Рекомендации по созданию мультимедийной презентации в ДОУ.
Мультимедийная презентация как одна из форм работы использования ИКТ в ДОУ Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в дошкольных учреждениях представить себе жизнь без компьютеров не возможно. С помощью компьютера мы пишем рабочие программы, конспекты занятия, доклад, отчёты и. т. д.
Компьютер стал лучшим помощником педагога как при работе с детьми и родителями.
Готовясь к занятию, педагог задумывается: «Как улучшить образовательный процесс? ». И приходит в голову мысль достаточно очевидная — реализовать принцип наглядности в полной мере (с помощью ИКТ — это очень легко) .
Мы сегодня остановимся на использовании мультимедийных презентации в образовательном процессе.
«Презентация” — переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение.
Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – PowerPoint («пауэр поинт», которая входит в состав пакета Microsoft Office.
Преимущества использования презентации
Мультимедийные презентации, несут в себе большой потенциал. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам.
— даёт возможность моделировать различные ситуации
— активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;
— способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
— занятия — презентации особенно в игровой форме, вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание.
-многогранноть и объединение различных медиа: текст, графика, фото, видео, аудио, игра, тест — в итоге получается мини-программа, с разными формами работы
Условия сбережения здоровья ребёнка
При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений.
НОД с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 раза в день. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет- 15 минут и 6-7 лет — 20 минут. С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов.
Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них.
Самые распространенные ошибки в презентациях.
Выносить на экран слова, цели и задачи, правила, слова воспитателя, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним.
Использование анимации отвлекает детей и отнимает драгоценное время, лучше его использовать для чего-нибудь полезного.
Не нужно анимировать авторские данные на титульном листе и заголовки на слайдах. Это неудобно и неуважительно по–отношению к тому, кто будет смотреть вашу работу.
Подчеркиванием в презентациях выделяются гиперссылки. Поэтому, если слово не является гиперссылкой, выделять его подчеркиванием не рекомендуется – это введет в заблуждение пользователей.
Все так ярко и красиво, всё двигается! Дети будут в восторге. Но наша цель чему-то их научить. Значит, ограничиваем пестроту и яркость, убираем все анимации. Ведь это дополнительная нагрузка на зрение и отвлекает детей.
Если замысел требует рисованного фона, а заменить его на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким, например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план».
Каждый, кто создает презентацию должен помнить, что показывать ее он будет большой аудитории. Кто-то сидит прямо перед экраном, а кто-то в 5-6 метрах от него. Соответственно, надо учесть, что сидящим далеко будет хуже видно некоторые объекты на экране, а значит, опять же будет сильное напряжение для зрения. Не следует размещать на слайде мелкий текста и рисунки. Минимальный размер шрифта для презентации 18-й. Текст должен хорошо читаться, для дошкольников текст, лучше вообще исключить.
Такие размытые рисунки не следует включать в презентацию. Это некрасиво и опять же напряжение на глаза.
Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки.
Не рекомендуется использовать картинки с белым фоном. Рассмотрим, как его убрать.
Выделяем картинку, на панели входим в «работу с рисунками», с левой стороны панели находим «удалить фон», нажимаем и работаем с рисунком.
Мы видим, что на первом слайде картинка – на готовом шаблоне с дизайнерским оформлением, на втором слайде картинка на однотонном фоне. Лучше всего размещать объекты на однотонном фоне, иногда можно сделать фон градиентным из двух оттенков цвета. Давайте рассмотрим, как можно создать свой фон.
Нажимаем на маленький слайд с левой стороны, появляется окно, выбираем строку «Формат фона», здесь мы можем выбрать любые способы заливки для вашей презентации.
При подборе фото к презентации необходимо обратить внимание на качество: хорошее разрешение, удачный ракурс, отсутствие лишних, отвлекающих деталей и надписей. Не рекомендуется использовать в работе с дошкольниками картинки с агрессивным поведением животных.
Что такое гиперссылка?
Гиперссылка в компьютерной терминологии — часть текстового документа, ссылающаяся на другой элемент в самом документе, на другой объект, расположенный в компьютере или в интернете.
С помощью гиперссылок можно сделать презентацию нелинейной.
«Управляющие кнопки»
На панели находим «Вставка» вкладка «Фигуры». Нажимаем на нее, выбираем вкладку «Управляющие кнопки». После установки кнопки на слайд появляется «Настройка действия». Установить цель, куда приведет кнопка – следующий слайд, последний или первый, любой слайд по выбору можно присвоить запуск музыки или видео.
Гиперссылку можно также присвоить к любому объекту на слайде: картинке, тексту, слову.
На основе гиперссылок можно создавать игровое поле для разных игр, от которых игрок может перейти к заданию или описанию предмета.
Триггеры в презентации
Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда.
Применение триггеров в презентации придает игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания.
Сейчас перед вами игра без применения триггеров.
Задача ребёнка найти фрукты, они не исчезают, овощам присвоена анимация выхода. Это неудобно! Так как невозможно сделать выбор в произвольном порядке.
Рассмотрим как присваивать триггеры. По нашему замыслу надо сделать так, чтобы овощи удалялись, а фрукты оставались. Чтобы дети могли сделать выбор в произвольном порядке и даже допустить ошибку.
Выделяем картинку. Заходим во вкладку «Анимация».
Выделяем объекты и присваиваем анимацию овощам –выхода, фруктам – выделения «качания».
В области анимации щелкаем по стрелочке возле названия объекта. В выпавшем окне выбираем строку «Время».
Присваиваем триггер. В появившемся окне нажимаем кнопку «Переключатели», переносим метку в строку «Начать выполнение эффекта при щелчке» и выбираем нужный объект из списка.
Встраивание в презентацию звуковых файлов
В презентации вы можете использовать два типа звуковых файлов: файлы с расширением MP3 и WAV.
MP3-файлы наиболее распространены. Но эти файлы не встраиваются в саму презентацию, а устанавливаются как гиперссылки на файл.
Звук можно присвоить к слайду или к объекту на слайде.
Заходим во вкладку «Вставка» на верхней панели, выбираем строку «Звук» — «Звук из файла».
Ищем папку с нужным нам звуком в формате mp3. Выбираем звуковой файл.
После выбора звука, появляется окошко «Воспроизводить звук… ». Выбирайте то, что вам удобно на данный момент.
Так же можно установить время начала звучания.
Заходим в «Настройки анимации». В поле область анимации вставленный звук отображается, выбираем строку «Время», появляется окно, выбираем «Эффекты». Здесь можно установить время начала звучания и номер того слайда, после которого мелодия должна прекратиться. Звуки в формате .wav
Вывод
Необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или сделать самим, то презентацию лучше не использовать.
Используйте в презентации: крупные и четкие картинки, шрифт не меньше 18, нейтральный фон, только необходимое использование анимации и эффектов. И конечно соблюдайте время работы с компьютером. Чередуйте работу с компьютером с «живым» общением и практической деятельностью.
Использование ИКТ в дошкольном образовании
Автор: Попова Лилия Александровна, воспитатель МБДОУ №48
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ при проведении непосредственной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Введение информационных технологий в программу воспитания и обучения в детском саду является одним мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
Использование ИКТ в дошкольном образовании должно носить динамический характер, что собственно и обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Особенностью данных технологий на современном уровне является работа с образами предметов. Это соответствует физиологически обусловленному, для старших дошкольников, переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления.
Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.
Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с дошкольного возраста. Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.
Компьютер значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютерных технологий включают четыре взаимосвязанных компонента:
- Активное познание детьми окружающего мира.
- Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
- Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
- Активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.
Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений со взрослыми и сверстниками.
Использование ИКТ в образовательной деятельности вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети с удовольствием работают с компьютером, а неудача игры побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
Согласно психологическим аспектам теории развития личности, в зависимости от доминанты механизма мышления (правого и левого полушария), информационные технологии способствуют созданию условий для одновременной работы обоих полушарий, что приводит к развитию координации, художественно-образному развитию, сбалансированности, эффективного развития мыслительных операций у ребенка, его физических качеств.
Использование компьютерных развивающих программ при проведении непосредственной образовательной деятельности не только увеличивает скорость передачи информации обучающимся, и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как образное мышление. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, простого и понятного интерфейса, соответствия заданий уровню развития ребенка. Развивающие компьютерные программы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
При выборе компьютерных развивающих программ нужно учитывать не только педагогические, технологические, но психологические аспекты развития ребенка. Потому программные продукты, проходят комплексную проверку воспитателя и дошкольного психолога. Применяемые программные продукты направлены на развитие:
- координации движения, глазомера, навыки владения манипулятором «мышь»;
- панорамного внимания;
- основных психических функций;
- логического мышления;
- информационной культуры.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.
Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходит непосредственная образовательная деятельность.
Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ может проводиться лишь в присутствии воспитателя или педагога, который несёт ответственность за безопасность ребёнка. Для проведения такого рода образовательной деятельности необходим специальный кабинет. Общая продолжительность непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25–30 минут. Из них 5–7 минут дети могут находиться за компьютером.
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к непосредственной образовательной деятельности, так и во время ее проведения:
- Нет компьютера в домашнем пользовании многих дошкольников.
- У воспитателей недостаточно времени для подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ.
- Не хватает компьютерного времени на всех.
- Обеспеченность дошкольных образовательных учреждений современными средствами ИКТ.
- Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ в непосредственной образовательной деятельности, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Но опыт показывает, что дозированное использование ИКТ не отражается на психофизиологическом здоровье детей.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии мыслительных операций старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году были разработаны теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться компьютерные программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование пользовательских сред в ДОУ с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывают мнение, что они являются фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:
- развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
- обогащение кругозора;
- оказание помощи в освоении социальной роли;
- формирование учебной мотивации;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
- формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация).
Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Обучающие компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных информационных технологий является эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы старших дошкольников. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса с применением компьютерных развивающих программ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.