Понятие образовательного процесса в ДОУ
В современных условиях системы дошкольного образования, основные цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста, а также развития личности, решаются в условиях образовательного процесса.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Образовательный процесса ДОУ носит целостный, планомерный и целенаправленный характер. Его организацией занимается педагог, на основании учета закономерностей обучения, воспитания и развития ребенка. Данный учет позволяет обеспечить необходимый результат всестороннего развития детей.
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста предполагает следующие направления:
- Физическое развитие
- Социально-личностное развитие
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Например, в сфере познавательно-речевого развития осуществляется развитие у детей любознательности, самостоятельности и инициативности. В поиске новых впечатлений и апробировании разнообразных способов действий, ответов на возникающие в процессе деятельности вопросов и проблемных ситуаций, осуществляется развитие речи ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется общими принципами организации образовательного процесса как педагогического явления, а также общей структурой и логикой построения.
Специфика образовательного процесса в ДОУ обусловлена возрастными особенностями детей дошкольного возраста, закономерностями их развития, а также потребностями в получении новых знаний и умений.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Образование и образовательная среда в ДОУ 430 ₽ Реферат Образование и образовательная среда в ДОУ 270 ₽ Контрольная работа Образование и образовательная среда в ДОУ 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Качество построения образовательного процесса ДОУ во многом зависит от того как воспитателем учтены принципы по его организации и последующему функционированию.
Замечание 1
Таким образом, образовательный процесс в ДОУ является целенаправленным процессом всестороннего развития, воспитания и обучения детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый с применением различных моделей и форм дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС.
Задача ДОУ
Развивающая среда дошкольного образовательного учреждения способствует моделированию условий, способствующих проявлению творческих способностей ребенка, познанию им образного языка, реализации культурно-коммуникативных и познавательно-эстетических потребностей. При правильном подборе методов и приемов работы малыши получают реальные возможности для самосовершенствования.
Внутренняя среда образовательного учреждения способствует сотрудничеству, взаимодействию, взаимообучению детей. При правильной организации развивающего процесса осуществляется всестороннее развитие каждого ребенка. Каждый малыш сможет подобрать занятие по душе, поверить в собственные способности и силы.
Развивающая среда образовательного учреждения помогает детям приобретать навыки взаимодействий со сверстниками и педагогами, оценивать и понимать поступки и чувства других людей. Это и есть основа развивающего обучения.
Понятие образовательной среды ДОУ
Для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, важным является создание образовательной среды.
Образовательная среда ДОУ направлена на:
- Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья воспитанников;
- Обеспечение эмоционального благополучия детей;
- Профессиональное развитие педагогических работников;
- Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного образования;
- Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;
- Создания условий для предоставления родителям (опекунам) возможности принимать активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;
Замечание 2
Образовательная среда ДОУ оказывает воздействие на результативность образовательного процесса, характер устанавливаемого межличностного взаимоотношения между субъектами образования и на развитие каждого воспитанника.
Компоненты образовательной среды ДОУ:
- Взаимодействие между участниками образовательного процесса – представляет собой согласованную деятельность воспитателя, воспитанников и родителей, направленное на достижение образовательных задач и получение конкретного образовательного результата.
- Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ – является составной частью образовательной среды ДОУ, представлена материалами, мебелью, игрушками, инвентарем и т.д., подобранными в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
- Содержание дошкольного образования – это совокупность знаний, умений и навыков, мировоззрения, нравственных и эстетических идей, элементов познавательного, творческого и социального опыта.
Все указанные компоненты образовательной среды ДОУ находятся в тесной взаимосвязи и реализуются воспитателем в совокупности.
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…». Е. И. Тихеева.
Вопрос организации предметно-развивающей среды, в ДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
1.Требования к развивающей предметно – пространственной среде в соответствии с ФГОС.
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
2. Функции образовательной среды ДОУ
Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с программой ДОУ.
- Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
- Информационная функция.
Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
- Функция сохранения психологического здоровья.
Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
- Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
- Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
3. Предметно – развивающая среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка дошкольника.
3.1 Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.
Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.
Развивающее образование направлено, прежде всего, на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.
3.2.Развивающая среда как средство социализации дошкольников
Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.
Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Человек-существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.
Социализация-это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.
Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации и приспособления.
Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.
Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, определять позицию по отношению к окружающему миру и людям.Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.
В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением.
В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.
Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном детстве, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.
— Развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;
— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
— учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту.
Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;
— наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;
— обеспечивает возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука», его росту и предметному миру взрослых;
— развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более, сложным, содержательным.
Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги) ; средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования) ; зона насыщенного движения (спортивный уголок) .
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.
Подобная организация пространства создаст возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, как условие успешной социализации ребёнка дошкольника, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд- М.: Мозайка-Синтез, 2014
- Глушкова Г. Предметно-развивающая среда – средство социализации дошкольника /л«Дошкольное воспитание № 5.2013
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.— М.: Флинта, 1998. 3.
- Цквитария Т.А. Предметно-пространственная среда – изд «ТЦ Сфера» — 2014 г.
Модификации
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя несколько компонентов с учетом конкретного ОУ. К примеру, в настоящее время существует виртуальное пространство, которое способствует творческому развитию детей. Благодаря информационным технологиям происходит саморазвитие каждого ребенка.
Педагогическая среда образовательного учреждения предполагает конкретизацию термина «учебная среда». Под ней подразумевается связь конкретных коммуникационных, материальных, социальных условий, которые обеспечивают процессы учения и преподавания.
Предполагается присутствие учащегося (обучаемого) в среде, его активное взаимодействие с другими субъектами ОУ.
Образовательная среда дошкольного учреждения создает специально организованные условия, которые направлены на получение детьми определенных навыков, умений, знаний. Методы, содержание, цели и формы работы становятся доступными и мобильными (изменяющимися) в рамках определенного учебного заведения.
Внешняя среда образовательного учреждения – это система, которая генерирует процесс обучения, пронизанная характерными, специфическими признаками.
Теоретические моменты
Образовательная среда образовательного учреждения — это подсистема социокультурной среды. Она представляет собой сумму обстоятельств, факторов, ситуаций, направленных на организацию педагогических условий для всестороннего развития личности каждого ребенка. Это структура, которая в себя включает сразу несколько связанных между собой уровней.
Глобальный слой составляют общемировые тенденции развития науки, политики, экономики. Региональный уровень – это образовательная политика, культура. Локальной является система, которая включает в себя методику воспитания и обучения, личность педагога.
Проектирование
Я. А. Коменский (чешский педагог) считал пространственно-предметную среду образовательного учреждения «приятным местом», в котором должны быть географические карты, исторические схемы, пространство для игр, сад для общения с природой.
Макаренко отмечал важность оснащения школ комплексом элементов:
- пособиями и мебелью;
- материалами и станками;
- декоративными элементами.
М. Монтессори первая уделила внимание пространственно-предметному компоненту образовательной среды как ключевому фактору личностного развития подрастающего поколения. Ею была сконструирована «подготовительная среда», побуждающая дошкольника и ученика младшего школьного возраста реализовывать индивидуальность посредством самостоятельной деятельности.
Дидактический материал: рамки с гнездами разной формы и вкладышами для них, кубы-вкладыши, детская мебель — все эти устройства давали ребенку возможность самостоятельно находить ошибки при выполнении определенных упражнений, устранять их. Монтессори считала пространственно-предметную среду важнейшим элементом приобретения детьми многогранного сенсорного опыта. Благодаря самостоятельной деятельности ребята упорядочивают свои представления об окружающем мире, учатся понимать и любить природу.
Подготовительная среда, по мнению Монтессори, способствует осознанию ребенком возможностей для духовного и физического развития. Она помогает подрастающему поколению адаптироваться к требованиям социума. Монтессори предлагала педагогам выбирать упражнения, содержание которых соответствовало детским потребностям.
В пространственно-предметный компонент образовательной среды включают:
- архитектуру здания школы;
- уровень открытости (закрытости) элементов внутреннего дизайна;
- пространственную структуру и размер помещений;
- простоту трансформации;
- возможность перемещений для субъектов.
В. В. Давыдов, Л. Б. Переверзев, В. А. Петровский выделили основные требования, которые предъявляются к интегрированной среде, без которой невозможно всестороннее развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- содержание различных элементов, без которых невозможна оптимизация интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых компонентов деятельности;
- логичность, взаимосвязь отдельных элементов;
- управляемость (возможность корректировки и педагогом, и ребенком);
- индивидуальность.
Благодаря сложности структуры, пространственно-предметная образовательная среда способствует развитию каждого субъекта.
В подобной среде субъекты не только отыскивают, но и конструируют художественную, познавательную, сенсорную, моторную, игровую активности.
Оценка сформированности ОС
Осуществляется экспертиза социальной составляющей по требованиям развивающего образования с помощью специальных диагностических методик, которые тщательно отбираются из психологии и социологии. Основным фактором в обеспечении нормального функционирования социального компонента развивающей образовательной среды станет повышение качества переподготовки педагогов, в частности, в сфере психологии. Для такой подготовки важно периодическое участие учителя в различных вариантах социально-психологического тренинга.
Важные аспекты
Предметно-развивающая среда образовательного учреждения напрямую влияет на успешность младшего школьника, приобретения им навыков самостоятельной ориентации в объеме информации.
Среда развития является посредником и фоном для взаимодействия ребенка и взрослого. В ней малыш может делиться своими переживаниями, выстраивать свою поведенческую линию. Образовательная среда образовательного учреждения должна стать для него вторым домом, где хочется оставаться надолго.
Экономические преобразования, происходящие в современном мире, требуют увеличения качества обучения молодежи, создания методик правильной передачи знаний детям, чтобы они стали достойными членами современного общества. Идея образовательных сред является основой решения проблемы адаптации подрастающего поколения к действительности.
Отечественные разработки
Образовательная среда учреждения образования изучалась и создавалась на протяжении многих лет отечественными и зарубежными педагогами и психологами-практиками. В Институте педагогических инноваций РАО Н. Б. Крыловой, М. М. Князевой, В. А. Петровским были сформулированы философские аспекты термина «образовательная среда», а также продуманы технологии и приемы ее проектирования.
Образовательная среда современного образовательного учреждения основывается именно на работах основоположников развивающего обучения. Так, В. В. Давыдовым была предложена, введена, апробирована модель «школы взросления».
Образовательная среда дошкольного учреждения является более узким понятием. Под ней понимают функционирование определенного учебного учреждения:
- материальные факторы;
- пространственно-предметные ресурсы;
- социальные компоненты;
- межличностные отношения.
Они связаны между собой, дополняют, обогащают друг друга, влияют на каждого субъекта образовательного пространства.
Информационно-образовательная система
В настоящее время именно она является наиболее популярной и востребованной в отечественном образовании. В концепции развития дистанционного образования в РФ она рассматривается как «системно организованная совокупность средств передачи различной информации, методического, организационного обеспечения, ориентированная на полное удовлетворение потребностей детей и подростков». Для реализации поставленной задачи осуществляется информационный обмен между различными учебными учреждениями, применяются специальные программные средства.
В. А. Ясвиным образовательная среда была определена как процесс целенаправленного формирования личности по условному социальному образцу. В качестве структурных единиц он выделяет следующие элементы: программы обучения, человеческие факторы, физическое окружение.
Ури Бронфенбреннер выделяет следующее:
- микросистема, которая характеризуется комплексом отношений между средой и развивающимся ребенком;
- мезосистема, предполагающая совокупность микросистем, влияющих друг на друга;
- экзосистема, охватывающая специальные структуры формального и неформального вида;
- макросистема, ориентирующаяся на социальной, экономической, правовой, политической конструкции.
В. И. Пановым были систематизированы модели образовательной среды, выделены следующие направления:
- эколого-личностная (В. А. Ясвин);
- коммуникативно-ориентированная (В. В. Рубцов);
- антрополого-психологическая (В. И. Слободчиков);
- психодидактическая (В. А. Орлов, В. А. Ясвин);
- экопсихологическая (В. И. Панов).
Появилась методика векторного моделирования образовательной и развивающей среды, которая предполагала построение системы координат. Одной осью становилась «свобода-зависимость», а второй – «активность-пассивность».
Построение в этой координатной системе вектора для определенного типа образовательной среды проводится на основе шести диагностических вопросов. Три касаются присутствия в среде оптимальных возможностей для полноценного развития ребенка, остальные — возможностей для самореализации детей.
Активность в этом аспекте рассматривается, как стремление к чему-то, инициативность, борьба за собственные интересы, а пассивность – отсутствие подобных качеств.