Три этапа утренней зарядки
Гимнастика обычно состоит из трёх этапов. Начинается действие со строевых упражнений. Их сменяет движение по кругу, дети шагают и бегают. При этом совершенствуется дыхательная система, активно работает кровообращение.
После этого дети переходят непосредственно к самому комплексу общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту. А после него — к прыжкам или бегу на месте. Завершается режимный момент упражнениями на восстановление дыхания. Иногда используется чтение хором речёвок, стихов про сделанную зарядку.
Значение утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Утренняя гимнастика — это элемент режима дня, призванный укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность.
Цели и задачи утренней гимнастики для детей 1,5–3 лет
Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к:
- формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 1,5–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);
- укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);
- воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);
- стимулированию интереса к спорту;
- развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;
- воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).
Утренняя гимнастика создаёт у детей положительный эмоциональный настрой
На реализацию поставленных целей в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлено решение таких задач, как:
- «пробуждение» организма малыша ото сна (даже с учётом того, что до детского сада дошкольники проходят или проезжают какое-то расстояние, многие из них находятся в сонном состоянии, обусловленном ранним подъёмом);
- активизация сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, органов и каналов восприятия окружающего мира (в основном с помощью бега, прыжков);
- укрепление опорно-двигательного аппарата малышей (за счёт повторений упражнений на тренировку мышц плечевого пояса, туловища, ручек и ножек);
- повышение работоспособности ребят (гимнастика способствует насыщению тканей и органов кислородом, а значит, дети становятся более энергичными);
- обеспечение организованного начала дня (дети выполняют движения вместе, и все последующие режимные моменты в детском саду также «по инерции» происходят слаженно);
- переключение малышей на совместные виды деятельности (даже если во время сбора детей в группе ребята играли в разные игры и отвлечь их было почти невозможно, гимнастика позволит перейти к общему занятию);
- знакомство с разными видами спорта (дети не только узнают название, но и соотносят вербальное описание с изображением, примеряют на себя некоторые спортивные занятия, например, коньки).
Приёмы проведения утренней гимнастики в первой младшей группе
Как и любой другой вид деятельности, выполнение утренних физических упражнений требует тщательного выбора способов взаимодействия в работе. Традиционно используется 4 вида приёмов.
Словесные приёмы
Речь взрослого имеет колоссальное значение для развития ребёнка. Тем более если это касается малышей 1,5–3 лет, которые только-только начинают говорить. Для того чтобы освоение речи происходило гармонично, с дошкольниками нужно разговаривать, иллюстрируя словом любое действие.
Объяснение
Упражнения утренней гимнастики должны быть обязательно разъяснены. При этом педагог старается подбирать короткие предложения с понятными словами, говорить не торопясь, чётко проговаривая все слова.
Педагог не только объясняет, но и показывает все действия
Загадки
Этот словесный приём, мотивирующий ребят на работу, требует от них не только определённого багажа знаний, но и словарного запаса. Поэтому загадки начинают обыгрываться со второго полугодия.
В своей практике я отбираю загадки с договорками по рифме, чтобы детям было легче угадать, о чём идёт речь. К примеру, перед выполнением комплекса в виде подвижных игр мы с детьми разгадываем загадки, в которых зашифрованы названия упражнений:
- Мы вернулись в поздний час. Кто в дверях встречает нас? Кто хвостом от счастья машет И на задних лапах пляшет, Лижет руки, лижет нос? Это — наш любимый … (Пёс) — игра «Лохматый пёс».
- Может он идти и литься, В лужах из него водица. И не заяц, но косой, Иногда он проливной, Осенью нередкий гость. Догадались? Это … (Дождь) — игра «Дождик».
- По сусекам поскребли, По амбарам помели. И по лесу, без дорог, Покатился … (Колобок) — игра «Катится колобок».
Стихотворения
В своей работе этот словесный приём я также использую для мотивации воспитанников. Во-первых, дети с удовольствием включаются в прослушивание рифмованных строк, а во-вторых, быстрее вникают в суть темы. Таким образом, стихотворения не только привлекают внимание малышей, но и дают им представление о тех заданиях, которые будут в утренней гимнастике. Например, если мы с малышами собираемся выполнять сюжетную гимнастику «Бабочка», то начинаем с прослушивания одноимённого стихотворения:
- Удивительный цветок: Жёлтый, красный лоскуток! А по краю — кружева. Ой! С усами голова! Вот так чудо-чудеса: Это бабочка-краса! Летняя красавица Очень всем нам нравится!
Методисты также выделяют комплексы упражнений, которые выполняются под иллюстрирующие их стихотворения (песенки), — «гимнастика в стихах».
Таблица: примеры гимнастики в стихах (составлено по материалам открытого доступа)
Название стихотворения | Ход гимнастики |
«Матрёшки» | Собрались матрёшки Поиграть немножко. По кругу ходили, Хоровод водили. (Ходьба) Побежали друг за дружкой — (Бег) Вот весёлые подружки! Платочками махали, (Движения руками) Весело плясали, (Приседают) Ножками потопали, (Движения по тексту) Ручками похлопали. Вот какие мы матрёшки: (Наклоны) У нас красные сапожки, Платочки цветастые, (Дуют на платочки) Ленточки атласные. (Упражнение на дыхание). |
«Зима» | Дети, стройтесь по порядку На весёлую зарядку. Чтоб размялись наши ножки, Мы пройдёмся по дорожке. А дорожка непростая, За собой нас увлекает. (Ходьба) На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать (Топают) И ладошками похлопать. (Хлопают) По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по той же по дорожке Скачем мы на левой ножке. (Прыгают) Мы на лыжах все пойдём, Заберёмся мы на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. (Идут широким шагом) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Руки на поясе, поднимают колени) По дорожке побежим, До лужайки добежим. Хлопья белые летят, Холоднее стало. Только, зимушка-зима, Ребят ты не испугала. (Бег) С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Ходьба, хлопки руками над головой) На пушистом на снегу Мы затеяли игру. Ты снежок и я снежок, Становись в кружок, дружок. |
«Ладошки» | Покажи-ка мне ладошки И похлопай ты немножко: Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. На меня теперь смотри, (Делают любое движение) Точно всё ты повтори. Раз-два-три, раз-два-три. А теперь покажем ножки И потопаем немножко. Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Покажи мне ручки, ножки, Ими поиграй немножко. (Произвольные движения руками и ногами) Раз-два-три, раз-два-три. |
Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе под песенку
Короткие сказки
Такие истории по теме я придумываю сама. Периодически детям необходимо напоминать о важности выполнения гимнастики, поэтому одна из сказок может быть такой: «Жили-были два человечка — Хилячок и Толстячок. Один всё капризничал, ничего кушать не хотел, а второй только и делал, что жевал, ни в какую далеко от дома не уходил. Однажды сидели они во дворе, вдруг видят: идёт озорной мальчишка — Здоровячок. Стали они выспрашивать у него, чего это он такой довольный, радостный. И рассказал им Здоровячок, что он любит физкультуру, делает утреннюю гимнастику, кушает каши, овощи и фрукты. Тогда и Хилячок с Толстячком стали о своём здоровье заботиться, выполнять каждое утро физические упражнения и правильно питаться. И уже через месяц стали бодрыми и радостными мальчиками».
Придумывая сказки, нужно учитывать, что:
- они не должны быть слишком длинными, иначе дети отвлекутся от гимнастики;
- имена персонажей должны быть запоминающимися;
- по возможности к сюжету нужно подбирать картинки.
Сказки можно рассказывать от лица персонажа, который проводит гимнастику
Наглядные приёмы
Дошкольники воспринимают мир, прежде всего, через образы. Поэтому наглядность должна сопровождать любой вид деятельности малышей. И утренняя гимнастика не является исключением.
В работе со своими воспитанниками я использую:
- картинки, изображающие персонажей упражнений — кошечек, собачек, медвежат и др.;
- иллюстрации порядка выполнения всех элементов гимнастики (например, бегающие, прыгающие дети или ход работы над упражнением «Катится колобок»);
- демонстрацию (для первой младшей группы это показ всех движений педагогом или просмотр видео, где гимнастику выполняют сверстники малышей).
Практические приёмы
К таким способам работы относятся виды творческой деятельности:
- рисунки;
- поделки;
- аппликации.
Эти приёмы в первой младшей группе носят рефлексивный характер: так дети показывают свои впечатления от гимнастики. Например, после выполнения комплекса сюжетной гимнастики «Погремим погремушкой» мы с ребятами делаем аппликацию из заготовок погремушек для куклы Танюшки.
Выполнение аппликаций, помимо развития творческих способностей, помогает детям запомнить упражнения
Игровые приёмы
Игра как основной вид деятельности дошкольников представляет собой своего рода рамку для работы над физическими упражнениями. В утренней гимнастике активно применяются подвижные игры с элементами театрализации.
Таблица: картотека подвижных игр для утренней гимнастики (составлено по материалам открытого доступа)
Отрабатываемое умение (навык) | Название игры | Задачи | Ход игры |
Бег | «Солнышко и дождик» («Дождик», «Солнечные зайчики») |
| Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Педагог говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой!» бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять». Игра повторяется. |
«Бегите ко мне» |
| Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю, который встречает их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делает вид, что хочет всех ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу. | |
Ориентирование в пространстве | «Лохматый пёс» |
| Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место. |
Развитие равновесия | «Карусели» |
| Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Дети останавливаются. |
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы | «Катится Колобок» |
| Дети изображают колобков: они ложатся на ковёр, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребёнку, как бы переворачивая его, приговаривая: «Вот и покатился Колобок. Катится, катится, не догнать его». Затем дети перекатываются сами. |
Формирование навыка подражания | «Пузырь» |
| Дети вместе со взрослым встают в круг. Воспитатель говорит:
Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш». |
Развитие ловкости | «Лягушки» |
| На одной стороне зала на полу лежит шнур — это «болотце». Дети-«лягушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут, вытянувши ножки». Дети выполняют прыжки на двух ногах в соответствии с ритмом стихотворения, продвигаясь вперёд (примерно 16 прыжков) до «болотца», и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется. |
Формирование навыка лазания | «Обезьянки» | Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке. | Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, встать лицом к ней и взобраться на 3–4 рейки. Это обезьянки. Остальные дети сидят или стоят и смотрят, как обезьянки собирают на деревьях фрукты. Затем на деревья взбираются другие обезьянки. |
Развитие внимания | «Флажок» | Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевая песенку | Дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Малыши идут по кругу и произносят текст. Выходит ребёнок по тексту, поднимает флажок, машет им и кладёт на место. Затем игра продолжается.
|
Это интересно. Некоторые утренние комплексы включают также 1–2 упражнения пальчиковых игр и/или дыхательной гимнастики.
Пособия и атрибуты для зарядки
Гимнастика для первой младшей группы может включать в себя действия с предметами:
- кубиками;
- платочками;
- палочками;
- флажками;
- ленточками;
- колечками.
Когда для общеразвивающих упражнений используются небольшие игрушки или атрибуты, создаётся дополнительное мышечное напряжение. Кроме того, дети увлечённо выполняют движения, радуясь игрушке. Смена предметов позволяет удерживать интерес и даёт возможность отрабатывать одно и то же движение. Это не вызывает монотонности. Дети поднимают вверх платочек, в следующем комплексе – стучат кубиками над головой, ещё в одном – тянутся ладошкой к солнышку. Атрибуты меняются – движение совершенствуется. Это лучше, чем просто просить детей поднимать руки вверх под счёт.
Предметы можно использовать и для познавательного развития. Дети узнают, что такое мяч, флажок, как их нужно держать, какого они цвета, какой формы и так далее.
Наши пальчики играли
Для развития мелкой моторики детей педагогами часто используется пальчиковая гимнастика. Первая младшая группа тоже включает этот элемент. Он вводится в занятия, прогулки и другие режимные моменты. Небольшие речитативы, сопровождающиеся движениями пальчиков и рук, помогают детям в игровой форме совершенствовать мелкую моторику. Кроме того, пальчиковая гимнастика совершенствует мышление и речь. Движения повышают активность коры головного мозга, речевые и двигательные центры активизируются, что способствует их развитию.
Во время выполнения пальчиковых игр и упражнений ребёнок:
- учится понимать речь;
- развивает мелкую моторику;
- совершенствует мышление;
- весело играет.
Утренняя гимнастика в саду – мощное средство оздоровления детей. Особенно большое значение она имеет в первой младшей группе, когда ещё только происходит формирование мышления и речи, создаётся привычка к активному образу жизни, к занятиям физкультурой. Очень важно соблюдать все основные принципы построения зарядки, чтобы она могла развивать детей, а не навредила их хрупким организмам.
Предварительный просмотр:
Комплекс утренней гимнастики Март .
«Цирк» 01.03. — 15.03.
- Ходьба парами, не держась за руки (15сек.), ходьба на носочках (10сек.), бег (20сек), ходьба обычная в колонне (10сек.)
- «Дрессированные собачки приветствуют ребят» И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Правую руку вытянуть в сторону, ладонь повернуть вверх. Вернуться в и.п. То же движение левой рукой. Вернуться в и.п. 3 раза каждой рукой.
- «Смешные обезьянки» И.п.: стоя, руки за спиной. Отвести назад правую ногу. Вернуться в и.п. То же движение левой ногой. По 3 раза каждой ногой.
- «Ловкие волчата» И.п.: сидя, ноги врозь, руки опущены. Согнуть ноги в коленях, руки на пояс. Вернуться в и.п. 5 раз
- «Сильные медвежата» И.п.: лежа на спине, руки на полу, над головой. Поднять ноги, пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и.п. 5 раз.
- «Звери рады детворе » И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
8 прыжков на месте, чередовать с ходьбой. 3 раза.
- Бег в колонне по одному (20сек.), ходьба (15сек.).
«В гостях у солнышка» 16.03. -31.03.
- Ходьба друг за другом 10 сек, ходьба на носочках 10 сек., медленный бег 15 сек., ходьба 10 сек.
- «Улыбнись солнышку» И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед ладошкой вверх, улыбнуться. Вернуться в И.п. 3раза
- «Играем с солнышком» И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Поворот, сидя, переступая ногами, на 360 градусов. Вернуться в и.п. 5раз
- «Играем с солнечными лучами» И.п.: сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и.п. 5раз
- «Отдыхаем на солнышке» И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и.п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и.п. по 3 раза
- «Ребяткам радостно» И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 10 прыжков, чередовать с ходьбой. 3 раза.
- Ходьба друг за другом 10 сек
Анализ утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Любой вид деятельности в ДОУ подвергается систематическому мониторингу (диагностике), что позволяет не только увидеть прогресс в развитии у детей, но и оценить эффективность используемых педагогом приёмов в работе. Анализ утренней гимнастики может проводиться в двух форматах:
- методистами и педагогами (обычно утреннюю гимнастику оценивают как один из элементов работы с детьми для составления общего впечатления о методической грамотности педагога);
- самим воспитателем (для оценки уровня подготовки малышей и выявления организационных или содержательных недочётов в работе).
В обоих случая план диагностики будет один.
Анализ утренней гимнастики — один из элементов общего мониторинга уровня физического развития малышей
Схема анализа утренней гимнастики
Схема анализа гимнастики включает следующие критерии оценивания:
- Общие сведения о группе (название, общее количество детей и число присутствовавших в этот день).
- Оценка уровня подготовки к проведению упражнений (влажная уборка, проветривание).
- Внешний вид педагога (спортивная одежда, собранные волосы) и детей (спортивная форма, подходящая обувь, у девочек подобраны волосы).
- Сколько времени длилась гимнастика.
- Количество проработанных этапов (вводный, основной и заключительный).
- Описание и хронометраж каждого из этапов с указанием целей, которые были достигнуты или не достигнуты.
- Оценка степени участия педагога (объяснение заданий, демонстрация движений).
- Какой эмоциональный фон был создан.
- Общая оценка работы (высокая, хорошая, удовлетворительная).
Утренняя гимнастика в первой младшей группе — это не только важная часть соблюдения режима дня, способствующая укреплению здоровья, обеспечению условий для полноценного физического развития детей, но и способ организовать ребят на совместную деятельность, воспитать чувство товарищества. Поэтому к организации гимнастики педагог должен подходить с особой тщательностью. Нельзя забывать и о том, что проведение комплекса упражнений в начале дня создаёт позитивный эмоциональный фон в группе, где большинство малышей тяжело переживают утреннее расставание с мамами.