Увлекательные опыты с магнитами для детей с объяснением
Предлагаем рассмотреть опыты с магнитами уже с подключением смекалки и сообразительности. Например, тепло разрушительно влияет на магнитные свойства.
Со свечой
А еще предлагаем опровергнуть теорию, что магнитному воздействию подвергается только железо. Исключение составляют, например, спички.
Со спичками
Немного усовершенствуем теорию про силу магнита.
Магнитная пушка
Предлагаем создать своими руками магнитный механизм.
Эксперимент
За подобным алгоритмом можете испробовать различные формы проволоки.
Вращение под магнитным воздействием
А можно сделать самодельный вентилятор! Кстати, если изменить полюс, что прикасается с магнитом, то направление движения проволоки изменится.
Эксперимент
Или можно сделать вот такой двигатель своими руками.
Двигатель
И в завершение создайте практически вечный двигатель из магнита, батарейки и медной проволоки (если сомкнуть проволоку в круг). До тех пор, пока не сядет заряд батарейки. Все эти опыты действуют по принципу простейшего электродвигателя — по проволоке движутся электроны, а на них действует сила.
Магнитный поезд
Не бойтесь экспериментировать — опыты с магнитами настолько увлекательны и разнообразны, что смогут удивить даже взрослых.
Конспект занятия «Волшебный камень — магнит» Экспериментирование Подготовительная группа
Я с удовольствием вам расскажу одну старинную легенду. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Люди заметили, что обувь, сандалии, подбитые железом, липнут к черным камням. Этот природный, естественный камень назвали магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия.
Давайте повторим, как назвали природный камень, правильно ребятки – магнетит.
Необычное свойство магнетита — притягивать железо называется – магнетизмом. Давайте повторим, как называется свойство камня притягивать к себе железо – магнетизм.
Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными, или искусственными. Давайте повторим, как называется магнит, который человек создает сам, правильно ребятки – постоянными или искусственными.
Прежде чем мы с вами начнем проводить опыты, я хочу вам напомнить, что нужно соблюдать правила поведения. Давайте вместе вспомним, как нужно себя вести.
Внимательно слушать воспитателя.
Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
Не трогать без разрешения, не брать в рот, соблюдать осторожность.
Не забывайте после каждого опыта сделать вывод. И эти выводы мы будем обозначать с помощью схем.
Я предлагаю, познакомимся поближе с этим удивительным камнем. Давайте подойдем к столу.
Какой магнит на ощупь? Магнит легкий или тяжелый?
Давайте дадим определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».
Молодцы ребята.
Давайте проведем первый опыт.
Опыт № 1. «Какие материалы притягивает магнит?»
Как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? Кто считает, что магнит может притянуть к себе всё?
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю всем подойти к столу. Посмотрите, какие предметы лежат на столе?
Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит».
Как проверить правильный ли выбор вы сделали?
Какие предметы притянул магнит?
А какие предметы не притянул?
Какой можно сделать вывод?»
Правильно ребятки, все они железные. Значит, магнит притягивает к себе только железные предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
Вывод:Магнит притягивает только железные предметы.
Давайте с вами отметим на наших схемах.
Давайте подойдем к следующему столу и продолжим опыты.
Опыт № 2.
«
Магниты действуют на расстоянии?».
Ребятки посмотрите, на бумаге нарисована линия, рядом с этой линей я кладу скрепку. Теперь потихоньку мы будем пододвигать к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг «скакнет» и прилипнет к магниту, это расстояние нужно отметить.
Давайте проведем этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные — примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые — примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Ребятки давайте сделаем вывод.
Вывод. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Опыт № 3.
«Магнит преграды не боится?».
Ребятки мы узнали, что существует магнитное поле. Как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы на расстоянии, действует ли его сила через преграды, через другие материалы? И кто мне скажет, что такое преграда?
Что у нас с вами есть на столе?
Давайте мы с вами проверим, действует ли сила магнита через преграду?
Перед вами стоят стеклянные кружки, в кружку вы положили скрепку, я налью в кружки воду. А теперь подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив при этом рук? Как это можно сделать?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила, магнитное поле, действует через картон, пластмассу, дерево, стекло и воду.
Давайте отметим на схеме.
А вот здесь я приготовила для вас задачку. Посмотрите внимательно на эту тарелочку. Что вы в ней видите? (Манная крупа) Под манной крупой я спрятала кое-что, а вы должны найти, только прикасаться к тарелочке нельзя, крупу нельзя пересыпать, трогать руками. Подумайте, как можно найти клад, что может вам помочь?
Молодцы правильно. Достаньте предметы, спрятанные в манной крупе с помощью магнитов.
Давайте пройдем к следующему столу.
Опыт № 4. «Магнит имеет два полюса».
Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим. Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим — отталкиваются. Значит, магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком «+». Другой конец – северный, отрицательный полюс магнита, помечается знаком «-». Вот мы и узнали, что у магнита есть полюса, одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются. Давайте повторим, одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.
Посмотрите на эти игрушки: если фигурку зайца подвигать к медведю, то медведь начинает от зайца убегать. На чем основан этот фокус? Зная о свойствах полюсов магнита, нетрудно догадаться, что и в фигуре зайца, и в медведе спрятаны магниты, расположенные друг к другу одноименными полюсами.
Какую схему мы с вами выберем, какая будет правильной.
Какой можно сделать вывод.
Вывод. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.
Давайте теперь уточним, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились? Можно рассказать по схеме.
Магнит притягивает только железные предметы.
Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Магнитная сила, магнитное поле, действует через картон, пластмассу, дерево, стекло и воду. Магниты действуют на расстоянии.
Магнит имеет два полюса, одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.
Ребята, со свойствами какого удивительного камня мы сегодня с вами познакомились? Правильно ребятки с магнитом. А кто вспомнит, как называется природный камень, который люди нашли в горах, правильно ребятки – магнетит. А необычное свойство магнетита — притягивать железо называется – магнетизмом. Молодцы.
Картотека опытов и игр магнитами
Оглавление
ЧАСТЬ 1. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МАГНИТАМИ
……………………………………………………………………………………………….. 4
ОПЫТ 1. КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИТЯГИВАЕТ МАГНИТ?…………………………………………………………………………………………………….. 4
ОПЫТ 2. МАГНИТЫ ДЕЙСТВУЮТ НА РАССТОЯНИИ……………………………………………………………………………………………………………….. 6
ОПЫТ 3. МАГНИТ ИМЕЕТ ДВА ПОЛЮСА………………………………………………………………………………………………………………………………… 8
ОПЫТ 4. КАК УВИДЕТЬ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ?………………………………………………………………………………………………………………………….. 9
ОПЫТ 5. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА МОЖНО ПЕРЕДАТЬ ОБЫЧНОМУ ЖЕЛЕЗУ………………………………………………………………………… 10
ОПЫТ 6. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 11
ЧАСТЬ 2. ИГРЫ С МАГНИТАМИ
……………………………………………………………………………………………………………………………………. 12
МАГНИТНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 12
ОБЪЕМНЫЙ ЛАБИРИНТ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 15
РИСОВАННЫЙ ЛАБИРИНТ «КОШКИ-МЫШКИ»…………………………………………………………………………………………………………………….. 16
КАРАНДАШНИЦА-МАГНИТНЫЙ КОНСТРУКТОР НА БАНКЕ…………………………………………………………………………………………………. 18
СМЕШНЫЕ ЧУДИКИ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 21
3
«Знакомство детей со свойствами магнита»
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
Он поможет, непременно,
Найти иголку в стоге сена.
Ответы детей:
Магнит.
Воспитатель показывает магнит детям и поясняет о том, что магнит – это камень.
Воспитатель
: Возьмите на столе магнит и определите, какой он на ощупь?
Ответы детей:
Гладкий, холодный и т. д.
Воспитатель
: Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?
Ответы детей:
Тяжёлый.
Воспитатель предлагает дать определение магниту.
Ответ детей:
Магнит — это камень, поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый.
Воспитатель:
Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?
Ответы детей:
Притягивает предметы.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?
Ответы детей:
Нет.
Воспитатель
: Давайте проверим ваши предположения.
Воспитатель:
Возьмите те предметы, по вашему мнению, которые может притянуть магнит.
Дети делают самостоятельный выбор.
Воспитатель:
Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Давайте проведем опыт – эксперимент.
Дети проводят эксперименты с помощью магнита, подтверждая или опровергая свой выбор.
Опыт № 1
Воспитатель:
Возьмите бумагу и попробуйте притянуть её магнитом. Сделайте вывод.
Ответы детей
: Магнит не притягивает бумагу.
Опыт № 2
Воспитатель
: Возьмите ткань и попробуйте притянуть её с помощью магнита.
Сделайте вывод.
Ответы детей:
Магнит не притягивает ткань.
Опыт № 3
Воспитатель:
Возьмите пластмассовую ложку, попробуйте притянуть её с помощью магнита. Какой вывод можно сделать?
Ответы детей:
Магнит не притягивает пластмассовые предметы.
Опыт №4
Воспитатель
: У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте, змейку из банки не опуская руку в банку с водой.
Воспитатель:
Ребята, какой можно сделать вывод?
Ответы детей:
Магнит действует через стекло.
Воспитатель:
Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, только ли через стекло действует магнит?
Опыт № 5
Воспитатель:
Попробуйте управлять металлическим предметом с помощью магнита, находящим под деревянной крышкой стола.
Воспитатель:
Какой можно сделать вывод?
Ответы детей
: Магнит действует через дерево.
Физкультурная минутка.
Воспитатель:
Сейчас мы поиграем в игру
«Притягивает – не притягивает»
. Я буду бросать вам мяч, если магнит притягивает предмет, вы хлопайте в ладоши. А если не притягивает, то вы приседайте.
Воспитатель
: А кто из вас хотел бы порыбачить?
Проводится игра «Рыболов»
Воспитатель
: Как вы думаете, проявляет ли магнит свойство притяжения металла в воде?
Ответы детей:
Магнит притягивает металл в воде.
Воспитатель обращает внимание детей на схему, где изображены предметы: пластмассовая пуговица, кусочек ткани, бумага, булавка, гвоздики.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: расширять знания детей о магните и некоторых его свойствах.
Задачи:
- Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя его свойства.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, активизировать словарь детей.
- Заинтересовать детей практической деятельностью.
- Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков.
Виды детской деятельности в НОД:
- Познавательно-исследовательская.
- Коммуникативная.
- Продуктивная
Ожидаемые результаты:
- Развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности.
- Умение детей действовать самостоятельно.
- Расширение и активизация словарного запаса.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования. Мы узнаем с вами, что такое магнит и познакомимся с его свойствами. Ребята, а кто–нибудь знает, что такое магнит? Из чего он сделан? (Ответы детей).
Воспитатель:
Магнит сделан из сплавов, в основном это железо или сталь. Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые отталкиваются друг от друга.
Воспитатель:
А теперь я приглашаю вас в лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория? (ответы детей).
Воспитатель:
В нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.
Воспитатель:
А для начала, я вам расскажу, почему магнит так назвали.
По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные чёрные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель:
Ребята, а вы любите опыты? (ответы детей).
Опыт№1
Что магнит не притягивает к себе?
Детям предлагаются: брусочки дерева, кусочки ткани, пластмасса, резина, полиэтилен, бумага.
Вывод: магнит не притягивается к дереву, ткани, пластмассе, резине, полиэтилену, бумаге.
Опыт№2
Что притягивается к магниту?
На столе лежат скрепки, винтики, гвоздики, шурупы, монетки
(дети проводят эксперименты и делают вывод).
Вывод: Скрепки, винтики, гвоздики, шурупы, монетки – притягиваются к магниту.
Опыт№3
Может ли магнит действовать через препятствие?
Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепки и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды (дети проводят эксперименты и делают вывод).
Вывод: магнит может действовать через препятствие.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного поиграем.
Игра называется «Магнит и скрепки».
Ход игры:
Я, буду магнитом (показать детям магнит и как он взаимодействует со скрепками), а вы детки будете скрепками.
Звучит команда: Магнит, включился. Дети подбегают (скрепки) к магниту. Звучит команда: Магнит выключился.
Дети отбегают от магнита, бегают в разные стороны.
Звучит команда: Магнит, включился, дети опять прибегают к магниту. (Повтор несколько раз).
На этом наша лаборатория заканчивает свою работу.
А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы с вами узнали о магните:
- Магнит сделан из сплавов, в основном это железо или сталь.
- Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса.
- Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые отталкиваются друг от друга.
- Что магнит не притягивается к дереву, ткани, пластмассе, резине, полиэтилену, бумаге.
- Скрепки, винтики, гвоздики, шурупы, монетки – притягиваются к магниту.
- Магнит может действовать через препятствие.
Воспитатель:
Молодцы, вы хорошо потрудились! Мы с вами теперь знаем, что такое магнит и его волшебные свойства. Вы сможете использовать свои знания в дальнейшем, когда вы пойдёте в школу – вы узнаете о магните намного больше. Успехов вам!
Следующая > |