Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников по теме «Цветы»учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)


Младшая группа

Для младших дошкольников рекомендуются несложные познавательные, подвижные и музыкальные игры.

Выложи цветок

Сделайте для игры две бумажные ромашки с отделенными от сердцевины лепестками. Число лепестков должно соответствовать количеству игроков. Разложите ромашки на полу возле стены. Разделите воспитанников на 2 группы с равным количеством игроков.

Предложите командам перенести свою ромашку к противоположной стене. Каждый игрок переносит только одну часть растения: первый – желтую сердцевину, второй – лепесток и так далее. Брать сразу два лепестка игроку нельзя. Следующий участник начинает движение, когда предыдущий вернется на старт. Побеждает команда, которая первой соберет свою ромашку.

Собери букет

Перед игрой расскажите детям, из каких частей состоят цветы: сердцевины, лепестков, стеблей и листьев. Вырежьте из цветной бумаги части растений, склейте в букетную композицию, но лепестки не приклеивайте. Сделайте для каждого цветка лепестки определенного колера из основного спектра. Расскажите воспитанникам, что ветер сорвал лепестки, которые теперь нужно подобрать по колеру для каждого растения в букете.

Также можно предложить воспитанникам похожую дидактическую игру «Собери цветок».

Колокольчики

Дети по жребию выбирают ведущего. Он выходит из помещения. Игроки прячут картинку, изображающую цветущий колокольчик, в игровой комнате, сами разбирают музыкальные инструменты – маленькие колокольчики, распределяются по помещению. Причем один из игроков должен стоять близко к спрятанному изображению.

Ведущий входит в игровую комнату, начинает ходить по ней, подходить к ребятам. Когда он подходит к игроку, который стоит далеко от картинки, тот не звенит в колокольчик. Когда приближается к участнику, стоящему ближе к картинке, тот издает тихий звон. Ведущий приближается к цели еще ближе – игрок издает звук громче. Участник, находящийся ближе остальных, звенит громче всех. Так ведущий понимает, куда ему двигаться в поиске картинки.

Распускается цветок

Игра познавательная. Предварительно расскажите детям, как в природе распускаются цветы. Подготовьте шаблоны растений, раздайте воспитанникам. Покажите, как закрутить лепестки. Пусть дети поставят цветы в стакан с водой, наблюдают, что происходит с лепестками. Под воздействием влаги лепестки начнут «распускаться».

Средняя группа

Дошкольники постарше должны знать, где растут цветы, какие особенности и свойства у разных видов растений. Важно прививать воспитанникам любовь к природе родного края. Нельзя забывать о физической активности ребят.

Где растет цветок

Для игры подготовьте картинки клумбы, поля, леса. Сделайте карточки, изображающие знакомые детям цветы. Предложите игрокам распределить карточки по картинкам мест произрастания.

Конкурс рисунков цветов

Участвуя в художественном конкурсе, дети развивают воображение, творческие навыки, цветовое восприятие.

Для конкурса приобретите или сорвите в своем саду крупный цветок: тюльпан, пион, розу, подсолнух, ирис или другой. Дети подготавливают художественные принадлежности, рассаживаются за мольбертами, если они есть, или столами. Из готовых работ составляют выставку, выбирают победителя конкурса, чья работа им больше всего понравилась.

Цветы

Дидактическая игра «Цветы» развивает речевые навыки, образное мышление, умение подбирать описательные признаки.

Задавайте вопрос, а дети должны давать описания. Повторяться нельзя, за каждый правильный ответ игрок получает балл. Побеждает участник с наибольшим количеством баллов.

Вот примеры вопросов:

  • Роза какая? – красивая, красная, пышная, ароматная, нежная;
  • У каких цветов есть колючки? – роза, шиповник, кактус, терновник, репейник;
  • Из каких цветов делают духи? – жасмин, лаванда, роза, ландыш, пион;
  • Из каких растений делают мед? – одуванчик, липа, акация, клевер;
  • Какие цветы желтого цвета? – подсолнух, одуванчик, нарцисс, лютик.

Цветочные догонялки

Каждый игрок выбирает себе название цветка, они не должны повторяться. Жребием игроки определяют догоняющего. Пусть это будет «Василек». Он называет какое-либо другое растение, например, «Одуванчик». Игрок, который выбрал себе название «Одуванчик», убегает. «Василек» его догоняет. Когда «Одуванчик» чувствует, что вот-вот его настигнут, он может произнести вслух другой цветок, например «Ромашка». Тогда приходится убегать «Ромашке», «Василек» переключается на нее. Если же «Одуванчик» не успевает произнести слово, оказывается пойманным, то становится догоняющим.

Дидактические игры на тему цветы

Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»

Цель:

— знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный);

— учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка);

— развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;

— воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.

* * *

Дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.

Дидактическая игра «Букет цветов»

Цель:

— формировать представление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты;

— умение из готовых форм составлять букет цветов, подбирая их по размеру, цвету, оттенкам, назначению, желанию (аппликация или рисование);

— рассказывать о своем букете (из каких растений составлен, как подобраны цветы, кому бы хотел подарить такой букет, по какому случаю);

— развивать воображение, пространственное, цветовое восприятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук;

— воспитывать любовь и активный интерес к родной природе.

* * *

В игре дети выполняют роли флориста или продавца цветочного магазина. Работу по составлению букета дети могут выполнять индивидуально или коллективно, небольшими подгруппами, решая задачу формирования умения договариваться, определять последовательность работы. Букет дети могут составлять из любых цветов: живых, искусственных или сделанных детьми из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и пр.

Для разминки можно использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».

Собранный букет дети в качестве продавцов цветочного магазина должны «продать», описав его, рассказав, из каких цветов он состоит, почему, для чего предназначен.

Воспитатель выступает в роли консультанта-флориста, направляя деятельность детей, помогая советами.

Игра с мячом «Я знаю пять цветов»

Цель:

— закреплять знания о луговых и садовых цветах;

— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;

— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;

— сочетать существительное с числительным;

— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.

* * *

Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.

Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.

Дидактическая игра «Труд в цветнике»

Цель:

— формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения и от того, одно- или многолетние они;

— интерес к знаниям, помогающим преумножать природные богатства;

— учить раскладывать по порядку карточки со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа;

— активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);

— развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.

* * *

Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов».

Дидактическое упражнение «Собери лепестки цветка из оттенков»

Цель:

— формировать знания о наиболее известных в данной местности цветах, лепестки которых окрашены в разные оттенки;

— учить складывать из отдельных элементов, окрашенных от самого светлого до самого темного оттенка одного цвета, лепестки цветка (например, анютиных глазок);

— называть оттенки и цвета;

— развивать эстетический вкус, чувство цвета, пространственное восприятие;

— формировать чувство прекрасного.

Оборудование:

отдельные элементы лепестков цветов, окрашенные в разные оттенки одного цвета, имеющие разные формы.

* * *

Воспитатель предлагает детям выложить определенный цветок из частей лепестков, окрашенных в разные оттенки от самого светлого до самого темного, назвать их; украсить цветами панно.

Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»

Цель:

— формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень);

— называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;

— развивать логическое мышление, речь;

— усидчивость, целенаправленность.

Оборудование:

карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.

Старшая группа

Игры для старших дошкольников должны быть направлены на развитие логического мышления, речи, интеллекта, любознательности, усидчивости. В этом возрасте дети должны классифицировать растения по разным признакам, начинается подготовка к школе.

Превращаемся в цветок

Игра укрепляет лицевые мышцы, способствует общему физическому развитию.

Предложите воспитанникам изобразить с помощью мимики и телодвижений цветок, как он распускает лепестки, тянется к солнечному свету, склоняет стебель под дождевыми каплями, закрывается на ночь.

Назови лишнее

Для игры подготовьте группы карточек: луговые виды, лесные, полевые, садовые, водные. В каждой группе по 4 растения, из них одно не соответствует категории. Раскладывайте карточки перед игроками, просите назвать лишний вид, объяснить свое мнение.

Например: роза, тюльпан, клевер, пион. Клевер относится не к садовым, а к луговым растениям.

Цветы

Помимо знакомства с растениями, цель дидактической игры «Цветы» физическая тренировка, развитие ловкости и чувства ритма.

Дети играют по очереди. Игрок берет мяч, бьет его о пол или стену, ловит, при каждом ударе называет растение. Он должен назвать 5 видов. Повторяться нельзя. Если игрок не может вспомнить растение, то отдает мяч и право играть следующему игроку.

Назови прилагательное

Игра формирует навык образования прилагательных от существительных. Называйте цветок и объект. Игрок должен назвать прилагательное, являющееся качественным признаком этого объекта:

  • мак, а зерно… маковое;
  • ромашка, а поле… ромашковое;
  • роза, а бутон… розовый;
  • акация, а мед… акациевый;
  • василек, а глаза… васильковые;
  • одуванчик, а варенье… одуванчиковое.

Дидактические игры «Растения» в старшей группе

Предлагаем игры для старших дошкольников, расширяющие и уточняющие знания о дикорастущих и комнатных растениях, об их особенностях и местах произрастания.

Лекарственные растения

Игра закрепляет представления о лекарственном назначении растений. Для занятия необходимы картинки известных дошкольникам лекарственных трав и кустарников.

Педагог показывает по очереди картинки, а дети рассказывают об изображенном растении все, что им известно: где оно произрастает, какую пользу приносит, какие его части используются для лечебных целей.

Дидактические игры «Комнатные растения»

Существует несколько игр с использованием комнатных цветов. Для занятий нужно выбрать горшечные растения, значительно различающиеся меж собой по внешнему виду, знакомые дошкольникам.

Варианты игр:

  1. Воспитатель выстраивает горшки с цветами в ряд. Сначала просит называть растения по их очередности. Например, второе с правой стороны или пятое с левой. Затем дети выполняют обратное задание. Педагог спрашивает, например: «Где находится фикус?». Дети отвечают: «Он третий с левой стороны».
  2. Педагог просит назвать растения с определенными признаками. Например, с длинными свисающими стеблями или с пестрыми листьями.
  3. Дети рассматривают листья горшечных цветов. Рассказывают, на что, по их мнению, похожи листья каждого растения.
  4. Педагог выставляет в ряд 4–6 растений. Воспитанники стараются их запомнить, затем закрывают глаза. Воспитатель убирает один цветок. Дети, открыв глаза, пытаются вспомнить, какое растение пропало. Игру можно усложнять, добавляя в ряд новые растения.

Созревшее или не созревшее

Игра учит визуально определять зрелость плодов. Педагог раскладывает перед детьми овощи, ягоды, фрукты разной степени вызревания. По команде дети выбирают среди плодов самые спелые. На втором этапе пытаются определить плоды средней степени зрелости.

Игра может быть подвижной. Ребята разбиваются на две группы: первые получают в руки спелые плоды, вторые — такие же плоды, только незрелые. Под музыкальное сопровождение дети танцуют, бегают. А когда прозвучит сигнал, пытаются найти товарища с аналогичным плодом, только другой степени зрелости.

Повесь плод на ветку

Дошкольники разбиваются на две группы: первые получают ветви овощных и древесных культур, вторые — соответствующие плоды. По команде дети ищут пару, то есть пытаются пристроить плод на ветку.

Какие бывают цветы?

Предварительно педагог рассказывает воспитанникам, что цветы бывают садовые, горшечные, лесные, полевые, луговые. Они различаются размером, листвой, соцветиями.

Для игры нужны изображения цветов, произрастающих в разных условиях. Игровая задача — разделить картинки на группы по месту произрастания: лес, луг, поле, сад, дом. В процессе дифференциации игроки сравнивают внешние особенности растений, развернуто описывают каждый вид.

Подготовительная группа

В этом возрасте детсадовцы готовятся к школе. Они должны владеть навыком повествования, рассказывать по памяти и наглядному материалу. Важно с помощью игры развивать у будущих школьников воображение, память, пространственное и цветовое восприятие, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного, умение строить диалог, внимательность, усидчивость.

Что ты за цветок?

Предложите воспитанникам «превратиться» в цветы. Каждый игрок выбирает, каким растением стать, но не рассказывает об этом товарищам. Дети по очереди выходят вперед, изображают свой цветок при помощи мимики, телодвижений, при этом не произносят ни слова. Остальные ребята должны догадаться, о каком растении идет речь.

Цветочный магазин

Для игры подготовьте натуральные или искусственные цветы. Дети выступают флористами. Игра коллективная, учит общению, совместной работе, организованности.

Воспитанники составляют красивый букет. Затем стараются его продать воспитателю. При этом они должны расхвалить букет, объяснить, какие растения использовали, почему выбрали их, для какой цели предназначена цветочная композиция.

Цветочные названия

Игроки образуют круг. Воспитатель становится в центр, бросает мяч поочередно каждому ребенку, произнося имя либо объект, названный схоже с цветком. Игрок, поймавший мяч, должен назвать соответствующее растение. Например: Василий – василек, гвоздь – гвоздика, Роман – ромашка, кувшин – кувшинка, Лиля – лилия, Виолетта – виола, ириска – ирис. Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]