Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи»
Транскрипт
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад 2 «Сибирячок» города Лесосибирска» Старший воспитатель: Шадрина М. А. Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Задачи: 1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. 2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями; 3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности; 4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы. Подготовка к педсовету 1. Анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». 2. Диагностика педагогов «Стиль педагогической деятельности». 3. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме. 4. Смотр-конкурс «Родительских уголков». План педсовета 1. Вступительное слово. Ответственные: Заведующий Петрова А.Б. 2. «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада». Ответственные: старший воспитатель Шадрина М. А. 3. Деловая игра «Дерево мудрости» Ответственный: старший воспитатель Шадрина М. А. 4. «Аукцион идей» Ответственные: воспитатели подготовительной группы 5. Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности». Ответственные: старший воспитатель Шадрина М. А. 6. Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». Ответственные: старший воспитатель Шадрина М. А. 7. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей». Ответственный: старший воспитатель Шадрина М. А. 8. Представление опыта работы педагогов 9. Обсуждение проекта решения. Вынесение решения педсовета. Ход педсовета 1. Игра «Поздороваться локтями» Цель Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Численность все педагоги. Время 5-7 минут
2 Проведение: Ведущий просит педагогов встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Ведущий говорит педагогам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом педагогов, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут педагоги собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Педагоги занимают места за столами в соответствии со своим номером. 2. «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей. Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая группа в течение 5 минут обсудит по 1 понятию (1 группа взаимодействие, 2 сотрудничество, 3 содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов). «Взаимодействие» — совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. «Сотрудничество» — это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия. «Содружество» — объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Вопрос к педагогам: «Возможна ли взаимная дружба без общения, а следовательно, и без взаимодействия?» (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Давайте вспомним, какие же существуют формы взаимодействия. Упражнение «Кто быстрее». Команды встают в три шеренги (по 8 человек). Семерым раздаются карточки с названием формы работы. По одному человеку из группы получают карточки с надписями «традиционные» и «нетрадиционные» (одна в одну руку, другая в другую). По команде эти педагоги поднимают карточки вверх, а остальные члены группы должны встать в соответствии со своим названием формы взаимодействия. Какая команда построится быстрее и правильно. Команды рассаживаются по местам. Вот мы с вами и вспомнили формы взаимодействия с родителями. Существует две классификации, давайте их еще раз проговорим. Традиционные, нетрадиционные (по Т. В. Кротовой) Коллективные: родительские собрания, конференции
3 Информационно-аналитические: проведение социологических срезов, опросов, обработка и использование данных о семье каждого ребенка Индивидуальные: беседы, консультации Досуговые: теплое неформальное общение, доверительные отношения (праздники, участие в выставках и т. д.) Наглядно-информационные: записи видеофрагментов, фотографии, выставки работ, стенды, ширмы, папки-передвижки Познавательные: семинары, семинары-практикумы, педагогические гостиницы, практические задания, вопросы для обсуждения, клубы родителей Наглядно-информационные: день открытых дверей, выпуск газет, организация мини-библиотек и т. д. Как вы думаете, какие формы взаимодействия с родителями, в настоящее время, наиболее актуальны? (нетрадиционные). Действительно, необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. Поэтому необходимо подбирать новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Ни для кого не секрет, что участие родителей в жизни группы остается декларированным. Проблема не только в занятости и в пассивности родителей, но и в самих педагогах. Одни не желают видеть родителей в группе, объясняя тем, что дети начинают капризничать, ведут себя неадекватно, родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений. Проблемы действительно есть, но их суть в том, что мы педагоги не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться — это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детскому саду. Можно выделить 5 уровней участия семей в жизни ДОУ: оказание разовой помощи; участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.; участие в качестве постоянных добровольных помощников; участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает; участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом. Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности. С чего же начать? Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос: «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь. в работе с небольшими группами или с отдельными детьми? в отношении материалов и оборудования?
4 при осуществлении проектов или общих мероприятий? в подготовке праздников? в Центрах обучения или в выполнении других заданий? в оценке достижений и проблем отдельных детей?» В результате таких размышлений появится много вариантов включения родителей в педагогическую деятельность детского сада Привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе прекрасный способ разнообразить и индивидуализировать задания, выполняемые детьми, предоставить им широкий выбор видов деятельности. Например, взрослые могут читать детям вслух или слушать их рассказы, занимаясь с одним ребенком или с небольшой группой. Они могут руководить занятиями в Центрах искусства, математики или естественных наук или же, следуя указаниям воспитателя, помогать в выполнении заданий отдельным детям, готовить материалы и задания для воспитанников. А может быть, у кого-нибудь из них есть хобби или какой-нибудь талант, которыми они могут поделиться с детьми. По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу. Сейчас я предлагаю вам поработать в ваших группах. Каждая группа должна предложить способы, формы, методы которые будут эффективны для вовлечения родителей в жизнь ДОУ. На это вам дается 5 минут. (Примеры, обычно в родительские собрания обязательно включается чтение доклада, от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей.). Использование нетрадиционных форм: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»; по типу телепередач и развлекательных программ, игр, направленных на привлечение их внимания к детскому саду: «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток шоу»; акции «Покрасим веранды», «Мы дизайнеры». Одна из форм информационно-аналитической работы почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, директору или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.) Выступление представителей групп, обсуждение предложенных вариантов. Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ. Уважаемые коллеги, вы, наверное, устали, и поэтому я предлагаю вам отдохнуть. Упражнение «Веселая гимнастика». Педагоги встают около своих стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Сейчас мы с вами будем танцевать под музыку разных народов, но будем это делать необычно. Сначала будет у нас танцевать только голова (белорусская народная музыка); затем танцуют плечики (украинская н. м., следующие — только пальчики рук, затем руки, таз, правая нога, левая нога, и общий танец для всего тела. (Музыка подбирается произвольно, по желанию). Молодцы! 3. Деловая игра «Дерево мудрости» 4. «Аукцион идей» — воспитатели делятся опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ.
5 5. Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности». 6. Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». 7. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей». 8. Представление опыта работы педагогов 9. Обсуждение проекта решения. Вынесение решения педсовета. Сейчас, коллеги, я предлагаю вам создать «Педагогический салат». У каждого из вас есть небольшие листочки. На этих листочках вы должны написать идеи о том, какие решения можно вынести по окончании нашего педагогического совета. Свои идеи опускайте в салатницу. Сейчас мы перемешаем ваши решения, получается «салат». Рецепт протоколируется, и выбираются оптимальные решения. Решения 1.С целью дальнейшего вовлечения родителей в жизнь ДОУ, повышению у них интереса к воспитательно-образовательному процессу провести в апреле месяце 2022 года «День открытых дверей» для родителей воспитанников. Срок: апрель 2022г. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп. 2.Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, организовывать совместную с родителями деятельность в разных образовательных областях, во время проведения родительских собраний. Срок: в течение учебного года. Ответственные: воспитатели групп. 3.Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок: ежемесячно. Ответственные: воспитатели. 4.Продолжать реализацию проектов по взаимодействию с родителями. Срок: май 2022г. Ответственные: воспитатели. 5.Воспитателям всех групп разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки: апрель 2022г. Ответственные: воспитатели. В заключении нашего педагогического совета я предлагаю каждой группе составить синквейн по теме нашего педагогического совета. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов) 5 строка заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом). Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Пример на тему любви. Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта.
6
Задание 1 «Если спросишь – я отвечу»
Каждая команда дает определение слова «сотрудничество» и каждая команда пишет на доске свое определение слова.
- Не только открытость и настроенность педагога на работу с семьей, но и его способность организовать совместное творчество;
- Привлечение родителей к яркой, интересной, перспективной совместной деятельности;
- Общие подходы, обсуждение и поиск вариантов предстоящей деятельности;
- Психологическое равноправие воспитателей и родителей;
- Уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности;
- Обсуждение мнения каждого участника о результатах совместной деятельности.
Задание 6 «Копилка мудрых мыслей»
Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход. Педагогам предлагается определить свое отношение к поведению родителей, раздать текст на карточках и разыграть ситуацию воспитатель — родитель.
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;
- родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
- мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
- Воспитатель, рассказывая о роли двигательной активности в физическом развитии дошкольников, советует родителям приобрести детям облегченную спортивную форму для физкультурных занятий, а в ответ слышит возмущенный возглас: «Ну, вот еще, мой ребенок будет ходить в теплом костюме! Я лучше знаю, во что его одевать!»
- Марина посещает логопедическую группу. Речь девочки требует регулярного выполнения индивидуальных заданий. Однако Марина их не выполняет, объясняя это тем, что мама ходит на шейпинг и не успевает с ней заниматься.
- Мама Тани со слезами на глазах приходит к заведующей: «Это возмутительно! У ребенка опять синяк. За что только воспитатели зарплату получают?». После увещеваний руководителя детского сада, несколько успокоившись, заявляет: «Примите меры, иначе я буду жаловаться в вышестоящие инстанции!»
- Саша замкнут, на занятии пассивен, часто проявляет агрессивность по отношению к сверстникам. Социометрические обследования показали, что ребенок относится к категории отверженных, и педагог посоветовал маме обратиться по этому поводу к психологу. Мама бурно реагирует, доказывая, что у ее сына много друзей, рассказывает о его любимых занятиях дома.
Обобщив высказывания педагогов,
старший воспитатель говорит о негативных моментах, встречающихся в работе воспитателей.
Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг, навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных типах поведения воспитателей.
Задание 2 «Ты мне, я – тебе»
В процессе дискуссии команды заполняют таблицы
Каждая команда достает вопрос для дискуссии и после обсуждения в команде записывает ответ на доске.
Вопросы для дискуссии:
Выводы педагогов:
1.Функции семьи.
Педагоги должны прийти к выводу, что они общие.
И семья и детский сад создают условия для всестороннего развития ребенка.
Дают ребенку первичную социализацию.
Создают атмосферу любви, теплоты, условия для эмоционально – психического созревания ребенка.
2.Функции детского сада.
3.Роль педагога.
Учу, развиваю.
4.Роль родителя.
Спонсор, просит педагога обучить, воспитать прямо или косвенно.
5.Почему родители отдают своего ребенка в детский сад?
В семье нет средств и материально – бытовых условий для воспитания.
Родители должны работать, не с кем оставить ребенка.
Родителям не хватает педагогических знаний.
В семье не здоровый психологический климат.
Семья не может обеспечить полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Итоги подводит старший воспитатель:
- По 1 и 2 вопросу: почему функции одинаковые, а взаимопонимания нет?
- По 3 и 4 вопросу: родитель – заказчик, педагог как не обидно – обслуживающий персонал. Ребенок находится между требованиями педагога и требованиями родителя.
- Ребенка отдали в детский сад, мы, педагоги, беремся за воспитание и образование.