Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры и приемы социо — игровой технологии»
3.«Мы – такие разные»
Игра-задание: Объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)
4.«Спиной друг к другу»
Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.
II. Игры для социо-игрового приобщения к делу.
Цель: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.
К этому разделу относятся следующая группа игр: «Летает – не летает», «Замри, запомни, повтори, оживи», «Буква по воздуху», «Буква-хоровод», «Разведчики», «Чемодан», «Слепой поводырь», «Стулья».
С вами мы обыграем эти игры:
1.«С миру по букве»
со всей аудиторией
Ход:
Педагог: всем известна фраза, где все слова начинаются с одной буквы.
Например: «Павел Петрович пошел погулять,
Поймал попугая, пошел продавать.
Просил полтинник, получил подзатыльник».
Задание: за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву или 2-ой вариант: игра-задание «Кузовок»
Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него что заканчивается на «ОК»
Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»
2. Игра-задание«Деление на команды».
Педагог: Нам необходимо разделиться на 2 группы. Деление может проходить разными способами:
— по разрезным картинкам (две большие картинки разрезаются на части, смешиваются, затем пазлы собираются);
— по договору в парах: солнце-луна;
— по расчету: апельсин – яблоко;
Дальше нужно выбирать лидера – капитана:
— по жеребьевке (палочки, одна короче);
— по метке (карточки, одна с меткой);
— по считалке.
Капитаны подходят к педагогу и получают задание, которое передают своей команде.
Задание: хором назовите предметы белого цвета, находящиеся в этой комнате (передавая флажок от команды в команду — дети поочередно хором произносят названия предметов белого цвета).
3
.
«Угадай-ка»
Ход: «Дети» стоят в маленьких группах. На столе стоит сундучок. В нем лежит предмет. Одна команда узнает о предмете, посмотрев в него.
Вторая команда узнает о предмете с помощью вопросов, угадывает, что лежит в сундучке. И наоборот. (Вопросы могут быть о величине предмета, форме, цвете, материале, о месте расположения и т. д.).
III. Игры-разминки
Цель: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.
В группе можно проводить такие игры, как: «Карлики – великаны», «Замри», «День наступает – все оживает», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны», «Выкуп фантов», «Чепуха».
Мастер класс «Игровые технологии»
Мастер-класс
«Игровые технологии в ДОУ»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
3. Сделать воспитательный процесс управляемым.
Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь .Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хоровод”, «Догонялки” и «Выдувание мыльных пузырей”.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
• По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
• По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
• По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
• По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
• По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
— активизирует воспитанников;
— повышает познавательный интерес;
-вызывает эмоциональный подъём;
— способствует развитию творчества;
-максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
-позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются
психические процессы:
• восприятие,
• внимание,
• память,
• воображение,
• мышление.
Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:
• игровые тренинги;
• сюжетно – ролевые игры;
• театрализованные игры.
Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:
игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач.
Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались игры «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе можно применить «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.
А вам я предлагаю побыть в роли детей и сыграть со мной в игру игра-задание «Кузовок»
Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него, что есть на «ОК»
Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»
Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов!
Мастер-класс для педагогов УДО. Использование игровых технологий на учебных занятиях
Профессиональная компетентность специалиста и инновационная практика. Использование игровых технологий на учебных занятиях. Социо-игровые технологии
Цель: Распространение педагогического опыта и повышение профессионального мастерства педагогов Задачи: 1. познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии; 2. мотивировать педагогов на системное использование на занятиях социо-игровой технологии.
Ход мастер-класса
Методист: Педагоги начинают все чаще использовать на занятиях активные методы обучения. Интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры становятся неотъемлемой частью учебного процесса. Выше указанные методы стимулируют познавательную деятельность обучающихся, как правило, строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы все чаще используют полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. Одним из таких методов является социо-игровая технология. Данная технология подходит для повседневной работы — она универсальна, актуальна, а самое главное — решает попутно множество психологических проблем. Викторина для педагогов: Педагоги делятся на микрогруппы (по 4-5 человек). Каждой из команд выдаются карточки с буквами, из которых должны быть составлены фамилии. Задание для команды №1: ШОКШУЕЛ. Задание для команды №2: ВАШЕРО. Задание для команды №3: ОВКУБТА. На выполнение задания командам дается 2 минуты. Из букв должны быть составлены фамилии основателей социо-игровой технологии – Шулешко, Ершова, Букатов. Методист: Социо-игровые технологии, представленные Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым, пользуются в последнее время особой популярностью. Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть — социо — означает малый социум (не социальный). Вторая часть — игровой — подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью. Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии обучающихся в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Суть метода раскрывается в следующих правилах: 1. Работа проводится
микрогруппами
до 6 человек, т. к. в шестерке каждый обучающийся находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного общения. В такой группе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей. Кроме того, шестерки часто делятся на две тройки или три пары — такая вариативность помогает обучающимся обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь только на точке зрения лидера. За время непосредственно образовательной деятельности состав групп может меняться несколько раз. Через работу в постоянных и временных микрогруппах дистанция между разными обучающимися уменьшается, они учатся находить подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята микрогруппа. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку, сравнив себя с другими, утвердиться в своих возможностях и способностях. Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. 2. Работа в малых группах предполагает
коллективную деятельность,
а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, — меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы. 3. Обучение сочетается
с двигательной активностью
и сменой мизансцен. Обучающиеся могут общаться в разных уголках учебного помещения. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает обучающимся переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость организма нервным стрессам, а в Центре создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия обучающиеся сидели на стульях или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась. 4. Ограничение по времени предполагает
смену темпа и ритма
. Благодаря этому у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности. 5. Неотъемлемая часть социо-игровой технологии —
интеграция видов деятельности
. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. 6.
Ориентация на принцип полифонии
или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше — «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность. Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат обучающихся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку. Для закрепления теоретического материала педагогам предлагается принять участие в викторине. Педагоги делятся на микрогруппы, подсаживаясь друг к другу поближе. Выбираются лидеры команд. Участникам предлагается викторина в виде блиц-опроса на знание нормативов СанПин, истории , а также характеристик деятельности Центра. Выигрывает та команда, которая быстрее других даст максимальное количество правильных ответов. Вопросы для викторины: 1. Какие два проекта реализуются в Центре Заря? (Растим патриота России. Будем здоровы!) 2. Какое количество обучающихся в Заре? (450 обучающихся) 3. В каком году создан Ансамбль Трудовых резервов Северо-Осетинского республиканского управления профессионально-технического образования? (в 1958 году) Информационная справка для педагогов: 1979г. на базе Ансамбля «Терек» учрежден Дом культуры учащихся профессионально технического образования. 1999г. Дом культуры преобразован в Центр творчества молодежи. 4. При каком директоре в 1979г. на базе Ансамбля «Терек» учрежден Дом культуры учащихся профессионально технического образования? (при Станиславе Козаеве) 5. Первый директор Зари? (Фируза Магкеева) 6. Сколько творческих объединений в ? (11 объединений) 7.Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 — 18 лет допускается окончание занятий в …? (21.00 ч.) 8. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни — не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни -…? (не более 4 академических часов в день) 9.Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать ? (14 часов в неделю) 10.Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 — 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет — ? (не более 30 минут) 11.В организациях дополнительного образования для обучающихся организуется питьевой режим с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченой питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более? (3-х ч.) 12. Закончите фразу из Стратегии воспитания РФ: Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и … ? (защите Родины) Подводятся итоги игры, возможности применения социо-игровой технологии в учебной деятельности. Заключение
Игра
– это не только щадящая форма обучения ребенка, но и простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе. Таким образом, педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе Музыкальная дидактическая игра для детей «Динь — Дон» Мастер-класс «Конфетница Елка с пожеланиями» Игра по биологии для 5, 7 класса
Похожие статьи:
Интерактивные методы обучения
Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре
Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева
Игры для всей семьи. Русское лото
Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей