Совсем скоро начнётся новый учебный год, малыши и старшеклассники пойдут в школу, родители выйдут из отпуска на работу. И если в отпуске присматривать за чадами было проще, то сейчас времени на это у родителей станет меньше. Оставшись без присмотра, ребёнок может взять спички и поджечь бумагу, включить в розетку электрический нагревательный прибор или даже устроить костер. Шалость детей с огнем – частая причина пожаров. Поэтому в оставшиеся дни летних каникул мамам и папам стоит выбрать время и рассказать своим детям, как себя вести дома, чтобы не случилось пожара, и что делать, если возгорание всё же произошло.
Печальная статистика
По данным пресс-службы Главного управления МЧС по Астраханской области, в 2022 году на пожаре погиб один ребёнок, в 2022 году – трое. Между тем, избежать подобных трагедий можно. Для этого необходимо постоянно разъяснять ребенку опасность игр с огнем, хранить спички или иные зажигательные принадлежности, а также особо опасные в пожарном отношении изделия, предметы и материалы вне досягаемости детей. По возможности следует не оставлять детей надолго без присмотра, но, если это не всегда возможно, то родители заранее должны позаботиться о его безопасности.
Правила пожарной безопасности для малышей
Нельзя трогать спички и играть с ними, разводить костры и играть около них, играть и сушить одежду около нагревательных приборов с открытой спиралью, без разрешения старших включать электроприборы, телевизор и газовую плиту. Если же увидел пожар, нужно сразу же сообщить об этом родителям или другим взрослым.
Правила пожарной безопасности для старшеклассников
Нельзя нагревать незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки. Не оставлять электронагревательные приборы без присмотра. Уходя из дома, следует выключать электроприборы из сети. Важно помнить, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости: и зажжённая спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам. Нельзя разжигать печь или костёр с помощью легковоспламеняющихся жидкостей – бензина, солярки. Также нельзя поджигать самим и не позволять младшим поджигать тополиный пух или сухую траву.
Что делать, если всё же случился пожар. Памятка
• при появлении запаха дыма в квартире как можно быстрее найти его возможный источник; • сохранять спокойствие, паника – не помощник; • сообщить о случившемся взрослым; • внимательно проверить комнаты, балкон, выглянуть на всякий случай на лестничную площадку. Лучше быть уверенным в своей безопасности, чем пропустить начало возгорания; • если в доме что-то загорелось, но потушить самостоятельно не получается, стоит немедленно покинуть квартиру. Важно помнить: ядовитый дым намного опаснее огня. Нос и рот необходимо накрыть влажным полотенцем или тряпкой. Если дыма много, лучше передвигаться к выходу на четвереньках, ведь дым поднимается вверх; • покидая квартиру, плотно закрыть за собой двери, по возможности отключив электроприборы и электричество. Ни в коем случае нельзя задерживаться на сбор вещей! • на площадке или в безопасном месте срочно вызвать пожарных по телефону 101 или 112. Назвать диспетчеру адрес, имя и фамилию, место (дом, подъезд, этаж, квартира, комната), что и как загорелось. Затем четко ответить на вопросы спасателей; • обязательно предупредить соседей. Осторожно спуститься по лестнице. Не пользоваться лифтом! Это может быть смертельно опасно! После остаться около дома и ждать приезда пожарных.
Чего при пожаре делать НЕЛЬЗЯ
• прятаться под кровать, в шкаф или любые другие места. Это затруднит поиски прибывшим пожарным; • пользоваться лифтом при эвакуации из здания. Если в доме отключится электричество, лифт застрянет; • тушить загоревшийся электроприбор водой; • открывать окна, поскольку это только усилит горение.
Важный совет для родителей
Рассказывайте детям о правилах пожарной безопасности, будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением этих правил. Пусть дети узнают об угрозе огня из ваших рассказов, предостережений и картинок, чем из реальной жизни. Помните: вы ответственны за безопасность ваших детей!
материал подготовлен совместно с пресс-службой Главного управления МЧС по Астраханской области
Сюжетно-ролевая игра: «Детям спички — не игрушки»
Сюжетно-ролевая игра: «Детям спички — не игрушки»
Разработка создана с использованием тринадцати ярких слайдов.
— как правильно сообщить о пожаре;
— что нужно сделать до приезда пожарных;
— почему нельзя открывать окна и двери;
— какие предметы нельзя тушить водой;
— как вести себя в задымленном помещении;
— где нельзя находиться в горящей квартире;
— что делать, если начался пожар в школе; план эвакуации. Презентации к уроку
Цель:
Воспитанники получат знания по правилам пожарной безопасности.
После изучения темы учащиеся должны:
а) знать: основные причины и последствия пожара; основные меры пожарной безопасности в быту; правила поведения при пожарах в доме и способы эвакуации из горящего помещения; б) уметь: правильно действовать в случае пожара в доме; эвакуироваться из горящего здания; в) иметь представление: об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.
Задачи:
1. Образовательные
: формирование системы понятий о противопожарной безопасности, первичных средствах пожаротушения, последовательности действий при пожаре; 2.
Развивающие
: развитие устной речи; развитие умений: обобщать, делать выводы; развитие коммуникативных умений: работать в коллективе, излагать свою точку зрения; формирование психологической готовности воспитанников к действиям в условиях возникновения пожара; развитие познавательного интереса к теме через практическое применение знаний на практике. 3.
Воспитательные
: воспитание сознательной дисциплины, чувства товарищества; способствовать нравственному воспитанию учащихся. воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей. (
Приложение 2
. Слайд 1)
Для решения основных задач была применена следующая структура:
организационный момент, создание благоприятной атмосферы общения; сообщение темы и задач занятия, сформулированных воспитанниками; разбор материала занятия. подведение промежуточных итогов, общий вывод; применение полученных знаний на практике; итог занятия.
Оборудование занятия:
плакат о причинах пожара, рисунки по пожарной безопасности, сигнальные карты, раздаточный материал с заданиями, таблички с изображением грустной и веселой мордочек, телефон, изображение огня, листы, изображающие пламя.
План занятия:
I. Организационный момент II. Мотивация
1. Теоретическая часть
а) Вводное слово воспитателя б) Беседа по вопросам
Физкультминутка
2. Практическая часть а) Сюжетно-ролевая игра «Пожар» б) Конкурс «Собери пословицу» в) Игровое задание «Закончи предложение, угадай загадку».
III. Обобщение темы IV. Подведение итогов занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
– Ребята, занимайте, пожалуйста, свои места. – Давайте сначала посмотрим, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. У вас на столах лежат разноцветные круглые листочки с изображением грустной и веселой мордочек. Поверните табличку той стороной вверх, которая соответствует вашему настроению. Спасибо.
I. Теоретическая часть
Воспитатель:
Исходя из темы, определите, о чем пойдёт речь в нашем занятии, на какие вопросы мы должны будем ответить, какие понятия рассмотреть?
Пожары приводят к большим материальным потерям:
- превращают в пепел жилые и промышленные здания;
- уничтожают лесные массивы;
- уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур;
- в пожарах гибнут люди.
(Приложение 2
. Слайд 3)
Б) Беседа по вопросам:
Воспитатель:
Давайте коротко вспомним о том, что вы с вами изучили о пожарной безопасности? – Как вы считаете – огонь наш друг или враг? – Какие детские шалости могут привести к пожару?
(Огонь – наш друг, если с ним правильно обращаться, и может стать нашим врагом, если обращаться с ним небрежно.
Забывчивость при пользовании с электроприборами, игра со спичками, петардами.)
(Приложение 2
. Слайд 4)
В) Что нужно делать при пожаре?
Давайте вспомним:
1) От чего может произойти пожар? – игра детей со спичками;
– неправильное обращение с электроприборами, электроплитой, газовыми плитами;– короткое замыкание; – неисправность электропроводки, печного отопления;– использование газовых плит для обогрева ли сушки белья; – применение и разведение открытого огня в квартире (строительные и сварочные работы, использование пиротехнических средств; – неправильное хранение легковоспламеняющихся веществ, предметов бытовой химии.Причины пожара выносятся на доску.
(
Приложение 2
. Слайд 5)
2) Чем опасен пожар?
Пожары приводят к большим материальным потерям; превращают в пепел жилые и промышленные здания; уничтожают лесные массивы; уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур; в пожарах гибнут люди.
(
Приложение 2
. Слайд 6)
3) Что нужно делать, если начался пожар в школе?
Прекратить занятия и под руководством учителя организованно, без паники, покинуть здание школы через эвакуационные выходы. Решительно пресекать панику среди младших школьников, не терять самообладания и выдержку.
(
Приложение 2
. Слайд 7)
4) Что нужно делать, если начался пожар в доме?
Позвонить по телефону «01», вызвать пожарных, сообщить взрослым, если взрослых нет дома и очаг возгорания небольшой, можно попытаться его потушить, в противном случае, покинуть помещение
Тренинг “Позвони пожарному»
Воспитанник:
Ты о пожаре услыхал, Скорей об этом дай сигнал – Смело трубку в руку взять, «01» сумей набрать И назвать еще потом Город, улицу и дом, И квартиру, где живете, И с каким она замком, И еще сказать: «Даю Вам фамилию свою, Также номер телефона, У которого стою». Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.
– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните.
Образец правильного варианта: “Набрать номер 01.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес:
пер.Ленина, дом48,. Говорит Дима Иванов, телефон21-0-77”
(
Приложение 2
. Слайд
5) Чем можно потушить небольшой очаг возгорания?
Огнетушителем, водой, засыпают песком и другими подручными средствами
(
Приложение 2
. Слайд 9)
6) Можно ли тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением?
Нельзя, нужно сначала их обесточить.
7) Как можно обесточить электроприборы?
Выдернуть шнур из розетки или отключить электричество на щите в подъезде, или вывернуть пробки (в частном доме).
(
Приложение 2
. Слайд 10)
8)Кто из вас знает, как правильно преодолевать задымленные места?
Закрыть нос и рот мокрой тканью и, держась ближе к полу, двигаясь вдоль стены друг за другом пробираться к выходу.
(
Приложение 2
. Слайд 11)
9) А если вас отрезало огнем в комнате без телефона на 5 этаже, что вы будете делать?
(Плотно закрыть дверь, заткнуть все щели мокрыми тряпками, выйти на балкон или открыть окно и звать на помощь.)
Физкультминутка
Воспитатель:
А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, авы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то встать и хлопать в ладоши, наши гости тоже могу принять участие, и хлопать вместе с детьми.
- Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
- Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
- Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
- Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает
Воспитатель:
Итак, На какие вопросы мы уже дали ответы?
(Дети отвечают)
II. Практическая часть
Воспитатель:
Ребята, вы показали отличные знания по пожарной безопасности. Теперь мы их закрепим на практических заданиях. Пожар – это беда.
Чтобы она никогда не пришла в ваш дом, давайте повторим правила предотвращения пожаров.(Приложение 2
. Слайд 1
1. Скороговорки и пословицы
– Собери пословицу и объясни ее значение. Ребята получают конверт на парту, где сложены слова, которые нужно соединить в пословицу или поговорку:
- Дым без огня не бывает.
- Спички не тронь – в них огонь.
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- В огне и железо плавко.
- Солома с огнём не дружит. (Приложение 1
.
Приложение 2
. Слайд 13)
3. Игра «Закончите предложение»
Дети сидят за партами. Ведущий передает мяч, участник, договаривая последнее слово стихотворной строки, передает шар другому участнику. (Приложение 2
. Слайд 14)
Итог занятия
Воспитатель:
На маленьких бумажных язычках пламени дети заканчивают фразу и прикрепляют на доску вокруг изображения костра
- На занятии я узнал, что пожар может возникнуть из-за…
- На занятии я понял, что при пожаре нужно…
- Я вспомнил , что существуют такие приборы для тушения пожара, как…
- Я вынес из занятия, как следует укрываться при возникновении пожара …
- Из занятия я понял, что если в доме возникнет пламя, то я по телефону…
- Мне стало известно, что при задымлении нужно…
- Я понял, что зажигалки и спички…
- Занятие доказало мне, что свечи и бенгальские огни могут…
- На занятии я усвоил главные правила поведения на… (Приложение 2
. Слайд 15)
Воспитатель:
Ребята, где бы вы хотели увидеть этот костёр
(в очаге камина
). Ведущий прикладывает этот костёр к камину.
– Пусть добрый, тёплый огонь очага согревает вас домашним уютом и никогда не приносит беды!
Воспитатель:
Никогда не становитесьпричиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.
Обобщение-(пожелание от воспитателя всем присутствующим)
Чтобы в ваш дом Не пришла беда – Будьте с огнём Осторожны всегда! Огонь – давний друг человека, А без доброго огня Обойтись нельзя и дня. Он надёжно дружит с нами, Гонит холод, гонит мрак, Он приветливое пламя Поднимает будто флаг. Всем огонь хороший нужен И за то ему почёт, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет. (Приложение 2
. Слайд 16)
Воспитатель:
У вас на столах лежат таблички с изображением грустной и веселой мордочек. Если вы из сегодняшнего занятия узнали для себя что-то новое и полезное, поверните табличку той стороной вверх, где изображена веселая улыбка, если нет, то обратной стороной. Спасибо.