Интерактивные игры-презентации в образовательном процессе ДОУ
Елена Евгеньевна Лазарева
Интерактивные игры-презентации в образовательном процессе ДОУ
Современный педагог все чаще использует в своей профессиональной деятельности информационные технологии и поэтому нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку.
Дошкольный возраст отличается психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальной, аудиальной)
системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Поэтому для повышения познавательной активности в своей работе мы решили использовать
интерактивные игры-презентации. Такая форма работы на занятиях вызывает у детей особый интерес, и помогает лучше усвоить учебный материал. В течение года мы апробировали интерактивные игры-презентации в условиях нашего детского сада. На наш взгляд такая форма работы прошла успешно и сегодня мы хотим поделиться своим опытом.
Английское слово «интерактивный»
переводится как
«беседовать»
,
«взаимодействовать с кем-либо»
. По сравнению с активными методами,
интерактивные ориентированы не только на общее взаимодействие воспитателя с дошкольниками, но и на взаимодействие детей друг с другом. В интерактивной технологии (интерактивные игры-презентации)
воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт воспитателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.
Интерактивная дидактическая игра – это современный и признанный метод обучения и воспитания, который обладает такими функциями как образовательная, развивающая и воспитывающая. В процессе такой игры у ребенка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание.
Если сравнивать с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:
— информация на экране в игровой форме понятная дошкольникам и вызывает интерес к образовательной деятельности;
— эффекты, привлекающие детей;
— поощрение компьютером в конце игры;
— носят исследовательский характер;
— развивают широкий спектр навыков и представлений.
Интерактивные дидактические игры делятся на обучающие, контролирующие и обобщающие.
• Обучающей считается игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки («По следам сказочного Хулигана»
,
«Играем с Машей»
(звуки,
«По грибы мы в лес пойдём»
,
«Помоги Красной шапочке собрать цветы»
,
«Машина арифметика»
,
«Веселый охотник»
).
• Контролирующая – это игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний («В гостях у сказки»
,
«Помоги Незнайке собрать урожай»
,
«Собери по цвету»
,
«Золотая осень с Машей»
).
• Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях («Найди лишнее»
,
«Забавные фигурки»
,
«Транспорт»
,
«Доктор Айболит»
,
«Почини игрушку»
).
Основными принципами в работе с интерактивными играми являются:
• доступность;
• повторяемость;
• актуальность;
• коллективность;
• элемент новизны.
При отборе игр мы учитываем ряд правил, предъявляемых к развивающим и обучающим интерактивным играм:
• объекты на экране большие по размеру и знакомы детям;
• текст задания озвучивается диктором, либо взрослым;
• задания интересны, понятны, просты в управлении;
• соответствие возрастным особенностям;
• занимательны;
• грамотны;
• создающие ситуации успеха;
• в незатейливой игровой форме;
Наша компетентность в информационных компьютерных технологиях позволяет нам создавать свои игры и презентации по методикам дошкольного образования. Презентации мы используем в нашей образовательнойдеятельности согласно темам календарно-тематического планирования: «Откуда к нам хлеб пришел?»
,
«Перелетные птицы весной»
,
«День Победы»
,
«Военные профессии»
,
«Поговорим об этикете»
,
«Декоративно-прикладное искусство»
,
«Насекомые»
,
«Светофор»
,
«Животные весной»
,
«Дикие животные нашего края»
, и т. д.
Интерактивные игры — презентации мы включаем в такие образовательные области как, познавательное развитие (формирование целостной картины мира, познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, художественно–эстетическое развитие (рисование, речевое развитие.
Надо признаться, что компьютер – это новое мощное средство для интеллектуального развития детей, но необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровьесберегающих технологий. Поэтому мы включаем в наши игры:
— пальчиковую гимнастику для подготовки моторики рук к работе («Разминка для пальчиков»
,
«Веселый домик»
);
— физминутки, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку для снятия мышечного напряжения («Танец маленьких утят»
,
«Смешарики»
,
«Про лягушонка»
,
«Веселые зайцы»
);
— в заключительной части занятия гимнастику для глаз, для снятия зрительного напряжения («Гимнастика для глаз с капелькой»
,
«Гимнастика для укрепления глазных мышц»
,
«Львёнок и Черепаха»
,
«Чунга-Чанга»
,
«Винни-Пух»
).
Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно СанПиН, при работе за компьютером детей располагают на расстоянии не ближе 2–3 м от экрана, занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в день. Продолжительность непрерывной работы с компьютером на занятиях для детей 6-7 лет – 15 минут.
В заключение хочется выделить положительные стороны использования интерактивных игр-презентаций. У детей повысилась познавательная активность, мотивация, расширились и систематизировались знания, дошкольники научились способам практической деятельности с использованием ИКТ.
Подводя некоторые итоги, мы предполагаем, что применение компьютерных программ может стать ещё одним эффективным способом формирования знаний у детей-дошкольников. Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Литература:
1. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
. З. А. Михайлова.
2. Интерактивные игры в дошкольном образовании. https://vospitateljam.ru/ispolzovanie-interaktivnyx-texnologij-v-doshkolnom-obrazovanii/
3. Пахомов И. В., Р. Г. Прокди Создание презентаций в PowerPoint2010:— Москва, Наука и техника, 2011 г. — 80 с.
4. Смолянинова О. Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования)
Красноярск, КрГУ, 2003 г.
5. https://pedsovet.org Сборник докладов «Технологии образования «