Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию для детей 4-5лет
Месяц | № п/п Неделя | Тема | Цели и задачи | Содержание | Литература |
Сентябрь | 1 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Закрепить представление детей об органах чувств, их значение (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос- определять запах) | Игра «Угадай, что звучит» Игра «Отгадай по запаху» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.Ст9 |
Сентябрь | 2 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Продолжить закреплять представления детей об органах чувств, их значение (пальцы- определять форму, структура поверхности; язык- определять на вкус) | Игра «Отгадай на вкус» Игра «Отгадай на ощупь» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст9 |
Сентябрь | 3 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Игра «Что звучит?» | Экспериментальная деятельность Тугушева Г.П. Ст10 |
Сентябрь | 4 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Игра «Что звучит?» | Экспериментальная деятельность Тугушева Г.П. Ст10 |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Пояснительная записка
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
— создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
— формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;
— создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;
— привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
В конце года дети могут:
• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
• составлять план
исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения
Месяц | № п/п Неделя | Тема | Цели и задачи | Содержание | Литература |
октябрь | 5 | Прозрачная вода | Выявить свойства воды(прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Игра «Кто такая капелька? С чем она любит играть?»Игра «Узнай и назови» Игра «Какая вода?» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст11 |
Перспективное планирование познавательно-экспериментальной деятельности (средняя группа)
Транскрипт
1 Октябрь Сентябрь Перспективное планирование познавательно-экспериментальной деятельности (средняя группа) Раздел Объект Название и цель опыта Живая Растения «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?» Цель: Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. Вода «Цветные капельки» Цель: Учить наблюдать за «путешествием» капельки. Материал: Баночка с водой, пипетка, краски. «Мыльные пузыри» Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие. Материал: Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля. Стекло. «Стекло, его качества и свойства.» Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). Материал: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала. Живая Человек Орган обоняния. «Умный нос». Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Материал: Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. Воздух «Поиск воздуха». Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость. Звук «Почему все звучит?» Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета Бумага «Мир бумаги»
2 Декабрь Ноябрь Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); форовать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Живая Семена растений «У кого какие детки». Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Материалы: Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. Песок Глина «Почему песок хорошо сыплется»? Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито. Плавучесть «Тоне — не тонет» Цель: Провести испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала. Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой. Ткань «Мир ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Живая Мех «Зачем зайчику другая шубка»? Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Материалы: Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. Снег «Возьмем с собой снеговика». Цель: Форовать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Материал: Снеговик с носом из сосульки, емкость. «Танец горошин». Цель: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. Материал: Вода, горошины, трубочка, салфетка. Резина. Резина, ее качества и свойства». Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность),
3 Март Февраль Январь Свет и тень Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. «Свет и тень» Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Вода «Изготовление цветных льдинок». Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды — твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. Солнечные лучи «Черное и белое». Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный цвет и белый; развивать наблюдательность, смекалку. Материал: Салфетки из черной ткани черного и белого цвета. Живая Орган осязания. «Язычок помощник». Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Материал: Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). Лед «Освобождение от плена». Цель: Наблюдение за разными способами размораживания. Материал: Ледяные фигурки. Магнит «Волшебная рукавичка». Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. Плас Цель: Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы Живая Растения «Что любят растения»? Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. Материал: Луковицы в сухой банке и в банке с водой. Свет Солнечные лучи «Радуга» Цель: Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.
4 Май Апрель Теплота Металл Материал: Зеркало, вода, лучи солнца. «Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель: Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. Материал: Вода — холодная, теплая, горячая, три кусочка льда «Металл, его качества и свойства». Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). Материал: Металлические предметы, магниты, емкости с водой Живая Растения «Хитрые семена». Цель: Познакомить со способом проращивания семян. Материал: Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли. Камни Каждому камешку свой домик» Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. «Откуда берется дождь»? Цель: Обратить внимание детей на интересные, провести простейший эксперимент, развивать мышление. Материал: Банка, горячая вода, крышка, лед. Ткань «Наряды куклы Тани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Живая Растения «Что любят растения»? Цель: Выявить необходимость света в жизни растений. Материал: Два комплекта растения, картонная коробка. Песок Глина «Где вода»? Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Материал: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. Оптика «Как поднять единицу»? Цель: Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики.
5 Бумага «Веселая полоска». Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность. Материал: Полоска мягкой бумаги.
Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе на учебный год
Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе на учебный год
Сентябрь
1. «Какая она – вода?» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Эх, ветер-ветерок» (игры с веером и султанчиками). Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
3. «Солнышко, улыбнись!» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка» Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Ночь/день». Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Осень непогодушка» (почему осенью бывает грязно?) Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
1. «Волшебные дощечки». Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
2. «Перышко воздушное». Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Динь-дон» (найди по звуку). Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь
1. «Горячо-холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Раскрасим воду». Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, снежок.» Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь
1. «Игры с соломинкой» Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1. «Украсим участок» (изготовление цветных льдинок). Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег». Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда». Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
1. «Плавает-тонет» Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Волшебная бумага» (бумага, ее качества и свойства). Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Огородники». Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Плыви, плыви кораблик». Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Раз, два, три, четыре, пять, будем мы листки считать». Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что спряталось?» (воздух в пакете). Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май
1. «Спрячь пуговку» Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Испеку я пирожок, угощу тебя, дружок». Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины» Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Из чего платье сшили?» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Получить текст