Конспект НОД в средней группе по теме: «Знакомство с живописью»


Конспект НОД в средней группе по теме: «Знакомство с живописью»

Конспект НОД в средней группе по теме: «Знакомство с живописью»
Автор: Ласавицкас Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ детского сада №15 «Ручеёк» города Петровска Саратовской области. Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Знакомство с живописью». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к живописи и развитию чувства прекрасного у детей средней группы. Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему «Знакомство с живописью» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Цель: Дать детям понятие о живописи как о виде искусства. Задачи: Образовательные:
Рассказать о технике исполнения живописи: масляная, акварельная, пастельная.
Развивающие:
Дать представления о технике живописи: украшает интерьер зданий, воздействует на мысли и чувства зрителей.
Речевые:
Развивать связную речь, обогатить словарь детей: пейзаж, натюрморт, портрет, живопись, масляные краски, пастель.
Воспитательные:
Формировать эстетическое отношение к живописи.
Демонстрационный материал: репродукции картин: В.Серов «Девочка с персиками», И.Левитан «Золотая осень», П.Кончаловский «Сирень в корзине», набор открыток, мольберт. Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, краски и кисти по количеству детей. Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и бесед по ним, физминутка «Я раскрашу целый свет!», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, нацеливание на продолжение изучения материала. Ход НОД: I часть Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе новая картина – «Лесная поляна» неизвестного художника. Нравится она вам? Чем? Почему художник выбрал именно этот уголок природы? (Подвести детей к выводу, что поляна очень красивая, понравилась художнику, и он решил этой красотой поделиться с нами). II часть Воспитатель читает загадку:
Если видишь – на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш – Обязательно картина Называется… ПЕЙЗАЖ!
(Э.Успенский)
Да, наша новая картина – пейзаж. Посмотрите еще один пейзаж – картину Левитана «Золотая осень». Какую же картину мы можем назвать пейзажем? (ответы детей – на которой может быть изображены лес, речка…) Ребята, художники, которые рисуют пейзажи, называются пейзажистами. Если вы в городе, на берегу реки, в парке увидели человека с раскрытым этюдником (так называют ящичек, где хранятся все необходимые художнику принадлежности), у вас есть счастливая возможность увидеть, как рождается пейзаж. Подойдите, посмотрите – только не мешайте художнику вопросами и замечаниями. Слушайте мою вторую загадку: Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас – Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька – твой сосед – Обязательно картина Называется… ПОРТРЕТ!
(Э.Успенский)
А какую картину мы можем назвать портретом? (Ответы детей.) Посмотрите, вот портрет девочки. Называется он «Девочка с персиками». Девочку зовут Вера. Она была дочкой друга художника – Саввы Ивановича Мамонтова. Нравится ли вам девочка? А нравилась ли она художнику? Почему он решил нарисовать именно ее? (Подвести детей к мысли, что художник рисует не все, что видит, а то, что необычно, красиво.) Художник, который рисует портреты, называется портретистом. Чаше всего опыт портретиста художник приобретает, изображая самого себя. Портрет, где изображен сам автор, называется автопортретом. Последняя загадка: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это… НАТЮРМОРТ!
(Э.Успенский)
Какую же картину можно считать натюрмортом? Всмотритесь в этот натюрморт. Он называется «Сирень в корзине». Чем впечатлила сирень художника, что он решил изобразить именно ее? (Ответы детей.) А откуда вы знаете, что художник думал именно так? Да, он так передал красоту веток сирени, что у нас возникли те же чувства, что и у автора. Во Франции и Италии дали название этому жанру как «мертвая природа», а в Голландии, Германии и Англии говорят «спокойная жизнь, недвижная жизнь». Мы же вслед за французами повторяем: «натюрморт». Натюрморт изображает существующие в действительности, реальные предметы, которые окружают людей. Вполне возможно, что за основу могут взять как неодушевленные предметы (кухонная утварь и предметы быта), так и «живую природу» — рыб, бабочек, птиц, цветы. В Китае Средних веков был распространен жанр под названием «цветы-птицы». У нас в России как самостоятельный жанр натюрморт появился в восемнадцатом веке. Первые картины представляли собой натуралистическое изображение — художники представляли вещи в стиле «натюрель». Обычно фоном служила деревянная стена, на которой как настоящие представали перед зрителями книги, часы и диковинные предметы. А скажите, дети, чем рисуют художники? Да, кистью и красками. Но краски бывают не только акварельные, но и масляные. Приглядитесь: на картине видны мазки кисти – тоненькие полосочки. Это следы от волосков кисти. Эта картина написана масляными красками. А эта картина как бы прозрачная, она написана акварелью (показать обычную акварель, палитру, тюбики масляной краски). Есть еще пастель. Вы на занятиях пользовались ей. А художники создавали целые картины, пользуясь и пастелью, и акварельными красками. Дать детям для рассматривания набор открыток с репродукциями картин известных художников, попросить выбрать понравившуюся и определить ее жанр. А вы хотите нарисовать такую картину, чтобы другие тоже поняли, почему вы нарисовали именно это? Проходите к мольбертам, там вас уже ждут бумага, краски и кисти, и нарисуйте портрет, пейзаж или натюрморт – что вам больше нравится.
(Убрать все картины и репродукции, чтобы дети не срисовывали).III часть Дети со своими работами становятся в круг. Рассматривают рисунки других детей.
– Ребята, сегодня вы были художниками. И еще много узнали о таком виде искусства, как живопись. А где можно увидеть настоящие картины? (В музее) А вам хочется сходить в музей? Скоро мы с вами туда пойдем.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НООД по области «Познание» в средней группе «Поможем друзьям» Физкультурно-познавательное интегрированная НОД в средней группе Конспект НОД «Познание» Математика в средней группе


Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе по программе «От рождения до школы»

Похожие статьи:

Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству

Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Физическая культура»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

Конспект НОД в детском саду по теме: «Наша кожа»

Методические особенности рассматривания картин в разных возрастных группах

Методика обучения монологической речи

Рассказывание по картине

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в доста­точной степени детально. Здесь методика опирается на клас­сическое наследие западной и русской педагогики, исполь­зованное позднее применительно к работе с детьми до­школьного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

В формировании умений описывать картины и состав­лять рассказы-повествования используются специально раз­работанные серии дидактических картин разных типов (предметные, сюжетные, пейзажные, натюрморты).

Пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилете­ли»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Бере­зовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосно­вый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поле­нов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «На­тюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания к ним предъяв­ляется ряд требований:

— содержание картины должно быть интересным, понят­ным, воспитывающим положительное отношение к окру­жающему;

— картина должна быть высокохудожественной;

— изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистичес­кое изображение не всегда воспринимается детьми;

— следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвле­каются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Одним из приемов, подготавливающих детей к расска­зыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому не­обходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность.

Методические особенности рассматривания картин в разных возрастных группах

Роль картинки для детей младшего возраста преимуще­ственно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении.

Рассматривание начинается с внесения картины и мол­чаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает раз­говор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь — вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделя­ются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Кроме вопросов, используются по­яснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последова­тельность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания — беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целена­правленностью, систематичностью вопросов, последова­тельностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педа­гога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдель­ных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые отве­ты. Молчать и удерживать внимание к картине при индиви­дуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замед­ленны.

При рассматривании картин воспитатель учитывает ин­тересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в пер­вую очередь обратить внимание детей на динамику, дей­ствия персонажей (играющий котенок). Если картина яр­кая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» — яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам по­казывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самосто­ятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания ре­комендуются более сложные предметные и сюжетные кар­тины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке»)1. Одни из них даются толь­ко для рассматривания, другие — для рассматривания и последующего рассказывания.

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щеня­тами», например, обращается внимание не только на со­баку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объек­тов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голу­бым небом, пароходом, который везет много пассажи­ров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, пла­вал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматри­вание в силу большей сложности содержания. Картина мо­жет рассматриваться по частям. Вначале — главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последу­ющих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Важно также, чтобы ребенок образ­ными словами выразил свое личное отношение к воспри­нимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно по­добрать с детьми эпитеты, сравнения.

Э. П. Короткова рекомендует использовать вопросы, раз­вивающие воображение и творчество.Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для акти­визации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти побли­же к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слыш­но, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.

Повысит детскую активность предложение самим за­давать вопросы. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как серди­то фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хо­телось еще узнать про ежей, и задать вопрос. У детей мо­жет появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рас­сматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)

Для активизации речи и мышления использовались та­кие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выпол­нить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наибо­лее удачного, сравнения с настоящим названием.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных картин— это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2. Описание сюжетной картины— это описание изобра­женной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказпо сюжетной картине. Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» в средней группе

Ирина Дуклис
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» в средней группе

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»

Цель: Закрепление знаний о русских народных сказках – названия, героев, их диалоги, последовательность в сказках.

• Учить узнавать русские народные сказки;

Развивать память, внимание, логику.

Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.

• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.

• Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к животным, любовь к близким и природе.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, игра, поощрение.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игры-инсценировки по сказкам, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: картинки с иллюстрациями, подбор загадок, подбор предметов из сказок, сундучок, колобок, письмо, наклейки, колокольчик

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]