ФКЦМ подготовительная группа
Перспективный план по ФЦКМ для детей подготовительной группы
Сентябрь | 2 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Правила поведения в лесу» | Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. Стр. 24. |
Цель: | Формировать представление о крымском лесе как доме животных и растений, которые находятся в тесной связи между собой. Уточнить знания о правилах поведения в лесу. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «К дедушке на ферму» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. №18, Стр. 56 | |
Цель: | Познакомить детей с новой профессией – фермера. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека – труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Лесостепи: расположение и климат» | Шорыгина, Т.А. Беседы о степи и лесостепи. Стр. 4 | |
Цель: | Познакомить с понятием «лесостепь», объяснить, где она расположена, какую занимает территорию, какой климат в этой природной зоне. Рассказать о постепенном переходе леса в степь. тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок. Учить полным ответам на вопросы, развивать умение мыслить логически. Способствовать развитию интереса к окружающему миру. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Степи: расположение климат» | Шорыгина, Т.А. Беседы о степи и лесостепи. Стр. 7 | |
Цель: | Сформировать представление о расположении и климате степей. Познакомить с такими понятиям, как «засуха», «ветер-суховей», «лесозащитные полосы». Рассказать о почве в степях и культурных растениях, которые выращивают земледельцы и садоводы в степной зоне. Учить отгадывать загадки, играть в слова, отвечать на вопросы. | |||
Октябрь | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением « Путешествие в крымский лес» | Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. Стр. 30. |
Цель: | Продолжать обогащать и уточнять знание детей о растениях, деревьях, травах, грибах, цветах. Закрепить знания о лекарственных травах, умение читать карту. Познакомить с Красной книгой. | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Что такое планета Земля» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 31 , Стр. 218 | |
Цель: | Формирование толерантного отношения к собственной этнической культуре и культуре других народов. Задачи: обогащать первоначальные представления о планете Земля, людях, её населяющих, их равноправии; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям планеты Земля, формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Всемирные праздники» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 32 , Стр. 225 | |
Цель: | Формирование осознанного, социально ценностного отношения к всемирным праздникам. Задачи: обогащать первоначальные представления о планете Земля, об общих праздниках людей, её населяющих, событиях, которыми прославились страны на весь мир; стимулировать познавательный интерес к явлениям планеты Земля; формировать навыки практического применения информации и игровой деятельности. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Государственные символы» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 29 , Стр. 206 | |
Цель: | Формирование уважительного отношения к государственным символам. Задачи: обогащать первоначальные представления о символике России; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны; формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. | |||
Ноябрь | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Космос» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 16, Стр. 53 |
Цель: | Расширить представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Жители России» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 30 , Стр. 212 | |
Цель: | Формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов. Задачи: обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны; формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Как хорошо у нас в саду» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 4, Стр. 33 | |
Цель: | Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Какие бывают леса? Еловый и сосновый леса» | Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Стр. 18 | |
Цель: | Формировать у детей представление о том, какие бывают леса. Учить детей называть обитателей леса, растения. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением Как устроен лес? | Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Стр. 12 | |
Цель: | Познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга. Расширять знания о растениях леса. Закреплять знание об «этажах» леса; умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Продолжать знакомить с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезающие животные и растения родного края. | |||
Декабрь | 2 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением Как звери к зиме готовятся | Конспект из опыта работы. |
Цель: | Расширять представления о диких животных. Рассказать: -почему звери линяют; -Почему некоторые из них мигрируют в более удобные места; -как люди помогают животным, подкармливая их. Расширять знания о том, как звери готовятся к зиме. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Традиции русской семьи» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 38 , Стр. 261 | |
Цель: | Формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей. Задачи: обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье; воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа; формировать способы самостоятельного применения знаний в игровой, речевой деятельности. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Откуда ёлка в гости пришла». | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение. Рассказать: об обычае украшения елки, откуда он пришел; о традициях встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу Познакомить с различными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Рождество» | Малова, В.В. № 18, Стр. 198 | |
Цель: | Поговорить о празднике Рождества Христова, об обычаях празднования Рождества в русской деревне. Знакомство с вертепным театром. Рождественское представление. | |||
Январь | 1 неделя | Каникулы | ||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Зимующие птицы нашего города» | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Знакомить с зимующими птицами. Изучать их особенности. Воспитывать любовь к природе. Развивать интерес к наблюдению за птицами. Словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Что мы называем севером?» | Шорыгина, Т.А. Беседы о русском Севере. Стр.5 | |
Цель: | Познакомить с понятием «Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России. Закрепить знание характерных признаков зимы, сравнить их с природой северных регионов. Тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок. Учить аргументировано отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас. Способствовать развитию интереса к окружающему миру. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Какие животные обитают в Арктике?» | Шорыгина, Т. А. Беседы о русском Севере. Стр.32 | |
Цель: | Сформировать представление об обитателях Арктики: белом медведе, тюлене, морже. Рассказать об их повадках, о том, как эти животные приспособились к условиям Крайнего Севера. Учить сравнивать (например, образ жизни и внешний вид белого медведей), давать полные ответы на вопросы. Учить отгадывать загадки и объяснять загадки и объяснять. какие слова помогли найти отгадку. | |||
Февраль | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «О любви и дружбе» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 6 , Стр.73 |
Цель: | Формирование дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола. Задачи: обогащать обобщённые представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними; способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между сверстниками своего и противоположного пола; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Генералиссимус А.В. Суворов» | Колобанова, А. И. Проект «Герои дней воинской славы» Стр.25 | |
Цель: | Познакомить детей с великим русским полководцем А.И. Суворовым; помочь детям осознать главное: чтобы стать мастером своего дела ( в данном случае – военным командиром), надо много над собой работать; воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность, преданность Родине. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Защитники Родины» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 12, Стр. 46 | |
Цель: | Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дружная семья» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 2, Стр. 29 | |
Цель: | Обобщать и систематизировать представлении детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Знатоки» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 13, Стр. 47 | |
Цель: | Закреплять представление детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира. | |||
Март | 2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дымковская игрушка». | Конспект из опыта работы. |
Цель: | Познакомить с историей дымковской игрушки. Формировать знание об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Познакомить детей с поделками из дерева, где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Сине-голубая гжель». | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Продолжить знакомство с русскими народными промыслами. Познакомить с гжельской и скопинской керамикой. Учить определять их сходство и различие. Формировать представление о глине, как основе гончарного производства; Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая во влажном);Обогатить представления детей об использовании глины человеком; Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию. Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением Декоративно-прикладное искусство Крыма». | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Продолжать воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству Крыма и желание их изучать. Познакомить с разнообразием и особенностями декоративно-прикладному искусства Крыма. Воспитывать чувство патриотизма. Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Экскурсия в музей». | Конспект из опыта работы | |
Цель: | Познакомить с понятием «музей» и его назначением. Дать представление о профессии людей, которые работают в музее. Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещений музея. Воспитывать активность, любознательность. Имеет представление о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи. | |||
Апрель | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Земля заботу любит» | Малова, В.В. № 30, Стр. 218 |
Цель: | Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке, сказкой «Птичий язык». | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Царство растений: травы» | Конспект из опыта работы | |
Цель: | Закрепить знание о травах и цветках как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Рассказать: -о многообразии трав и ихпользе; -многообразии цветов — дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Моё Отечество Россия» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 14, Стр. 49 | |
Цель: | Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Достопримечательности нашего города» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 25 , Стр.185 | |
Цель: | Воспитание чувства любви к родному городу. Задачи: систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном городе, природе родного края; вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу; обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности. | |||
Май | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Не перевелись на Руси богатыри» | Малова, В.В. № 33, Стр. 222 |
Цель: | Рассказать о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о Георгии Жукове. Вспомнить известных полководцев. Знакомство со «Сказкой о пяти сыновьях – молодых соколах» Е. Благининой, с песней Великой Отечественной войны, с картинами русских художников на военную тему. | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Школа» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 6, Стр. 36 | |
Цель: | Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (даёт знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передаёт ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Права человека» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 21 , Стр.165 | |
Цель: | Формирование основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и достоинству других людей. Задачи: конкретизировать представления о правах человека; расширять представления детей о международных документах по правам человека; развивать чувство собственного достоинства; способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Природа и здоровье» | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека. Продолжать знакомить с основами здорового образа жизни. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Учить: -видеть эмоциональное и физическое состояние взрослых и детей; -понимать состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; -проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Здравствуй, лето красное» | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Закреплять название летних месяцев, называть их последовательно. Продолжать знакомить с народными приметами. Подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке. Учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх. Познакомить с днем летнего солнцестояния -22 июня |
Литература:
1. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением Подготовительная к школе группа. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-Стр. 80
2. Шорыгина, Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации.-М.: ТЦ Сфера, 2010.- С.96
3. Коломийченко, Л.В., Чугуева, Г.И., Югова, Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – С.320
4. Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников /В.В. Малова. – М.: Владос, 2010
5. Колобанова, А.И. Проект «Герой дней воинской славы». Старший дошкольный возраст –Волгоград: Учитель, 2013.- С. 63
6. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму / Учебное пособие.- Симферополь: Крымское государственное учебно — педагогическое издательство, 1995.-С. 65
7. Шорыгина, Т. А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2009.- С. 64
8. Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2010.- С. 96
Осень на дворе
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающими миром в подготовительной к школе группе
Цель:
формирование представлений об осеннем времени года.
Задачи:
- закрепить представления о временах года и их последовательности;
- расширить знания об осенних изменениях в природе;
- повторить понятия «звук», «слово»;
- вводить в активный словарь детей новые слова и выражения, свойства и качества явлений, предметов;
- мотивировать детей свободно вести активный диалог, активно высказываться, аргументируя свои суждения;
- учить составлять небольшие описательные рассказы, в том числе по плану-схеме;
- развивать логическое мышление и связную речь, творческое воображение, слуховое и зрительное внимание;
- воспитывать интерес к родной природе, к её познанию.
Предварительная работа:
чтение и обсуждение детской литературы на тему «Осень»; наблюдение за листопадом и осенними изменениями в природе города, на территории детского сада. Проведение дидактических игр «Угадай, с какого дерева», «Листопад», «Что раньше». Печатание осенними листьями, аппликации, лепка «Грибное лукошко». Слушание музыки П. Чайковского «Времена года» «Осень».
Материалы:
иллюстрации «Времена года», книга К. Ушинского «Четыре желания», осенние листья (с берёзы, дуба, клёна), картинки с изображением этих деревьев, корзинка с овощами и фруктами, колоски пшеницы, ржи, план-схема для составления описательного рассказа, несколько сюжетных картинок и пейзажных картин на тему «Осень».
Оборудование для эксперимента по количеству детей:
посуда плоская с сухой землёй, полоска из наждачной бумаги тёмного цвета в виде дорожки, подносы, салфетки, маленькие леечки с водой.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите на книгу в моих руках. Как называется этот рассказ К. Ушинского? Почему автор назвал его не три, не пять, не шесть, а четыре желания? (
Воспитатель хвалит детей за правильные, аргументированные ответы.
)
Воспитатель:
Я предлагаю вам игру «Что раньше, что позже?». Ответьте пожалуйста на мои вопросы. Что было раньше осени? А позже? Что было раньше лета? А раньше весны? А позже зимы? (
Дети отвечают и садятся на стульчики, стоящие рядом полукругом лицом к напольной доске.
)
Воспитатель:
Вы отлично справились. Теперь новая игра – «Найди ошибку». (
Воспитатель предлагает нескольким детям расставить иллюстрации 4-х сюжетных картин «Времена года» на доске в правильной последовательности и назвать по порядку.
)
Воспитатель:
Сколько месяцев в году? А сколько осенних месяцев? Назовите их. (
Ответы детей
.)
Воспитатель:
Какие гласные звуки вы знаете? [А], [О], [И], [Ы], [У], [Е] и [ИА], [ИЮ], [ИЕ], [ЙО]. Давайте пропоём их. Почему эти звуки называются гласными? А какое время года начинаются с гласного звука [О]? А теперь назовите слова, которые начинаются со звука [О], а я их запишу. (
Воспитатель записывает называемые детьми слова в столбик. Затем дети подбирают слова-определения к этим словам.
)
Воспитатель:
Ребята, попробуем поиграть со словами. Давайте к слову «Осень» подставим такие же слова-определения. Что у нас получилось?
Дети:
Осень – сырая, красивая, надоевшая, мягкая, хмурая, весёлая, пугливая.
Воспитатель:
Можно ли так сказать об осени или нет? Почему? (
Дети думают, высказывают свои суждения, спорят, доказывают. Воспитатель обобщает высказывания детей.
)
Воспитатель:
А теперь мы проведём осеннюю физкультминутку. (
Воспитатель разбрасывает разные по цвету и форме листья (клёна, дуба, берёзы) по всему ковру.
) Как называется это осеннее явление природы? (
Листопад
.) От каких слов образовалось это слово? (
Листья + падают.
) Давайте соберём листочки, но не все подряд, а по своему выбору только с одного дерева. Можно ими полюбоваться, пошуршать, потанцевать, побегать. (
На доску вывешены картинки дуба, берёзы, клёна.
)
Воспитатель:
А теперь найдите своё дерево! (
Дети находят своё дерево, подбегают к нему, определяют, сравнивают по листьям.
)
Воспитатель:
Дети, закройте глаза и представьте себе осень в образе человека. (
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Дети закрывают глаза, а воспитатель тихо говорит.
) У каждого из вас своя осень… Кем ты представил себе осень? А ты? Опиши её. (
Отвечают 3-4 ребёнка. Дети называют и описывают воображаемые образы осени. Воспитатель обобщает ответы детей.
)
Воспитатель:
А теперь минутка вопросов. Почему в городе меньше людей можно увидеть осенью в высоких резиновых сапогах, чем в деревне? Где мы живём в городе или деревне? Как называется асфальтированная дорожка, по которой ходят люди? (
Воспитатель предлагает подойти к столам, снять салфетки с подносов.
)
Воспитатель:
Перейдём к экспериментам. На что похожа тёмная полоска? (
Тротуар
.) А где больше асфальтированных дорог и тротуаров? Пройдитесь пальчиками по тротуару. Какой он? (
Сухой, шероховатый, чистый.
) А теперь пройдитесь по земле, сравните ощущения. Как вы думаете, какая здесь была погода? (
Солнечная, сухая.
) Давайте устроим дождик! (
Дети поливают из маленькой леечки экспериментальную поверхность.
) Пройдите по тротуару. Какие теперь пальчики? (
Мокрые, сырые, влажные, чистые.
) Пройдите по земле в деревне. Что стало с вашими пальчиками? (
Испачкались. Дети высказываются и приходят к ответу на поставленный вопрос.
)
Дети:
В деревне осенью грязнее, поэтому люди носят резиновые сапоги.
Воспитатель:
Вот и говорят о дождливой погоде: «слякоть, сырость». (
Дети повторяют новые слова.
)
Воспитатель:
Если бы вы были модельерами, какой цвет ткани для наряда осени вы выбрали? (
Ответы детей.
) Давайте рассмотрим картины на тему «Осень». (
Пока дети рассматривают, воспитатель вывешивает на доску план-схему для составления описательного рассказа «Осень».
)
Воспитатель:
А теперь всё увиденное и новое мы обобщим в рассказ об осени. (
Две формы работы: коллективная и индивидуальная
).
Воспитатель:
Молодцы! Мне понравились ваши рассказы об осени.
Людмила Нагорнова воспитатель МАДОУ Д/с № 7, г.Салават, Башкортостан