Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: Зимующие птицы
Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»
Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС «Солнышко»с. Голубинка Бахчисарайского Республика Крым Тема: «Зимующие птицы» Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи . Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы». Программные задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы» Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.
Ход занятия.
Воспитатель: — Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес». (слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком). Воспитатель: Ребята,к нам в гости пришел « снеговик»,он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов. ( Закрепление пройденного материала.) — Какое сейчас время года? (ответы детей) — Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (ответы детей) — Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей) — Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей) Перечислите их. — Все ли птицы улетают в теплые края? (ответы детей) Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо ,от тех птиц которые остались зимовать, от самого «Короля птиц -Горного Орла». Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей.- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц?
— Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст) Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды — С первым снегом Тут как тут! (Снегирь) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (Снегири) Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка — … (Воробей) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её … (Cорока) Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова) Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)
Воспитатель: — Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас) воспитатель: — Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем по зимнему лесу (Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе)Слышите, здесь кто то есть.(Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой. Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт) Воробей – чирикает Ворона – каркает Сорока – стрекочет Синица – щебечет Снегирь – посвистывает Дятел – трещит Сова – ухает Клест – клекочет — Ребята, голоса птиц мы слышим ,но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе) Дыхательная гимнастика: Воспитатель: Ой детки ,посмотрите на нашем пути сугроб.(нарезанные из бумаги снехинки,под которыми спрятан конверт). Упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные. — Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки.- Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. (Дети складывают картинки). Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц) — Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц. Игра: «Сколько слогов в слове?» — Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. С горки все домой пришли, воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой (просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео). Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами,когда птички улетали.(ответы детей).Правильно покормить. — Чем можно угостить птиц: Воробья – хлебными крошками Снегиря – ягодами рябины, боярышника Синичка – любит сало Ворона, сорока – всеядные Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев. — Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит) Заканчиваем занятие стихотворением: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна. Горсть одна – И не страшна будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. 4. Итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография. Снегирь зимой. Мастер-класс с пошаговыми фото Конспект НОД в старшей группе из серии: Зимующие птицы Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект НОД в средней группе по теме «Птицы зимой»
Похожие статьи:
Рассказ про воробья, 1-2 класс
Рассказ про ворону, 1-2 класс. Окружающий мир
Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе
Наблюдение в старшей группе детского сада. За окном мороз
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Зимующие птицы
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Зимующие птицы» для детей подготовительной к школе группы.
Программное содержание: • Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал; • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, где живут; • Учить отгадывать загадки; • Закрепить умение составлять описательные рассказы о птицах; • Побуждать детей к словообразованию; • Закрепить умение согласовывать числительное с существительным • Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.
Ход занятия.
— Ребята, идя ранним, заснеженным, морозным утром в детский сад, я увидела, как крупная, белобокая, с длинным хвостом птица бросила на крыльцо нашей группы вот этот большой конверт. Вы догадались какая птица прислала нам этот конверт? (Ответы детей.) — Интересно, что в нём? Загадки! Любите загадки? Тогда слушайте внимательно, думайте и отгадывайте. * Всё время стучит Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. Кто это? (Дятел.) * Эта птица так болтлива Воровата, суетлива. Стрекотунья, белобока, А зовут её…. (Сорока.) * Чик-чирик К зёрнышкам прыг. Клюй, не робей. Кто это? (Воробей.) -Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. Кто это? (Снегирь.) — Ты с модницей этой, конечно, знаком. Вертушке на месте никак не сидится, Всё хвастает жёлтой жилеткой своей И шапочкой синей гордится! (Синица.) — О ком загадки? Как вы думаете, почему они называются зимующими? Как вы догадались?
Игра «Подбери красивое слово к птице» (Красногрудый снегирь. Длиннохвостая сорока. Шустрый воробей. Важная ворона. Черноголовая галка. Вертлявая синица.) — Ребяа, у вас на столах лежат разрезные картинки ‘Зимующие птицы’. Соберите её, назовите птицу и расскажите о ней. (Ответы детей.) Каждый ребёнок рассказывает по своей разрезной картинке. (У меня снегирь. У него чёрная шапочка, красная грудка. Он любит лакомиться рябиной, прилетает к нам с первым снегом.)… — Ребята, в какое время года птица выводит своих птенцов? — Верно, весной. Но есть такая зимующая птица -клёст. Чудо, загадка природы. Это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой. Большеголовая птица с перекрещивающимися концами толстого клюва. Вот она. (Показ картинки) Клёст прыгает, шуршит. Клювом шишки потрошит. Голоском речистым, чистым Клё — клё- клё Поёт со свистом. — Ребята, послушайте рассказ про птицу и птенцов.. Ваши пальчики помогут мне рассказать. Пальчиковая игра «Птица и птенцы» На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец по -одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём.) и по три мошки. (Трёхкратное прикасание.) Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (Большой палец с силой ‘чистит’ верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно.) — Ребята, как вы думаете -это могли быть птенцы клеста? Как вы догадались? (Ответы детей.) — Ребята, где можно встретить зимой всех птиц? (Ответы детей.) — Верно, у кормушек. Зимой птицам голодно и холодно. Но птицам страшнее голод! — Как можно назвать кормушку для птиц? (Ответы детей.) — Правильно, птичья столовая. Игра «Числовые карточки» — Ребята, возьмите в руки числовые карточку и карточку с зимующей птицей. Расскажите, сколько и каких птиц прилетели к вам в кормушку и что они едят. (Ответы детей.) (У меня 5 синиц. Они клюют сало. У меня 2 воробья. Они клюют зёрнышки…) Молодцы! А сейчас настало время физкультминутки. Скачет шустрая синица Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг- скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень, Тири — тири, Тень-тень-тень. -Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю, которую я наблюдала в парке. Дети сделали кормушку и повесили её на дерево. Насыпали в кормушку зёрен, положили еловые шишки и подвесили на ветках кусочки сало, а сами спрятались за большим деревом. Первой прилетела синичка и села на веточку. За ней прилетел воробей и сразу сел в кормушку. Осторожный клёст приближался очень медленно. С начала он сел на землю, перелетал с ветки на ветку и, наконец, очутился в кормушке. Красногрудый снегирь сидел на рябине и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела шумная, взъерошенная ворона, закричала, захлопала крыльями. Птицы разлетелись в разные стороны, а ворона стала искать по снегу рассыпавшиеся крошки. Ребята остались довольны кормушкой. ‘ (Вопросы к детям.) — Ребята, какой корм дети положили в кормушку? — Какие птицы прилетели к кормушке? — Как вела себя ворона? Мы будем рассказывать эту историю по частям. Начнёт рассказ и продолжать будет тот, кому дам,, птичку,, в руки. (Рассказы детей.) — Молодцы, хорошо рассказали! — Ребята, положите ладони на стол перед собой. Расскажите и покажите пальчиками про птичку. Пальчиковая игра Птичка крылышки сложила, Птичка пёрышки помыла, Птичка клювом повела, Птичка зёрнышки нашла, Птичка зёрнышки поела, Птичка песенку запела, Птичка крылышки раскрыла, Полетела, полетела.! — Ребята, сорока прислала вам в конверте загадочные рисунки. Внимательно рассмотрите рисунок, догадайтесь какая это птица и правильно раскрасьте её. (Вопросы к детям во время выполнения задания.) — Как ты думаешь, какая птица на твоей картинке? — Почему ты так думаешь? — Как ты догадался? Какие краски тебе понадобятся? — Молодцы, все справились с заданием сороки! Стихотворение «Покормите птиц!» (Читает ребёнок) Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по аппликации для детей подготовительной группы. Квиллинг «Снежинки» Конспект НОД по математике с использованием ИКТ в подготовительной группе «Зима» Конспект занятия в детском саду на тему: Зима для детей подготовительной группы с ОНР Конспект НОД по конструированию в старшей группе. Зимующие птицы
Похожие статьи:
Раскраски «Зимующие птицы» для детского сада
Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за хвойными деревьями»
Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за общественным транспортом»
Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за ветром»
Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за снегирем»