Словесно-дидактические игры по лексической теме «Осень»


Дидактическая игра «Осень»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Осень»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:

  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным.
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • две овальные глубокие лужи;
  • шесть больших холодных капель;
  • одно круглое холодное солнце;
  • пять коротких холодных осенних дней;
  • два осенних холодных дождя;
  • семь осенних холодных ветров;
  • одно осеннее красное дерево;
  • четыре осенние синие тучи.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — один).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – дерево).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько деревьев? — три одно).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (одно дерево (какое?) – осеннее красное).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Одно осеннее красное дерево.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – тучу.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Дерево — одно, а тучи — четыре. Дерево — красное, а туча — синяя.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]