Эстетическое воспитание дошкольников это по ФГОС в педагогике


Понятие, что это такое

Эстетическое воспитание дошкольников – это систематический и целенаправленный процесс, направленный на формирование у ребенка художественного восприятия мира. Согласно этому понятию, дети должны научиться видеть красоту окружающей их природы. Помимо этого, они не только приобщаются к искусству, но и

Воспитание эстетики у детей включает множество понятий. Оно неразрывно связано с нравственным развитием. Поэтому образовательный процесс строят так, чтобы ребенок получал знания по всем областям, предусмотренным ФГОС. Например, можно сделать интегрированное занятие, состоящее из эстетического и нравственного воспитания.

Рекомендации для педагогов и воспитателей

Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Цели и задачи

В ходе осуществления педагогической деятельности воспитатели решают следующие задачи:

  • Помогают развить ребенку эстетическое восприятие.
  • Формируют представление об эстетике.
  • Развивают художественно-творческие способности.
  • Формируют эстетический вкус.

Целью этого обучения является приобщение ребенка к миру искусства. У него закладываются элементарные представления о его разновидностях. У детей формируются предпосылки ценностно-смыслового восприятия.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Значение

С первых дней жизни дети начинают познавать окружающий их мир. Малыши тянутся к ярким игрушкам, рассматривают цветные картинки. Искусство, пусть и самое простое, является источником радостных эмоций.

При этом дети оценивают все красивое. Они анализируют форму вещей, их звучание (музыкальные инструменты). Душевный отклик на все привлекательное происходит бессознательно. Поэтому в раннем дошкольном возрасте эстетическое воспитание тесно связано с сенсорной культурой.

Поскольку физические способности малыша еще ограничены, все предметы он изучает глазами и руками. Совокупность линий вещей, их красок, позволяет ребенку оценить привлекательность.

Особенностью эстетического воспитания является то, что ребенок испытывает радостные эмоции от встречи с красивым предметом. Он вызывает в детской душе гамму положительных переживаний. Это способствует лучшему развитию ребенка.

Педагогические основы

Педагог в ходе своей деятельности должен уметь побудить ребенка не только эмоционально отмечать предметы искусства, но и формировать собственное эстетическое представление о них. Благодаря этому, малыши учатся оценивать, у них появляются элементарные понятия о красивых предметах.

В дошкольном возрасте, наряду с эстетическим воспитанием, происходит формирование художественных навыков. Если у ребенка есть определенные задатки, то появляется большой шанс развить их в талант.


Эстетическое воспитание дошкольников должно быть разноплановым, чтобы вовремя выявить одаренного ребенка

Нельзя упустить одаренность. Если дети умеют не только формировать личные впечатления и выражать их, но и передавать физически (рисование, лепка), то это говорит о высшей стадии развития.

В своей работе педагог проводит большое количество практических занятий. Детское творчество в основном основано на подражании. Чем младше ребенок, тем сильнее он пытается повторить все за взрослым.

В старшем возрасте ребята уже проявляют инициативу. Например, они могут дополнить рисунок деталями, не предусмотренные планом. Такую самостоятельность нельзя подавлять.


С возрастом у детей появляется желание дополнить рисунок новыми деталями — это нужно поддерживать

В основе педагогической деятельности лежит не только приобщение ребенка к искусству. Прежде всего, дети сами по себе являются творцами. И когда в них просыпается желание создавать, его нужно поддержать. В старших группах детского сада художественные поделки становятся полнее и более выразительными.

Крупская Н. К. отмечала, что наряду с эстетическим чувством развивается творческое мышление. Это легко заметить, если понаблюдать за детьми. Наиболее развитые малыши могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. У них работает воображение, они сами распределяют роли, создают разнообразные ситуации.

Таким образом, педагог дает детям в ходе обучения много знаний. Сами же дошкольники комбинируют все воедино, оценивают увиденное и услышанное. Это в результате дает хороший результат: ребенок развит не только нравственно, но и понимает эстетику мира. Он умеет применить свои знания в практике.

Согласно ФГОС, обучение эстетичности должно проходить в тесном союзе с художественными навыками. Благодаря лепке и рисованию, ребенок выражает свои переживания и впечатления от увиденного. Детям предлагают массу вариантов реализовать себя. Цель таких мероприятий – вызвать желание творить.

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.

Занятия в 3-4 года

СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.

Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:

  • Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
  • Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
  • Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.

Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.

ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.

Занятия в 5-7 лет

СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.


В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.

Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.

Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.

Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.

Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.

Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.

Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.

ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.

Психологический аспект

В ходе обучения у детей формируется эстетический вкус. Он проявляется в оценке произведений искусства, при рассматривании живописных полотен. При этом восхищаться красотой мира можно и в быту. Дети видят эстетику в окружающих их предметах, одежде.

Эстетическое воспитание дошкольников — это долгий процесс, основная роль в котором отдается обучению. При этом педагог воздействует, прежде всего, на психологию ребенка. Детям читают книги (в каждой возрастной группе определенные произведения), дают слушать музыку.

Чтобы приобщиться к красоте художественного слова, читают книги таких авторов, как:

  • Чуковский К. И.
  • Маршак С. Я.
  • Михалков С. В.

Понять красоту музыки помогают произведения следующих композиторов:

  • Кабалевский Д. Б.
  • Чайковский П. И.

Все это воздействует на детей психологически. Для прослушивания произведений они не тратят физических сил. Работает только мозг. Если книги приносят ребятам удовольствие, то это формирует их эстетический вкус.

Методы работы с детьми

В ходе своей деятельности педагог приобщает детей к миру эстетики посредством ознакомления. Подойдут как предметы быта, так и произведения искусства. Большой силой воздействия обладают вещи, окружающие ребенка.

Это важно учитывать и создавать для детей гармоничное пространство. Оно должно быть оформлено в едином стиле, декорировано привлекательными вещами. Сенсорно ребенок оценивает окружающий мир, и каждая деталь откладывается в его сознании и памяти.

Поэтому педагог, как и родители, должен правильно подобрать интерьер, где каждая вещь имеет собственное место.

Оформление детского сада (комнаты)

Эстетическое воспитание начинается с приобщения ребенка к окружающему миру прекрасного. Привлекательную среду создают взрослые. При этом руководствоваться необходимо не только чувством прекрасного, но и требованиями к сохранению здоровья и безопасности ребенка.

Принципы создания эстетической обстановки:

  • Красота предметов должна сочетаться с их простотой и чистотой.
  • Обстановка должна сохранять практичность и целесообразность.
  • Зрительный контакт ребенка должен улавливать каждую деталь интерьера. Этому способствуют контрасты. Например, светлый подоконник украшают яркими вазонами с цветами (необязательно живые растения – это могут быть и поделки).
  • Детали обстановки образуют единый ансамбль.

В первую очередь при эстетическом оформлении комнаты уделяют предметам изобразительного искусства: картинам, поделкам. Детям должны нравиться изображения. Таким образом, у них появляется эмоциональная отзывчивость. На основании ФГОС, в подготовительной, средней и старшей группе должны присутствовать полотна с пейзажами.

Например:

  • «Золотая осень», Левитан.
  • «Грачи прилетели», Саврасов.
  • «Сирень», Кончаловский.

На одну комнату выбирают не более 3 произведений. Можно использовать 1, но большое. Самый простой способ обучения детей прекрасному – это проведение эстетических перемен в помещении.

Например, устраивают месяц, посвященный какому-нибудь художнику. Выбирают наиболее его яркие произведения и вывешивают в группе. Таким образом, получится регулярно менять пространство, попутно знакомя детей с полотнами.


Украшение детсада к Новому году также воспитывает чувство прекрасного

Ребят приобщают к красивому. Для этого их просят помочь в оформлении группы. Организовывают выставки, украшают помещение к праздникам. Например, к Новому году вырезают снежинки, раскрашивают шишки, а затем наряжают елку. Таким образом, детей окружают красивыми вещами.

Постепенно учат беречь предметы, следить за чистотой и ценить каждую деталь. Воспитатель ненавязчиво обращает внимание детей на порядок, просит выполнить элементарные трудовые задания. В конце обучения ребята уже самостоятельно поддерживают чистоту.

Специально организованная деятельность

Согласно ФГОС, с сентября по май включительно в дошкольных учреждениях проходит обучение. Педагоги при составлении плана работы с детьми трудятся над художественно-эстетическим воспитанием.


Экскурсии в музей или на выставку — еще один метод эстетического воспитания детей

Для этого в неделю выделяют несколько занятий, посвященных развитию именно этой области. Рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений – у педагога в копилке есть множество вариантов, как приобщить ребенка к миру прекрасного.

В условиях дошкольного учреждения используют наглядно-демонстрационные материалы. В старших группах воспитатели могут организовывать экскурсии. Например, посещать с детьми музеи, выставки.

Каждое занятие строят в соответствии с возрастом детей. Для этого руководствуются принципами ФГОС. По стандарту дают нагрузку, не увеличивают и не уменьшают продолжительность занятий.

Нерегламентированная деятельность

В свободное от занятий время педагог может организовать деятельность, не предусмотренную планом. В качестве дополнительных инструментов воздействия используют беседы, прогулки, общение. Если свободного времени много, то организовывают посиделки с созданием простых поделок.


Создание дымковских игрушек в детском саду должно сопровождаться рассказом об истории этих поделок

Важно заинтересовать детей, побудить их к творчеству. Например, перед созданием поделок можно прочитать об истории дымковских игрушек, показать несколько экземпляров в качестве примера. После этого приступить к работе.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [В. Н. Шацкая, 1987, 35]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [Н. Варкки, 2003, 53].

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д. Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [Д. Б. Лихачев, 1996, 42]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д. Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [Д. Б. Лихачев, 1996, 45]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д. Б. Лихачева, является основой художественно-эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [Д. Б. Лихачев, 1996, 53]. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д. Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [Д. Б. Лихачев, 1996, 48].

Еще одна категория художественно-эстетического воспитания — сложное социально-психологическое образование — эстетический вкус. Ю. Б. Борев определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [Ю. Б. Борев, 1988, 92]. Д. Б. Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение, данное Е. О. Гусевым. «Эстетический вкус — это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [Е. О. Гусев, 1978, 37].

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Литература:

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

2. Алексеев П. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П. Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. — М.: Владос, 1994.-98 с.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.

4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С.57–67.

6. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.

7. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

8. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.

9. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996.

10. Выготский Л. С. Мышление и речь /Ред. Г. Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Педагогика,1991.

12. Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,1997.-175 с.

13. Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

14. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. — Самара: Бахрах, 1998.

15. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников.

16. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287

17. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. — 1999.-№ 1.-с.35–38.

18. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1992.

19. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.

20. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1995.

Примеры занятий с дошкольниками

Эстетическое воспитание дошкольников – это организованный педагогом или родителями процесс. Используют не только теоретическую основу, но и практическую. С детьми занимаются чтением художественной литературы, рассматривают картинки, а также создают предметы искусства.

Интегрированное занятие «Сказочная птица»

Изначально детей знакомят с произведением о сказочном пернатом. Можно использовать художественную литературу о Жар-Птице. Ребятам читают сказки, демонстрируют картинки с описанием волшебного существа.


Интегрированное занятие «Сказочная птица» (аппликация)


Интегрированное занятие «Сказочная птица» (пластилин)

После этого беседуют с детьми. Просят дать описание птицы. Детям, сложно идущим на контакт, задают наводящие вопросы. Например, «Какого цвета у нее перья?». После того как дети оценили привлекательность персонажа, им предлагают сделать свою Жар-Птицу.

В зависимости от возраста детей им раздают краски или карандаши. Можно использовать пластилин. После того как материал роздан, предоставляют ребятам поработать воображением и сделать собственную поделку.

Аппликация «Украшаем посуду»

Это занятие способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует у него чувство прекрасного. В ходе деятельности вырабатывается усидчивость, проявляется аккуратность.

Воспитатель заранее подготавливает раздаточный материал:

  • Шаблоны кружек, тарелок – на выбор.
  • Вырезает узоры или орнамент.
  • Подбирает демонстрационный материал.

Это занятие можно приобщить к циклу о народном творчестве. Перед практикой детям рассказывают о том, как в старину было принято расписывать посуду. Какое значение придавали узорам. В качестве примера показывают фотографии народного творчества.

После теории приступают к практике. Раздают каждому ребенку по предмету посуды и предлагают украсить его, руководствуясь личным вкусом.


Занятие «Украшаем посуду» может быть выполнено также с пластилином

Обращают внимание детей на аккуратность, лаконичность деталей, подобранную цветовую гамму. Можно немного поправлять ребенка в ходе работы, предлагать ему подходящие по цвету детали. В конце занятия устраивают любование созданными творениями.

Поделка к 8 марта «Букет для мамы»

Это занятие подойдет как творческий мастер-класс, так и возможность сделать поделку к определенному празднику. Для проведения мероприятия понадобится предварительная подготовка. Необходимо подобрать материал, из которого дети будут создавать букеты. Это могут быть пуговицы, лоскутки ткани, цветная бумага, ленты.

Самый простой способ сделать букет:

  • Использовать вырезки цветной бумаги.
  • Подготовить красивые шаблоны.

Для работы педагог вырезает из бумаги красивые цветы. На чистом листе обязательно делают очертания растений, чтобы ребенок видел, куда наклеивать заготовку. Перед началом практической деятельности воспитатель рассказывает детям теоретические основы. После этого раздает материал.

Желательно сделать пальчиковую гимнастику, а затем приступить к созданию поделки.

Создаем натюрморт

Предварительно детей знакомят с таким видом искусства в живописи как натюрморт.

Демонстрируют полотна выдающихся художников:

  • «Рябинка», Машков И. И.
  • «Васильки», Левитан И. И.
  • «Ваза с фруктами», Пикассо П.

Предварительно воспитатель подготавливает шаблоны с пустой вазой для фруктов. После того как дети ознакомились с натюрмортами, педагог демонстрирует им пустой лист. Он рассказывает, что в изображении не хватает фруктов, из-за этого натюрморт не получается.

Дети должны дорисовать в шаблон с вазой фрукты. Используют карандаши, краски или восковые мелки.

Специфика воспитания в семье

Мы уже отметили, что не стоит полагаться исключительно на ДОУ, доверив воспитателям эстетическое развитие крохи. Родителям также важно приложить к этому определенные усилия. Обратим внимание на следующие моменты:

  • Родители должны всегда аккуратно и опрятно выглядеть, вести себя уважительно по отношению друг к другу, поскольку очень многое ребенок берет именно от них.
  • Важно читать малышу хорошую литературу, сказки и стишки, обязательно побеседовать по содержанию прочитанного. Эта форма работы также способствует и обогащению словарного запаса малыша.
  • Вместе с ребенком можно порисовать, сделать аппликацию или поделку. Чтобы малышу не стало скучно, можно использовать различные художественные техники, рисовать гуашью, акварелью, цветными мелками, фломастерами.
  • Значение имеет и эстетика быта. Если в квартире грязно и не убрано, ни о каком стремлении к совершенству не может быть и речи. Поэтому нужно со вкусом и любовью оформить детскую комнату.
  • Формирование музыкального вкуса начинается с прослушивания потешек, колыбельных, детских песенок.

Особую важность имеют беседы, которые помогут ребенку получить ответы на возникающие у него вопросы, научиться отличать прекрасное от отвратительного, возвышенное и гармоничное от низменного и хаотичного.

Обозначим важнейшие условия для развития детского творчества:

  • Непринужденная обстановка. Не стоит давить на малыша и заставлять его рисовать или лепить, это только уничтожит у него стремление к созданию собственных произведений.
  • Активное использование игровых форм работы.
  • Похвала должна звучать постоянно, ребенку важно понимать, что мама довольна им, гордится его стараниями. А ругать не следует, в отдельных случаях можно слегка пожурить.

Только в этом случае можно будет добиться положительных результатов – стремления к собственным занятиям творчеством и уважение к чужим произведениям.

Работа с родителями

Эстетическое, как и художественное воспитание дошкольников – это сложный процесс, требующий взаимодействия родителей и педагогов. Если у них различные методы воздействия или законные представители не уделяют этой области образования достаточно внимания, то ребенок не получит необходимые знания.

Часто родители не понимают, как привить детям эстетический вкус. Педагог должен помочь им понять суть образовательного процесса. Для этого можно провести консультации или мастер-классы.

Творческие задания

В дошкольных учреждениях часто проводят различные конкурсы. Например, необходимо сделать скворечник или смастерить поделку из природного материала. Для этого педагог общается родителями, объясняет цели и задачи этого мероприятия.

Важно донести до взрослых, что любую вещь они должны сделать вместе с детьми. Это будет способствовать не только улучшению климата в семье, но и разовьет творческие способности ребенка.

Принципы организации конкурса:

  • Педагог разрабатывает план. В него входит продолжительность мероприятия, система оценок, требования к работам.
  • Грамотно составляет инструкцию, которой должны следовать родители.

Нельзя принуждать никого к участию. Инициативу должны проявить сами родители и дети. Чтобы участвовало как можно больше семей, педагог должен заинтересовать изначально детей. Например, на прогулке воспитатель рассказывает им о птицах, какие у них домики.

После этого в группе показывает примеры скворечников. Затем рассказывает, что каждый сможет смастерить такой домик сам. Заинтересованные дети уговаривают родителей участвовать в конкурсе.

Мастер-классы

Не у всех взрослых развиты творческие способности. Поэтому воспитатель хотя бы раз в месяц проводит мастер-класс по созданию какой-нибудь поделки. Это может быть куколка из лоскутков, интересный рисунок, поделка из подручных материалов.

Тему воспитатель выбирает самостоятельно, учитывая возраст детей. Это необходимо для того, чтобы полученный опыт родители внедряли в образование ребенка дома.

Консультации

Консультирование о необходимости эстетического воспитания должно проходить регулярно. С целью повышения разностороннего развития педагоги знакомят родителей с проводимыми в их населенном пункте выставками, концертами, мероприятиями.

Например, если в местном музее проходит выставка народного творчества, то можно сделать яркую афишу и повесить ее на дверях группы. На информационном листе указывают место проведения, часы работы и иные необходимые детали.

Необходимо объяснить родителям, что обучение не должно заканчиваться после ухода из сада домой. Консультации проводят на разные темы. С приходом осени помогают родителям научить детей видеть прекрасное в природе. Например, идя домой можно собрать букет из желтых листьев,

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Обучающая песенка на английском для ребенка — учим язык с детьми

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Советы родителям

Эстетическое воспитание дошкольников – это длительный процесс. Он точно описан в федеральном стандарте. ФГОС можно использовать не только педагогам, но и родителям при воспитании детей. Согласно ему, эстетическое обучение начинается с рождения ребенка.

Оно происходит по следующему плану:

Возраст ребенкаДействия родителей
Младенческий (до 1 года)Дают исследовать различные предметы, поощряют познавательные действия малыша. Регулярно читают детские стихотворения, поют песни.
Ранний дошкольный возраст (от 1 года до 3 лет)Дают ознакомиться детям с динамическими игрушками. Приобщают их к самостоятельному изучению предметов искусства. Побуждают к рассматриванию, и оцениваю картинок.
С 3 лет до 8Вводят сюжетно-ролевые игры, проводят исследовательско-познавательную деятельность. Предметы окружающего мира изучают, оценивают. Музыкальные произведения не только слушают, но и учатся понимать их смысл, реагировать на веселую или грустную мелодию.

Родители должны приобщать детей к прекрасному постоянно. Например, на прогулке можно обратить внимание ребенка на красивый цветок или яркое оперение птицы. Любуются движениями кошки, рассматривают плывущие облака.

Вне стен сада эстетическое воспитание не должно заканчиваться. Необходимо приучать ребенка к чистоте. Важно, чтобы он убирал за собой игрушки, ведь порядок и есть красота.

Стоит отметить, если эстетические вкусы ребенка отличаются от его родителей, их не пытаются переделать. Важно поддерживать малыша. Когда для него синий или черный цвет любимый – не нужно заставлять рисовать его красным. С возрастом эти предпочтения могут поменяться.

Эстетическое воспитание дошкольников во многом зависит от родителей ребенка. Это не только приобщение к миру искусства, но и регулярные совместные творческие посиделки. Если ребенок умеет не только оценивать, но и создавать предметы искусства, то это говорит о высшей точке развития эстетического вкуса.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]