Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» в старшей группе
Предлагаем стихотворения с инструкциями для выполнения пальчиковой гимнастики в старшей дошкольной группе. Педагог зачитывает стишок, показывает, какие движения выполнять, а воспитанники повторяют за ним.
В лесу
Пальчики, вы где бывали? — дети делают знак «класс», выпячивают большой палец;
Пальцы по лесу гуляли. — асинхронно поднимают и опускают кисти;
Там зайчонок, мишка, волк,
А еще там еж в иголках. — по очереди касаются большого правого пальца кончиками указательного, среднего, безымянного и мизинца;
Видели ужа, лисицу,
Также барсука, куницу. — по очереди касаются большого левого пальца кончиками указательного, среднего, безымянного и мизинца;
Долго по лесу гуляли,
Все тропинки истоптали. — поднимают кисти, вращают ими вправо-влево.
Зимняя спячка
У детишек пальцев пять — воспитанники по очереди разжимают правые и левые пальчики, начинают с большого;
В лес зимой пошли гулять. — поднимают кисти, вращают ими вправо-влево;
Не хотят спать волк с лисой, — сжимают и разжимают правый и левый кулаки;
А медведю снится сон. — подкладывают совмещенные ладоши под щеку, будто спят;
Ежик в норке в шар скрутился, — по очереди совмещают кончики правых и левых пальчиков;
И барсук спать уложился. — отнимают совмещенные пальчики друг от друга;
Добрых снов зверятам, — сцепляют кисти в форме «замка»;
Желают все ребята! — хлопают в ладоши.
Лесные жители
Сейчас мы по следам узнаем, — дети складывают ладоши вертикальной «лодочкой»;
Кто в лесочке проживает. — раскрывают «лодочку»;
Вот следы лисички, — сгибают правый большой палец;
Волка, мелкой птички, — правые указательный и средний;
Кабана, зайчонка, — правые безымянный и мизинец;
Медведя и ежонка, — сгибают левые большой и указательный пальцы;
Шустрой белки, рыси, — левые средний и безымянный;
И лосиные нашлись. — левый мизинец;
Ах, как много в лесу жителей! — поднимают руки над головой, затем плавно разводят в стороны.
В лесу
В лесной чащобе стоят елки, — дети соединяют ладони треугольником;
Под ними рыщут злые волки. — показывают «волчью морду» — сгибают указательный палец, большой отставляют, мизинцем двигают вверх-вниз;
Зайчата редко пробегают, — разгибают указательный и средний пальчики, шевелят ими, имитируя заячьи уши;
У елей ветки задевают. — двигают расслабленными кистями в разные стороны;
Медвежонок косолапый,
Срывает ветви большой лапой. — сцепляют пальцы рук, изображая медвежью голову, а совмещенные большие пальчики отставляют, имитируя медвежий нос;
Под елкой маленькая норка,
Это домик для ежонка. — складывают кисти в форме шара.
Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:
- развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев;
- совершенствование и обогащение тактильных ощущений;
- развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.
В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.
Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.
В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.
Тактильные ощущения, получаемые детьми с помощью рук, дают им не меньше представлений об окружающем мире, чем зрение
Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:
- Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
- Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
- Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.
Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.
Если пальчиковая гимнастика приносит радость, то она полезна вдвойне: и для умственного развития, и для формирования эмоциональной сферы ребёнка
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» в средней группе
Предлагаем пальчиковые игры для совершенствования моторики и мышечной силы пальцев и кистей у дошкольников средней возрастной группы.
Белка
Белка по сосенкам скачет, — воспитанники быстро передвигают пальчиками по горизонтальной поверхности;
Ловко шишки рвет и прячет, — асинхронно сжимают и раскрывают правый и левый кулаки;
Ищет семена в траве, — трут ладоши друг о друга;
И хранит в своем дупле. — складывают кисти чашеобразно.
Дружба
Звери — верные друзья: — дети соединяют кисти вертикальной «лодочкой»;
Друг есть в речке у бобра, — постукивают мизинцами друг о друга;
Друг есть у ежонка, — постукивают безымянными;
У серого зайчонка, — средними пальцами;
Дружбу водят кабаны, — указательными;
Дружат даже муравьи. — постукивают большими пальчиками друг о друга;
Играют, веселятся, — вращают кистями влево-вправо;
Друзья в лесу резвятся. — трясут кистями, будто стрясают с них что-то.
Кто в лесу живет?
В лесу семья большая: — дети растопыривают пальцы на поднятых кистях, изображая лес;
Под пнем еж роет яму, — сгибают левым указательным пальцем правый мизинец;
Под сосной живет лиса, — сгибают правый безымянный;
За холмом жилье лося, — правый средний;
Под кустом сидит зайчонок, — правый указательный;
А в дупле живет совенок. — сгибают левым указательным пальцем правый большой;
Всех животных посчитали,
Про их домики узнали. — быстро сжимают и раскрывают кулачки.
Лисичка
Лисичка-красавица
Красотою хвалится: — воспитанники трут одну ладонь о другую;
Хвостом пушистым,
Шубкой золотистой. — растопырив пальцы, гладят их на одной руке, потом на другой;
По кустам шныряет, — «бегают» указательным и средним пальчиками по горизонтальной поверхности;
Зайчишек разгоняет. — асинхронно ударяют кулаками по ровной поверхности.
Белка и воробей
Белка, выглянув с дупла, — воспитанники складывают правые и левые пальчики в шепотки, затем совмещают, при этом поднимают указательные;
Увидала воробья: — крестообразно складывают раскрытые кисти, зацепляют один большой палец за другой — получаются птичьи крылья, которыми они машут;
Залетай в дупло скорее,
Здесь спокойней и теплее. — шарообразно складывают кисти.
Младшая группа
Представляем простые и забавные пальчиковые игры для младших дошкольников.
Мышата
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем полевых мышат считать: — дети сгибают и раскрывают кулачки;
Один в норке спит, — сгибают оба больших пальчика;
Второй по тропинке бежит, — сгибают указательные;
Третий колоски сгибает, — средние;
Четвертый зернышки срывает. — безымянные;
А пятый лапки потирает, — сгибают мизинцы;
Обед ожидает. — потирают ладоши друг о друга.
Ежик
Шагает ежик по тропинке, — воспитанники растопыривают пальчики;
Несет грибы на своей спинке. — «шагают» указательным и средним пальцами по горизонтальной поверхности;
Грибочки надо подсчитать,
Пальцы наши загибать. — поочередно сгибают пальчики на левой, затем на правой руке.
Зимний сон
Спят в норе барсук и еж, — дети сгибают большой и указательный пальчики;
И медведь в берлоге тоже. — средний;
Дремлют пчелки, муравьи, — безымянный и мизинец;
Дожидаются весны. — разводят руки над головой в разные стороны.
Зайчик
Зайчик под кустом сидит, — воспитанники сжимают кисти в кулаки;
От мороза все дрожит. — сгибают и разгибают пальчики;
Холодно в снегу сидеть, — трут себя руками, будто им холодно;
Нужно лапки разогреть. — трут ладоши одну о другую.
Игры про тело ребенка
Гармонь
Стенка, стенка (показывать на щеки) Потолок (лоб), Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам) И звонок. (нос) — Дзынь! (надавить на нос) Хозяин дома? — Дзынь! (надавить на нос) Гармонь готова? — Дзынь! (надавить на нос) Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)
Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза) Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши) Это носик, это рот. (показать нос, рот) Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот) Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши) Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами) Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)
Лицо
Лес, (показать на волосы) Поляна, (лоб) Горка, (провести пальцем по носу) Яма. (ребенок открывает рот) Обрыв (показать пальцем на подбородок) Взрыв. (легко пощекотать по шее)