Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация для воспитателей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 муниципального образования город Горячий Ключ

Подготовила: Музыкальный руководитель А.Н. Солодовникова 2016 г.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

Музыка как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.)

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Слушание музыки

Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и,следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. (в дальнейшем подробнее об этом). В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается, если:

— муз. произведения объединены общим рассказом

-муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий) и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра» Узнай и назови произведение»

-муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.

Пение

Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!

Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.

Еще одно экслюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

-Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

— Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

— Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, собитий, явлений.

— Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

— Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

  • развитие слухового внимания
  • развитие фонематического чувства
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
  • развитие слухо-зрительно-двигательной координации
  • развитие речевой моторики
  • развитие дыхания

Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А момент голой дидактики, тренинга просто невозможен. Считаем, что значение музыкального воспитания в развитии речи детей недостаточно оценено и используется специалистами на практике.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]