Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию детей в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко»
Игра как средство воспитания дошкольников
Игра, как считают педагоги, является лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Кроме того, постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, многие женщины увлечены идеями феминизма. Из-за этого подрастающему поколению становится сложнее приспособиться к своей роли, а многие родители и особенно бабушки противятся новым практикам, когда игры мальчиков в куклы и «дочки-матери» не просто разрешаются, но и поощряются, а девочки мечтают о том, чтобы стать не домохозяйкой, а, скажем, премьер-министром.
Задачи проекта:
Дидактическая игра
« Ушки на макушке».
Цели:
- Развитие слухового внимания.
- Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
Ход игры:
Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.
Дидактическая игра
«Подарки для Саши и Маши».
Цель:
- формирование гендерных представлений у детей.
Задачи:
закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола;
развивать мышление, воображение;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материал:
две куклы — девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат «Подарки» (картинки с изображением различных предметов — игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности).
Ход игры:
В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.
Дидактическая игра
«Чем похожи наши мамы?»
«Чем похожи наши папы?»
Цели:
- Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола.
- Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
- Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал:
семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры:
Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы)?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам)?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них
Дидактическая игра
«Благородные поступки»
Цель
:
- Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.
- Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал:
мячик
Ход игры
:
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков:
называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.
Ход игры:
1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. 2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. 3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. 4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.
Примечание.
Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький автопортрет получился, ведущий должен помочь детям.
Дидактическая игра
«Рассеянный художник»
Цель:
- закрепить знания о профессиях взрослых и инструментах.
Материал:
набор картинок.
Ход игры:
На карточках изображены люди разных профессий, в руках у них инструменты. Необходимо исправить ошибки художника. Описание карточек: у врача – молоток, у плотника – градусник.
«Помоги одеть мальчика (девочку) на прогулку»
Цель:
Познакомить ребенка с сезонной одеждой, которая подходит мальчику или девочке; закрепить названия одежды; учить подбирать одежду по цвету и состоянию погоды.
Взрослый предлагает детям помочь одеть мальчика и девочку на прогулку. Обращает внимание на дерево, нарисованное на коробке, украшенное дополнительными элементами (уточняя, что если листочки зеленые, травка и цветочки, то это лето; осень – желтые и красные листья, тучка с дождем, лужи; зима – сугробы и снег на ветвях) уточняя время года и напоминая, что одеваться нужно по погоде.