Как волшебство помогает воспитывать. Воспитание сказкой

Все мы родом из детства. Почти все слушали на ночь сказки, представляли себя участниками волшебных приключений — девочки были феями и принцессами, мальчишки — неизменными победителями драконов и всяческих леших-упырей. Но вряд ли мы тогда задумывались, что сказка была очень важным (если не основным!) элементом нашего воспитания и системы наших представлений о мире, о добре и зле, о труде и «наградах» за лень.

Теперь, сидя по другую сторону детской кроватки, стоит разобраться, что такое сказка с научной точки зрения и как можно помочь малышу во временных возрастных или стрессовых ситуациях, как сказка может «вылечить» жадность, энурез, боязнь темноты?

Итак, добро пожаловать в волшебный мир сказочной «изнанки»!

Откуда пришла идея воспитания через сказку?

Классик русской педагогики К.Д. Ушинский писал, что сказки — это «первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.» Такого же мнения придерживался исследователь русского фольклора В. П.Аникин, который говорил, что «в мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение».

С ценностью сказки нельзя поспорить еще и потому, что читать их начинают детям в том возрасте, когда у малышей только начинают формироваться зачатки нравственности, доброжелательности, принципиальности и трудолюбия.

Сказка, проходя века народной мудрости, как снежный ком накапливает все самое ценное для детской дошкольной педагогики. Это уникальный способ воспитывать ребенка не с помощью увещеваний и абстрактных суждений, а помощью непосредственного опыта и действия героев, которые могут быть любимы или не любимы, но все же очень значимы для ребенка. Важно только грамотно распорядиться этим сокровищем.

В настоящее время, несмотря на явный интерес к сказке как к воспитательному «инструменту», существует много сложностей — одно отсутствие системности влечет за собой отсутствие способов педагогического воздействия, и, следовательно, влияет на эффективность педагогического использования сказок. Некоторым педагогам и воспитателям и по сей день трудно представить, что с точки зрения воспитания нравственных установок потенциал сказки гораздо серьезнее, чем ее художественная и историческая значимость.

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С Пушкин.
Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так , чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев , а не о внешних событиях , и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив казочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие . С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности . Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

Автор: Крачковская Анна Николаевна,

педагог-психолог МДОУ детского сада №11,

город Ейск муниципального образования Ейский район

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку»

(Из опыта работы)

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

В.Берестов.

ФГОС ДО устанавливает приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир книги, а особенно в мир сказки. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло.

Определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме формирования нравственных основ личности дошкольника через сказку.

Возраст моих воспитанников 5-7 лет. Это дети с ОВЗ, имеющие особенности, которые нужно учитывать в работе с ними.

Целью моей работы по данной теме является: формирование у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения, умения руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях нравственными принципами.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Помогать детям в освоении нравственных ценностей, формировании нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие и др.
  3. Содействовать развитию умения анализировать поступки других людей, своё поведение в развитии нравственных качеств ребёнка.

Моя работа состоит из этапов.

I. Подготовительный этап

  1. Образовательный процесс с моими воспитанниками я организую по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ, разработанной согласно требований ФГОС ДО, а также Программе Республики Крым «Крымский веночек», которая направлена на воспитание детей многонационального Крыма.
  2. Также я использую работе инновационные технологии:

— современные игровые технологии (сочетание игры и учения);

— проектные технологии;

— информационно-компьютерные технологии.

3. Постоянно актуализирую пространственно-развивающую среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС: подбираю и систематизирую материалы, дидактические и театрализованные игры, художественную литературу, атрибуты для драматизации, разные виды театров, направленные на формирование и воспитание нравственных норм.

4. Определяю направления работы с детьми при организации разных видов их деятельности (игровой, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

На втором диагностическом этапе

Для выявления уровня сформированности нравственных представлений в сентябре 2022г. я провела изучение воспитанников группы по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой, доктора психологических наук.

Критерии сформированности нравственных представлений.

1. Устойчивость нравственных представлений.

2. Сочетание нравственных образов и поведения.

3. Нравственная оценка.

Изучение проводилось на основе чтения сказки «Заячья избушка».

После обработки результатов, были получены следующие данные.

Устойчивость нравственных представлений:

A) Понимает ли смысл сказки.

Б) Какие нравственные качества в сказке выделяет.

B) Эмоциональное состояние после прочтения сказки.

  • высокий уровень – 24%;
  • средний уровень – 52%;
  • низкий уровень – 24%.

Сочетание нравственных образов и поведения:

А) Мотивирует ли ребенок и как предполагаемый поступок героев.

Б) Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества.

  • высокий уровень – 20%;
  • средний уровень – 44%;
  • низкий уровень – 36%.

Нравственная оценка поступков героев:

А) Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию.

Б) Выделяет ли нравственные качества героев.

  • высокий уровень – 26%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 36%.

Анализ показал:

высокийсреднийнизкий
Устойчивость нравственных представлений:24%52%24%
Сочетание нравственных образов и поведения:20%44%36%
Нравственная оценка поступков героев:26%38%36%

Что по всем показателям в среднем у 32% воспитанников низкий уровень устойчивости нравственных представлений, сочетание нравственных образов и поведения, и нравственной оценки поступков.

Этот показатель ложится в основу организации моей дальнейшей работы.

III практический этап

Организовывая деятельность практического этапа, наряду с традиционными формами работы (чтение сказок и беседы по содержанию, дидактические игры по сказкам, включение сказок при организации НОД и т.д.), я использовала и инновационные технологии.

Театрализованные игры по сказкам в совместной деятельности с детьми, как основной модели воспитательно-образовательного процесса. В ходе театрализованной деятельности, драматизаций, костюмированных праздников, где ребенок играет сказочного персонажа, развивается симпатия, понимание нравственных уроков сказки, умение оценивать поступки.

Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать стал достаточно богатым, мы перешли к сочинению сказок, в том числе с использованием ИКТ. Они с удовольствием и активно придумывают свои сказки, в которых закладывают знание норм нравственного поведения и нравственных качеств.

Также в своей работе использую такую педагогическую технологию, как проектная деятельность. Например, в мини-проекте «Заюшкина избушка» мы сначала сказку читали, беседовали по содержанию, а потом, созданные в результате этого зрительные образы дети изображали в художественной деятельности (рисовании, аппликации). В заключительной части проекта сказку драматизировали. Использование метода проектов позволяет детям всесторонне осмыслить нравственные уроки сказки, проявить свои симпатии и антипатии к героям и их поступкам, понимать мотивы их поступков.

IV Этап итоговый.

На данном этапе работа по нравственному воспитанию продолжается. После проведения промежуточного тестирования в январе месяце я выявила, что отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности детей: стали более устойчивыми нравственные преставления, в своих поступках они стали чаще руководствоваться нравственными принципами, учатся давать нравственную оценку своему поведению и поведению своих товарищей.

Появились и стали утверждаться определенного набора личностные качества и нравственные ценности, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление детей к добру и неприятие зла; повысился уровень речевого этикета; появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, осознанное поведение и общение в обществе.

После проведенной работы, я приобрела уверенность, что развитие нравственности ребенка необходимо проводить через сказку, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Главными условиями для такого развития следует считать нравственность самих взрослых и реальное ее проявление во взаимоотношениях с детьми.

Великий педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]