хвост (медвежий, лисий, заячий, волчий, беличий, ежовый) Логопед: Как интересно звери о себе рассказали и правильно нашли свои хвосты. Предлагаю вам ещё раз вспомнить, какие звери живут в лесу.
Речь с движением
Из пальцев, дружок, сложи теремок. (ладони сложить уголком) Вот это – ворота, (ладони перед собой) Вот это – замок, («замок») Вот это – окошко, («окошко») Вот это – труба. (руки поднять вверх) Все дикие звери, скорее сюда. (руки вперёд, хватательные движения) И лось здесь рогатый, (ладони скрестить) И мишка лохматый, (сжимать и разжимать пальцы) И ёжик колючий, (переплести пальцы) Бельчонок прыгучий. (2 хлопка) Здесь беленький зайчик, («ушки» из пальцев левой руки) Здесь рыженький лис, («мордочка» из пальцев правой руки) И серый волчонок, («когти» из пальцев левой руки) И серая мышь. («мордочка» из пальцев правой руки)
Логопед: Ребята, очень непросто диким животным подготовить жилища к зиме. Скажите, кто где живёт. Медведь ищет …(берлогу). Белка утепляет …(дупло). Лиса ищет …(нору). Волк устраивает …(логово). Заяц спит …(под кустом). Ёж утепляет …(норку). Вы согласны помочь диким животным построить жилища на зиму? Логопед: Ребята, вы хорошо потрудились. Уверена, что диким животным очень понравились построенные вами жилища.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по логопедии для старшей группы Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Конспект интегрированного занятия по развитию речи и театрализованной деятельности в подготовительно Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Музыкальное занятие с использованием логоритмики в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия на тему «Животные» в старшей группе
Конспект занятия – путешествия для детей старшей группы ДОУ на тему: Птицы
Конспект интегрированного занятия на тему «Космос». Старшая группа
Конспект занятия на тему «Музыкальные инструменты» в подготовительной группе
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
СЛАЙД 1
1 часть –беседа
Воспитатель: Ребята, а кто это в окошко стучится, в окошко просится? (Заносится птица с письмом). Да это же синичка к нам прилетела. Письмецо нам принесла
От кого пришло письмо, Вам ведь хочется узнать? Тогда надо постараться Все загадки угадать.
СЛАЙД 2- (отгадки на слайде)
1. Он идёт неторопливо, Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
2. Он идет неторопливо, Зацепил хвостом он сук. Полосатый он, красивый. Зверь хозяйственный. (Барсук)
3. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы, Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы. (белка)
4. Кто быстрее ветра мчится? Пыль из-под копыт клубится, Грива шелковая вьется, Ржанье звонкое несется:
«Иго-го, иго-го, убежит далеко! (лошадь)
5. Кто зимой холодной Ходит по лесу злой и голодный? (волк)
6. Косоглазый, маленький, В белой шубке в валенках. (заяц)
7. Летом, осенью, зимой Идет по тропочке лесной. След хвосточком заметает. А как её зовут, кто знает? (лиса)
Воспитатель: Назови всех одним словом. (животные) Нет ли лишних среди них?
СЛАЙД 3 — Почему лошадь будет лишняя? Каких животных называют дикими?
СЛАЙД 4
Наступает зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму.
ПОЯВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ (медведь, ежик, барсук)
- Воспитатель: Что общего между этими животными?
Они будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Три месяца зимы – это очень долгий срок, поэтому летом и осенью эти животные много едят, накапливают жир, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. А также утепляют свои домики.
СЛАЙД 5
- Воспитатель: Как готовится к зиме белка?
Белка осенью делает запасы: собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди.
Да и цвет шкурки она меняет, он становится серым, как и ствол дерева.
СЛАЙД 6
Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
- Воспитатель: кто эти животные?
ПОЯВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ (лиса, заяц, волк).
- Воспитатель: Как заяц готовится к зиме?
Заяц меняет шубку летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
- Воспитатель: Какого цвета шубка зайца? Почему?
- Воспитатель: Чем питается зимой заяц?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка?
- Как волк и лиса готовятся к зиме?
СЛАЙД 7 Физкуль
Медвежата в чаще жили головой своей крутили вот так, вот так, (круговые движения головой) головой своей крутили
медвежата мед искали дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево) дружно дерево качали а потом они ходили (ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили вот так, вот так, и из речки воду пили (наклоны туловища вперед) а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) вот так, вот так, лапы выше поднимали.
2 часть- продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про письмо. Прочитаем?
«Ребятки, как хорошо жилось нам на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили. Дружно – весело играли, про зиму не вспоминали. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли мы тёплые шубки сшить и просим у вас помощи».
СЛАЙД 8
Воспитатель: А написали письмо зайчик, ёж и медведь. Вы же добрые ребята, вы поможете зверятам. Где же нам можно взять тёплые шубки для наших лесных друзей?
Но в лесу нет магазина. А есть лесное ателье. Я предлагаю вам стать портными и сшить шубки для зверей из различных круп. Какие крупы вы видите? (Гречневая, манная, просо). Выбирайте, кому вы будете утеплять шубку. (Ребята выбирают силуэты животных)
Индивидуальные вопросы:
- Из чего ты будешь мастерить шубку медведю?
- Какого цвета шубка у зайчика? Из чего ты будешь её делать?
- Какого цвета шубка у ежика?
(на картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой)
Воспитатель: Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру.
СЛАЙД 9 ИГРА «ЗАЙЦЫ И ЛИСА»
Из играющих выбирают «лису». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, лиса находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:
Зайцы скачут скок, скок, скок, На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают – не идет ли кто?
Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «лиса» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они — в свои домики.
Пойманных «зайцев» «лиса» отводит в овраг.
3 часть- рефлексия.
-Ребята, что же вам запомнилось сегодня на занятии?
-Кому мы помогли сегодня подготовиться к зиме и как? Звери вам благодарны за помощь!
Следующая > |