«Дидактические игры по патриотическому воспитанию»


Картотека игр по патриотическому воспитаниюкартотека (подготовительная группа)

Картотека игр по патриотическому воспитанию

«Гости города»

Цель: воспитание у детей интереса к жизни родного города и страны в целом.

Оборудование: фотографии с достопримечательностями города, кубик с цифрами.

Ход игры: закрепить шесть фотографий со знаковыми местами города на доске, предварительно пронумеровав цифрами от 1 до 6. Ребенок бросает кубик с цифрами, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение, появилось желание посетить этого место. Карточки с видами города нужно подбирать максимально узнаваемые, чтобы у малышей не возникло проблем с описанием

«Геральдика»

Цель: изучение истории родного города через его символику.

Оборудование: гербы и флаги родного города, региона и страны.

Ход игры: сначала воспитатель показывает герб родного города, вкратце рассказывает о том, что на нем изображено. Рассказывать нужно простым и понятным языком, обычно изображение герба города несет в себе графическое изображение его специфики, исторических особенностей. После этого показывает герб региона, также рассказывает о нем. В самом конце переходит к гербу России. Нужно также рассказать о флаге города, региона и страны. Дети должны увидеть взаимосвязь между флагами города, региона и страны. Потом картинки перемешиваются. Дети должны сложить вместе герб и флаг города, региона, страны. То есть, разбить их по парам. Такая игра не только развивает память, она поможет узнать о символике родного края.

«Наша страна»

Цель: выявить знания детей о Родине, ее столице.

Оборудование: иллюстраций, фотографий.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и фотографии, задает вопросы. Дети отвечают.

«Мой адрес»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес Оборудование: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит свой адрес. Ребёнок продолжает, называя свой, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Оборудование: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие, а какие плохие. Затем показывает картинку детям и просит их описать то, что на ней изображено.

«Расскажи о своей семье»

Цель: формировать представление о себе как о члене семьи. Показать

значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Оборудование: фотоальбом, составленный совместно с родителями семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Ход игры: дети рассказывают по очереди о своих семьях.

«Как я дома помогаю»

Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и

мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Оборудование: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

«Благородные поступки»

Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.

Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело.

Оборудование: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. п.

Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Помоги маме найти своего детеныша»

Цель: научить детей соотносить изображения взрослых животных с их детенышами.

Оборудование: картинки зверей и их детенышей.

Ход игры: картинки со взрослыми зверями и их детенышами перемешивают между собой, задача детей — детей собрать все изображения по парам. Выигрывает тот, кто максимально быстро и без ошибок сможет собрать всех зверей по парам и правильно назвать животных. После игры воспитатель рассказывает о важности для каждого детеныша расти в своей семье.

«Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Медведев). Материал: портреты известных соотечественников.

Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Моих родителей зовут…»

Цель: закрепить знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал: семейные фотоальбомы, мяч.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.

«Комплименты»

Цель: упражнять детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

  • «Жилище человека»

Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего оно сделано. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек, что жилище бывает разное: хата, изба…

Пословицы о семье

  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Чужая жена всем девицей кажется.
  • Жена не гусли, — поиграв, на стену не повесишь.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Муж без жены — что гусь без воды.
  • Краса до венца, а ум до конца.
  • Слепой щенок и тот к матери ползет.
  • Всякая невеста для своего жениха родится.
  • Слава сына — отцу отрада.
  • Кто родителей почитает , тот вовек не погибает.
  • Молитва матери со дна моря вынимает.
  • Без отца — пол сироты, а без матери — и вся сирота.
  • Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
  • Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит.
  • Братская любовь крепче каменных стен.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

«Наш детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

«Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны»

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление. Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Птицы»

Цель: продолжать знакомить детей с птицами. Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Кому что нужно для работы»

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

«Народные промыслы»

Цель: познакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов, рассказывает о них. После небольшой паузы дети разбиваются на команды, каждая из которых должна рассказать об одном из услышанных промыслов.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза -березовый, дуб — дубовый и т. д.)

Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: картотека лечебных трав.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

«Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.

Материал: «Малая красная книга»

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях, которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.

Ход игры: воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его называют: Китай — китаец, Америка — американец.

«Страны и народы»

Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных

стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. Воспитатель и детьми выясняют смысл пословицы. Если дети не знают пословицу, воспитатель рассказывает о ней.

«Защитники Отечества»

Цель: сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии.

Материал: картинки и фотографии с изображением военных.

Ход игры: воспитатель дает домашнее задание нескольким детям подготовить рассказ о военном (танкист, моряк, летчик и др.). Дети рассказывают, воспитатель дополняет.

«Силуэты»

Цель: развить творческое воображение, память.

Материал: известные достопримечательности родного города и страны, которые показаны не в своем цветном варианте, а в виде затемненного изображения — силуэта.

Ход игры: воспитатель показывает силуэты, по которым ребята угадывают, что изображено на данной карточке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]