Методическая разработка урока по математике в 1 классе. Тема: Единицы измерения. Длина.
Автор: Ромашева Светлана Вадимовна
Конспект урока по математике. Тема:Единица измерения длина
Цель: урока Создать условия для закрепления знаний о единицы измерения величины: длины; развивать знания измерять длину с помощью различных мерок и линейки. Предметные умения: – совершенствовать умения детей производить преобразования крупных единиц измерения в мелкие и наоборот; применять эти знания и умения на практике; – уметь различать единицы длины; – развивать вычислительные умения и навыки; – воспитывать у учащихся интерес к математике и любовь к родному городу, интерес к его истории и современной жизни. УУД: Личностные: формировать позитивное отношение к окружающим, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию Познавательные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте заданий, анализировать и синтезировать прочитанное Регулятивные: действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при выполнении заданий; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание. Ресурсы Презентация, конверты с мерками. Тип урока: Закрепление. Ход урока. Этап урока: Мотивация Прежде чем работать сесть, Посмотрите, всё ли есть. Начинаем урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь о. УЗУ: подвести учащихся к формулировке темы урока. Узу: чтобы определить тему урока отгадайте загадку. ПЗ: отгадать загадку. СУЗ: Есть отрезок длинный, есть короче, По линейке его чертим, между прочим. Сантиметров пять — величина, Называется она… Ответ: Длина ОРД: – О чем же эта загадка? – Как вы думаете, что такое длина? – Как измерить длину? ИВ: – А теперь предположите, какова тема нашего урока? – Итак, тема сегодняшнего урока единица измерения длина. Этап урока: Постановка цели и задач – Какую цель поставим перед собой на уроке? УЗ№2 «Измерение длины». УЗУ: развивать умения измерять длину. Узу: сейчас потренируемся измерять длину. ПЗ: посмотрите на доску и ответьте на вопрос : что нарисовано на доске? (отрезок) СУЗ : ОРД: работаем устно. – Какой инструмент нужен для измерения его длины? (линейка) – Как измерить длину отрезка? – Какие свойства предметов вы знаете? – Какие из свойств можно сравнивать с помощью знаков «больше», «меньше», «равно»? – Действительно, свойства предметов, которые можно сравнить с помо-щью слов «больше», «меньше», «равно» называются ВЕЛИЧИНАМИ. – какие величины вам знакомы? – у вас на партах лежат по три полоски разного цвета, две имеют одинаковую длину, третья- нет. – Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются величиной. (Рост, размер, температура, длина) – выясним, является ли величиной длина предметов. Попробуйте срав-нить по длине полоски, которые лежат у вас на партах. – Какая из них самая длинная? – Как это доказать? (Путем наложения полосок друг на друга) КВ: при необходимости учитель корректирует ответы детей. – Можно ли наложить так? (учитель показывает неправильное измерение отрезков). – Кто мне сможет помочь? – Будет ли длина величиной? (да длина – это величина, потому что мы можем сравнить длину и сказать, какая полоска больше (длиннее), а какая меньше (короче). – Почему? (Ее можно сравнивать с помощью математических знаков). ИВ: красная и синяя полоски имеют одинаковую длину, а зеленая – нет, она длиннее. На экране запись: з>к , с <�з, с=к. Посмотрите на экран, верно ли мы измерили отрезки? (да) – а знакомы ли вам знаки больше, меньше и равно? Физкультминутка “Если весело живется- делай так!” Этап урока: Закрепление УЗ№3 «Мерки длины». УЗУ: закреплять знания измерять длину отрезков. УЗу: теперь посмотрим что вы знаете об отрезке. ПЗ: ответьте на вопрос: Какие предметы мы можем сравнить с помощью длины? (карандаши, книгу и тетрадь, рост, стопа и т.п.) ОРД: работаем устно. -Что вы видите на доске? (На доске два отрезка, синий и красный, на значительном расстоянии друг от друга.) – докажите, что это отрезки? (Есть начало и конец. Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон). – Что вы можете сказать об этих отрезках? – Сравните длины отрезков. – Получились разные ответы. Как быть? – на глаз верить нельзя, наложить не получится. – что же делать? (надо измерить отрезки) – Как измерить? – С помощью чего можно измерить? (линейки) – А если нет линейки? (ответы детей) – Люди издавна думали над тем, как измерить длину и часто пользовались тем, что было под рукой. – Попробуем и мы измерить длины отрезков тем, что у нас есть под рукой, например, красной полоской. – кто хочет выйти к доске и измерить отрезки? Синий отрезок = 5 красных полосок. Красный отрезок = 6 красных полосок. (Учитель записывает на доске: 5 и 6.) – Что можем сказать о длине отрезков? (Синий отрезок короче красного, так как 5<6) – Измерим эти же отрезки с помощью зелёной полоски. Синий отрезок = 4 зелёных полоски Красный отрезок = 5 зелёных полосок. -Что можете сказать о полученных числах? (5и4) (Числа получились разные) -Почему результаты измерения получились разные, ведь отрезок один и тот же? (Мы использовали полоски разной длины) -Эти полоски можно назвать мерками. – Удобно ли измерять длину разными мерками? Почему? (Неудобно, получаются разные числа, можно запутаться) КВ: учитель при необходимости корректирует ответы. ИВ: Может кто-то из вас помнит, какой меркой измеряют длину? Верно, длину измеряют с помощью сантиметр, метр, километр и т.п.
УЗ№ 4 « Измерение длины линейкой» УЗУ: систематизировать знания о измерении длины с помощью сантиметра. УЗу: теперь вспомним, как измерять длину с помощью линейки. ПЗ: послушайте меня, расскажу вам интересные факты. СУЗ: В древности использовались для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе: шаг, локоть, ладонь, сажень. (На доске появляются рисунки.) Почти 150 лет назад представители 17 государств, в их числе и Россия, договорились использовать более точные, общие для всех стран единицы измерения длины. Одной из них является сантиметр. – как сокращенно мы записываем см? (слайд) – Возьмите конверт у вас на столах. – Что в нём? (В конверте три полоски разного цвета: 1см, 5см, 7см.) – Возьмите самую короткую полоску. – Это мерка длины равная одному сантиметру. – Измерьте этой меркой длину жёлтой полоски. – Какова длина полоски? (А у тебя, а у тебя…? Иди запиши на доске.) – А чем удобнее измерить длину полоски? (линейкой) – достаньте линейки – Что вы видите на линейке? (цифры, чёрточки) КВ: по эталону. – расскажите, как правильно пользоваться линейкой. ИВ: самостоятельно в тетради начертите отрезок и с помощью линейки измерьте его длину. Этап урока: Подведение итогов – Подведём итоги нашей с вами работы. -Что мы сегодня с вами повторили? -Какие ключевые слова были на уроке? – Расскажите, что больше всего понравилось и запомнилось на уроке? Домашнее задание: – Поделитесь своими знаниями дома. Понаблюдайте, какие предметы, окружающие вас, можно сравнить по длине. – Запишите домашнее задание.