«Технология проектирования в образовательном процессе музыкального руководителя ДОУ на примере проекта «Мамина колыбельная»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«ОТКРОЕМ МУЗЫКУ В СЕБЕ: творческий исследовательский ПРОЕКТ «СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!»

для детей старшего дошкольного возраста

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ПРОСВЕТ (ГБОУ СОШ пос. Просвет) ВОЛЖСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ – СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МИШУТКА»

Проект подготовила и реализовала: музыкальный руководитель Адут Светлана Ивановна пгт. Рощинский 2016г.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проект направлен на развитие музыкальных способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

ТИП ПРОЕКТА:

  • По количеству участников – групповой
  • По направленности – исследовательский, творческий
  • По длительности — краткосрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  • дети старшей группы № 5;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели;
  • родители.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: 6 недель (15 июля – 26 августа 2016 года)

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности.

Последнее время, наблюдая за детьми в группах, заметила, что самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах – они для них стали обыденными, привычными, а потому – скучными. Требовалось привлечь внимание детей к этому виду деятельности, а для этого — обновить и пополнить музыкальные уголки новыми самодельными музыкально-шумовыми инструментами и таким образом – создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.

Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей;
  • Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки;
  • Вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами;
  • Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов. Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений;
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.
  • Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.
  • Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,

умение взаимодействовать в коллективном музицировании.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

В результате реализации проекта:

  1. Дети познакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками, научатся музицировать и импровизировать на инструментах – самоделках.
  2. У детей появится интерес к самостоятельной музыкально-игровой деятельности, разовьются их коммуникативные качества: способность ладить и договариваться друг с другом.
  3. Дети научатся экспериментировать со звуками, у них проявится интерес к открытиям и оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • «Художественно – эстетическое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Физическое развитие».

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Беседа, детская опытная деятельность, занятия, подготовка своими руками музыкальных инструментов, консультация для родителей.

ПРОДУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

  • Мини-выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем;
  • Музыкальное развлечение «Откроем музыку в себе» с участием детей и родителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального руководителя и воспитателя с воспитанниками.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Материально-техническое:

  • Музыкальный центр;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Наборы для опытов:
  1. стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный), ложечка;
  2. детская гитара и линейка;
  3. фантики, камушки, монетки, бусы.

Интерактивный комплект:

  • Презентация «Океан-море синее»
  • Презентация «Музыкальные инструменты делаем сами».

Дидактический материал:

  • Музыкально-дидактические игры:
  1. «Цветик-семицветик» (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).
  2. «Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
  3. «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах)
  4. «Что лишнее» (Детям раздаются карточки. Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний, т. е. отличается от двух других на карточке).
  5. «Музыкальные и шумовые звуки»
  • Музыкальные игры:
  1. «Что звучит?» (Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
  2. «Раз, два, три, четыре, пять — звуки мы идем искать»

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)

3. «Барабанщики»

4. «Найди свой инструмент»

5. «Хлоп-шлёп» музыкально-двигательная игра

6. «Кто вышел погулять» музыкально-двигательная игра (Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)).

  • Песни:
  1. «Весёлые нотки» (Ю Чичков, Я. Халецкий)
  2. «Весёлые музыканты» (р. н. м, сл. Г. Олейник)
  3. «Добрый мастер» И. Костиной
  4. «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен
  5. «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов
  • Классическая музыка:
  1. Э. Григ «Утро»
  2. Р. Шуман «Форель»
  3. М.П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
  4. В.А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
  5. Ф. Ж. Госсек «Гавот»
  6. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  • Иллюстративный материал: изображение детских шумовых музыкальных инструментов.
Следующая >

Краткосрочный проект по музыке «Страна Кукляндия»

Краткосрочный проект по музыке

«Страна Кукляндия»

МДОУ «Новокручининский детский сад «Росток»

Музыкальный руководитель: Селезнёва Валентина Ильинична

2017 г.

Краткосрочный проект по музыке «Страна Кукляндия»

«Танцевальная музыка»

представляет собой программу, которая усиливает, предопределяет движение и игру каждого ребёнка.

Ж. Ж. Новер

Вид проекта

:
краткосрочный
, творчески-информационный.

Продолжительность: 30 минут.

Участники проекта

: дети средней группы, музыкальный руководитель, воспитатель.

Актуальность:

взаимодействие общества с музыкой и движением, формирует у детей совершенствование музыкально-ритмических движений.

Цель:

Учить детей музыкально-ритмическим движениям, учитывать уровень физического и эстетического развития.

Задачи:

1. Учить передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды танцевальных движений.

2. Развивать музыкальный слух, творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой.

3. Закреплять умение самостоятельно перестраиваться в пространстве (становится врассыпную, в общий круг, соблюдая интервалы)

.

4. Тренировать слуховое, зрительное внимание ребёнка произвольность движений.

5. Воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе.

6. Повышать двигательную активность детей на занятии с целью профилактики.

Оборудование:

Музыкальный центр

,
музыкальные инструменты
, схемы движений, фуражка.

Музыкальный материал

:

1. Т. Суворова. «Танцуй малыш»

,
«Ритмика для детей»
.

2. К. Новоскольцева, И. Каплунова. «Музыка и чудеса»

.

3. И. Матвиенко «Кукла Маша»

(гр.
«Иванушки»
).

Предполагаемый результат:

У детей закрепляются знания о музыкально-ритмических движениях;

Дети учатся работать с наглядным материалом и ориентироваться в пространстве.

Формы работы с детьми:

1. Вводная часть (приветствие)

2. Основная часть (беседа:
«Любимые игрушки»
).

3. Музыкально – речевая игра«Едет, едет паровоз»

.

4. Ритмическая игра «Часы»

.

5. Ритмическая гимнастика на расслабление мышц «Жучки»

.

6. Изобрази игрушку (музыкально – ритмическая игра)

.

7. Заключительная часть «Голубой вагон»

.

Задачи:

Создание эмоционального настроя. Активизация детей.

Удерживать умственную работоспособность, обеспечить кратковременный отдых.

Смена деятельности. Восстановление нервной системы, улучшение зрительной памяти

Профилактика утомляемости. Воспитывать любовь к игрушкам, заботу доброжелательность. Формировать у детей умение повторять музыкально – ритмические движения.

Вводная часть

Звучит песня «Кукла Маша»

в исполнении группы
«Иванушки»
. Дети средней группы заходят в зал.

Основная часть

Музыкальный руководитель

: Ребята вы любите играть? А, что вам для этого нужно?

Ответы детей: (игрушки)

.

Музыкальный руководитель

: Девочки любят играть в куклы.

А в какие игрушки любят играть мальчики?

Ответы детей: (в машинки)

.

Музыкальный руководитель

: Но ведь есть не только
куклы и машинки
, но и другие игрушки. Давайте посмотрим, какие игрушки вы нарисовали.

(рассматривают рисунки)

.

Игрушки любят и дети и взрослые, дети с ними играют, а взрослые коллекционируют.

Без игрушек жить решительно нельзя.

Я приглашаю вас в волшебную страну

, в которой живут игрушки, а называется она
страна «Кукляндия»
. Внимание, внимание отправляется игрушечный поезд, все желающие занимают места
(дети строят круг)
.

Раз, два, три, четыре пять, начинаем мы считать.

Начинаем мы считать, машиниста выбирать.

Раз, два, три, машинистом будешь ты.

Вот и выбрали машиниста. А чтобы все знали, что он машинист наденем ему фуражку

(дети становятся друг за другом)

.

Музыкальный руководитель

:

Стоим мы на перроне, ждём свои вагоны, машинист поспеши, нас быстрее отвези.

(исполняется музыкально – ритмическая композиция «Едет, едет паровоз»

). Т. Суворова.

Музыкальный руководитель

:

На главной площади игрушечного города висят волшебные часы. Часы долго не ломались, они всё тикали и тикали, пока мыши не оторвали гири.

На стене часы висели (хлопают на каждый слог)

Тик-так, тик- так, (деревянные палочки)

Тараканы стрелки съели (хлопают на каждый слог)

.

Хрум-так, хрум- так (деревянные палочки, треугольник)

.

Мыши гири оторвали хлопают на каждый слог).

Бом—бом, бом-бом (треугольник, маракас)

.

И часы ходить не стали (хлопки на каждый слог)

.

Динь- дон,динь- дон (треугольник, маракас)

.

Музыкальный руководитель

:

Давайте попробуем завести наши часы (дети строятся в шахматном порядке)

.

Игровая гимнастика «Часы»

Музыкальный руководитель

:

Вот заработали часы, и все игрушки в кукольной стране начали оживать и двигаться

(дети импровизируют)

.

Музыкальный руководитель

:

Он с бубенчиком в руке, в синем красном колпаке.

Он весёлая игрушка, а зовут его… (петрушка)

.

Серый байковый зверушка, косоглазый длинноушка,

Ты морковку ему дай-ка, вот обрадуется … (зайка)

.

Не обижен, а найдут, его по полу ведут.

А ударят – нипочём не у гнаться за … (мечом)

.

Эту толстую игрушку, не уложишь на подушку.

День и ночь стоит бедняжка, спать не хочет … (неваляшка)

.

Сам металлический, мозг электрический.

Раздаётся током, к нам шагает (робот)

.

Музыкальный руководитель

:

А теперь ребята мы с вами превратимся в маленьких жучков и медленно опустимся на цветочную поляну.

(Исполняется музыкально-ритмическое упражнение на расслабление мышц).

Музыкальный руководитель

:

Динь-динь, динь-динь, открываем магазин.

Заходите, заходите, выбирайте что хотите.

Проводится игра «Магазин игрушек»

Один из детей становится покупателем, стальные дети изображают игрушки.

Все произносят слова: Динь — динь, динь-динь открываем магазин.

Заходите, заходите выбирайте что хотите.

(дети, двигаясь под музыку, изображают «Кукол»

— передают образ игрушки через движения и пластику).

В конце все замирают в образной позе, покупатель выбирает (покупает «Куклу»).

Выбранный ребёнок, становится следующим покупателем.

(дети поочерёдно изображают игрушки «Медведя»

,
«Петрушку»
,
«Мячик»
).

Заключительная часть

Музыкальный руководитель

:

Вот и закончилось наше сказочное путешествие по стране игрушек.

Поезд из страны «Кукляндии»

отправляется обратно в детский сад.

(звучит песня «Голубой вагон» — дети друг за другом уходят из зала).

Использованная литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Проект музыкального руководителя «Волшебный мир звуков»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» поселка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Характеристика проекта:

По виду: музыкально -исследовательский. По длительности : долгосрочный Участники проекта : воспитатели и дети средней группы .

Проблема:

Детям 5-го года жизни для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.

Актуальность проблемы:

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого ,наряду с исследованием звуков окружающего мира , необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов ,как традиционных, так и необычных.

Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

Цели:

— Развитие и поддержка познавательной активности.

— Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.

Задачи

:

— Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

-Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

-Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.

-Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей. -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Ожидаемые результаты:

— Повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. — Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. — Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности — Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.

Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

1.04.14-15.04.14г

.

2 этап –разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов )

15.04.14.-31.08 14г.

3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)

01.09.14- 30.04.15г.

4 этап –подведение итогов( повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов)

01.05.15.-20.05.15г.

Формы реализации проекта:

  • Исследование звуков окружающего мира.
  • Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
  • Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
  • Звуковая иллюстрация стихов.
  • Прослушивание «Сказок-шумелок»( Малыгина М.П.)
  • Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.

Методы

: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

Продукт проекта (презентация):

Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков»15.05.15. (см. приложение 2 )

Режим реализации проекта:

музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

— в свободное время дети слушали аудио

Проектные технологии в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

«Музыка благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрёл», так сказал А.Г. Рубинштейн. Ни одно из искусств не обладает такой действенной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского, «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса. Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В сегодняшней образовательной ситуации на первый план выступает процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительновыразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова. Актуальнейшая задача сегодняшнего дня становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям.

При этом под художественно эстетическим развитием ребёнка мы понимаем совершенствование эстетической культуры как «центральной подсистемы культуры общества» (М.С. Коган), что предполагает развитие:

  • внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика;
  • эстетического восприятия действительности, т.е. эмоционально окрашенного, связанного с чувствами и переживаниями;
  • художественно-эстетического сознания (эстетических представлений, идеалов, потребностей, интересов);
  • основ художественно-эстетического вкуса и эмоционально-оценочного отношения к произведениям искусства, различным жизненным, природным явлениям и способности мотивировать свою оценку, давать её обоснование с позиции эстетики;
  • творческих способностей, проявляющихся в создании замысла и его реализации, умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче мыслей чувств и переживаний.

В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей слышать, видеть, понимать.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одной из перспективных инновационных технологий, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Начиная с Джона Дьюи, проблемно ориентированное обучение искало способы углубить знание учеников, добиться, чтобы самообучение стало максимально инициативным и эффективным. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который выполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваются интеллектуально. Кроме того, использование проектного метода в музыкальноэстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательнообразовательной работы в детском саду.

Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия, как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т.д.

Мы, взрослые, помогаем ребёнку увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об том? Что хочу узнать?). По ходу решения поставленных задач взрослый помогает детям находить необходимые средства и способы решения, знакомит детей с новыми, ещё не известными им. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявить максимум самостоятельности, инициативы, творчества. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самость».

Работа над музыкально-эстетическим проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск форм реализации проекта;
  3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  7. работа над частями проекта, коррекция;
  8. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Основная цель музыкально эстетического проекта формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Задачи:

  • обеспечение эмоционально психологического благополучия и здоровья детей;
  • формирование музыкально эстетического сознания;
  • накопление ребёнком опыта восприятия искусства;
  • обогащение словаря детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • активизация проявлений творчества;
  • развитие коммуникативности. Принципы реализации проектов:
  • системность;
  • сезонность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • интеграция;
  • координации деятельности педагогов;
  • преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

Метод проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании можно использовать, начиная со второй младшей группы. В три года ребёнок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому очень важно, чтобы краски, звуки пришли к нему как увлекательный игровой материал. Для этого возраста уместны игровые типы проектов, с тематикой сказки-игры или игры-сказки. Это проекты: «Как играть со звуком», «Игры-путешествия в сказки», связанные со звуком, цветом, эмоциональным настроением.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике.

Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать умение слушать и слышать всё, что нас окружает. Игра – импровизация на самодельных музыкальных инструментах поможет малышам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а так же умение воспринимать и понимать музыку.

Анимационные герои Смешарики украсили наш проект «Волшебные звуки». Крош, Копатыч, Нюша и другие герои анимации постепенно знакомили детей с миром звуков. Тип проекта: исследовательский. Срок реализации: 3 месяца. Участники: воспитанники ДОУ, их родители, педагоги.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий, в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление, умение играть в ансамбле, импровизировать. Дети научились самостоятельно изготавливать из бросового материала и использовать самодельные музыкальные инструменты в самостоятельной повседневной жизни и игровой деятельности.

Ряд авторов (Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Направления интеграции:

  1. Ознакомление с искусством и окружающим миром:
  • систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях;
  • развитие познавательной мотивации и понимания прекрасного;
  • формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, обсуждение.
  1. Развитие речи:

тей.

Проектная идея: приобщить детей к

  • расширение и систематизация словарного запаса;
  • совершенствование грамматической структуры речи;
  • развитие связной речи.
  1. Продуктивная деятельность:
  • реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в театральной деятельности, инсценировании песен и сказок, изобразительном творчестве;
  • реализация коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности.

Интеграция различных видов искусства (музыка живопись, музыка литература, литература живопись и др.) и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного метода. Особенно популярным становится детский театр. Эта тема была взята не случайно. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Данный проект реализовывали в течение одного года. Участниками этого проекта стали воспитатели, музыкальный руководитель, дети среднего дошкольного возраста и родители воспитанников. Тип проекта: творческий.

Кратко раскроем содержание проекта. Проблематикой данного проекта мы считали: недостаточность активности детей в драматизациях сказок; недостаточность развития дикции детей, диалогической и монологической речи; недостаточность сформированности нравственных представлений у детей; слабое проявление творческих способностей у замкнутых деценностям театральной культуры, развивать их художественно-творческие способности; привлечь родителей к совместной творческой деятельности.

В ходе реализации данного проекта совместно с детьми и их семьями были созданы условия для развития театрализованной деятельности. Использовались перспективные планы работы над музыкальными спектаклями в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия, на которых дети могли прослушать музыкальные произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления через творческую деятельность. Это помогало им нагляднее и эффективнее сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями.

Тщательно работали с детьми над выразительностью речи, интонациями, пантомимическими действиями под музыку. Презентовали проект на родительском собрании, для внедрения в совместную работу. Не все родители сразу проявили интерес, тогда мы их ребенка включали на утренниках в различные инсценировки, игры-драматизации по мотивам авторских или народных сказок. Проведение праздников в такой форме позволило творчески раскрыться каждому ребенку. Постепенно видя своего ребенка в игре, в театрализованной деятельности, родители заинтересовались совместной деятельностью.

На протяжении всего проекта музыкальный руководитель работала над выразительностью речи (монологов, диалогов), над пантомимикой, разучивала музыкальные композиции, танцы, песни персонажей, входящие в спектакли. Для того, чтобы был осуществлен личностно-ориентированный подход к детям, при распределении ролей учитывали темперамент ребенка, темп деятельности, эмоционально-волевую сферу. Каждый ребенок включался в театрализованную игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям. Для гостей были изготовлены брошюры – приглашения. Определенным итогом данной работы стала сказка-мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад».

На заключительном этапе работы над проектом были достигнуты следующие результаты: раскрепощенность и уверенность детей, как во время выступлений, так и в повседневной жизни; образность и выразительность речи, пластики, мимики; самостоятельность, инициативность, изобретательность детей, проявленная в ходе подготовки к выступлениям; высокая степень активности родителей в реализации проекта; оптимизация детско-родительских отношений.

В данный момент идёт работа над проектом «Легенды степей», в основу которого легло казахское народное творчество.

На основе проектной деятельности образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что позволяет реализовать те принципы, которые нам диктует жизнь, и те требования, которые заложены в законе Республики Казахстан «Об образовании», в национальной доктрине образования Республики Казахстан, в концепции модернизации казахстанского образования и региональном компоненте государственного стандарта, а именно:

  • образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  • взрослый привлекает детей к деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам предлагаемой деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием;
  • обеспечиваются эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие;
  • оказывается содействие формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • решается задача формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

Работа над проектами музыкальноэстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. В дальнейшее такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Работа по проектам художественноэстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2006.
  2. Доронова, Т.Н. Играем в театр. М.: «Просвещение», 2005.
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2004.
  4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1999.
  5. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно эстетического воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Журналы «Музыкальный руководитель»:№ 1, 3, 4, 5 – 2004, № 1, 4, 6 – 2005, № 4,5 2006, № 1 – 2007, № 6 – 2012.
  7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов-наДону: «Феникс», 2008.
  8. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М., 2006.
  9. Петрушин В.И. Учебный комплект Психология и педагогика художественного творчества. М., 2006.
  10. Петрушин В.И Музыкальная психология. М., 2006.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]