Картотека нетрадиционных методов продуктивной деятельности в ДОУ
Картотека нетрадиционных методов продуктивной деятельности в разных возрастных группах ДОУ.
- Техника рисования
Шаблонография
Чтобы нарисовать предмет в этой технике, необходимо представить из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов и прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Рисуем по шаблону: Продумать содержание рисунка. Начинать создание объекта в следующей последовательности: в начале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям. Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете.
Солнечные картины
Рисовать креативные картины при помощи солнца — замечательное развлечение для погожего дня. Все что нужно это: — безоблачное небо над головой (желательно, чтобы на улице также не было сильного ветра) — цветная бумага темных расцветок — плоские предметы интересной формы для составления картины — канцелярские кнопки — маленькие камушки.
Разложите лист цветной бумаги на солнце, закрепив его при помощи канцелярских кнопок или мелких камушков. Составьте на нем композицию из заготовленных вами предметов. Для составления картины можно использовать листья разной формы, а также цветы. Легкие предметы лучше приколоть к бумаге кнопками, чтобы их не сдул ветер. Оставьте вашу заготовку на солнце на целый день, можно на несколько дней. Уберите предметы с бумаги. Картина, нарисованная солнцем, готова!
Диатипия
Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом или и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск — зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну.
Акватипия (
техника акватуши или акватипии)
Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека — что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь — лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.
-Младшая группа
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности:
фактурность окраски, цвет.
Материалы:
жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения:
ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ладошкой
Средства выразительности:
пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы:
широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения:
ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование пальчиком
Средство выразительности:
пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы:
мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения:
ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой
Средство выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения:
ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.
Оттиск печатками овощей (из картофеля/моркови)
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля/моркови.
Способ получения изображения:
ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск печатками фруктов (из яблока/груши)
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, половинки яблока/груши.
Способ получения изображения:
ребёнок прижимает половинку яблока/груши к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование ватной палочкой
Способ получения изображения
: ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур которого вами уже нарисован. Рисунок делается очень просто, а получается очень нарядным и интересным.
Рисование одноразовой пластиковой вилкой (Для рисунков, где нужен характерный лохматый мазок.
Способ получения изображения:
опускаете вилку обратной стороной в краску, после делаете отпечаток на листе бумаге.
-Средняя группа
Рисование способом примакивания
Материал:
Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
Способ получения изображения
Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.
Волшебные шарики
Материал:
крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.
Способ получения изображения
В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку 2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.
Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег.
Способ получения изображения
На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.
Оттиск поролоном или губкой
Средство выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способы получения изображения:
ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Печать листьями
Средства выразительности:
фактура, цвет.
Материалы:
бумага, листья различных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения:
ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.
Каждый раз берётся новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Восковые мелки+акварель
Средства выразительности:
цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы:
восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности:
цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы:
свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Рисование мятой бумагой (оттиск)
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения:
ребёнок прижимает смятую бумагу к подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняют мисочку и смятую бумагу.
Кляксография обычная
Средство выразительности:
пятно.
Материалы:
бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения:
ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Монотипия предметная
Средства выразительности:
пятно, цвет, симметрия.
Материалы:
плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способы получения изображения:
ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После этого, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Рисование цветным клейстером
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
Листы бумаги, кисти, мучной клейстер в мисочках, окрашенный гуашью.
Способ получения изображения:
дети рисуют кисточками а также в технике предметной монотипии или кляксографии, используя вместо краски цветной клейстер.
Папье-маше (салфетки или туалетную бумагу рвем на мелкие кусочки, складываем в тарелку и обильно заливаем водой с клеем. Настоявшуюся и отжатую массу выкладываем по контуру рисунка и заполняем весь рисунок)
-Старшая и подготовительная группа
Рисование на наждачной бумаге Рисовать на наждачке можно как карандашами, так и пастелью, и красками.
Рисуя на наждачной бумаге можно избегать прорисовки мелких деталей. Достаточно положить пару оттенков.
Оттиск пенопластом Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способы получения изображения:
ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочки и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика
Средство выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, акварельные краски, плотная бумага
любого цвета и размера, печатка из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия) или карандаши с ластиком на конце.
Способ получения изображения:
ребёнок прижимает ластик к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета меняется мисочка и печатка.
Рисование зубной щеткой и расческой Способ получения изображения
Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга.
Рисование на сырой мятой бумаге
Способ получения изображения
Лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох, наносится рисунок. Получается размытое изображение.
Рисование на мятой бумаге
Техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной — это называется эффектом мозаики.
Материал
: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки
Способ получения изображения
: Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.
Рисование марлей. Материал
: бумага, марля, краски, кисти
Способ получения изображения
: К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.
Набрызг
Средства выразительности:
точка, фактура.
Материалы:
бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона, либо пластика (5 на 5см.).
Способ получения изображения:
ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности:
пятно.
Материалы:
бумага, тушь, либо жидкое разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения:
ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография ниточкой
Средства выразительности:
пятно.
Материалы:
бумага, тушь или жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, нитка средней толщены.
Способ получения изображения:
ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого с верху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности:
пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение, пространство, композиции.
Материалы:
бумага, кисти, гуашь, либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения:
ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотопии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
«Оверлеппинг» Техника рисование, в основном в черно-белом цвете, где происходит частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Вначале дети по шаблонам составляют композицию из несколько предметов. Далее нужно правильно сделать разделения цвета, этот процесс похож на разгадывание какой-либо пространственной задачки.
Черно – белый граттаж ( грунтованный лист )
Средства выразительности:
линия, штрих, контраст.
Материалы:
полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения:
ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттаж
Средства выразительности:
линия, штрих, цвет.
Материалы:
цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью, либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения:
ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Тиснение
Средства выразительности:
фактура, цвет.
Материалы:
тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифлёный картон, пластмасса, монетки и т. д.), простой карандаш.
Способ получения изображения:
ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифлёной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Линотипия (Рисование цветными нитками )Способ получения изображения
Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.
Рисование солью или манной крупой Способ получения изображения
На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину и сверху посыпаем соль. Когда всё высохнет лишнюю соль стряхиваем.
Рисование песком на стекле (Рисование песком, песочная анимация)
Материалы
: чистый просеянный песок, лампа (источник света) и стекло (оргстекло). Вместо песка подойдет любая другая сыпучая субстанция, например, кофе.
С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
Печать по трафарету
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки..
Способы получения:
ребенок прижимает тампон из поролона к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампоны и трафарет.
Рисование мыльными пузырями
Способ получения изображения
Гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости. Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются.
Рисунки кулечками
Материалы
: медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек.
Способы получения
: с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.
На центр рисунка накладываем разрезанный кулек, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой. В этих местах узор стает светлее.
Дайте возможность бумаге просохнуть, а затем снимите кулек и посмотрите, что у Вас получилось. А получился красивый цветной лист бумаги с причудливым узором – это отличный фон для дальнейших рисунков и эксклюзивный материал для аппликаций и открыток.
«Знакомая форма – новый образ»
Средства выразительности:
изменчивость знакомой формы.
Материалы:
простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).
Можно обводить ладошки, ступни, кулачки, фигуру.
Способ получения изображения:
ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прислоняется к нему, другой его обводит.
Рисование с использованием изоленты
Материалы
: Альбомный лист А4, кисть № 3 или 4, гуашь синего и зеленого цвета, ножницы, ватные палочки, изолента 1.5 см ширины.
Способ получения изображения
: аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка.
Техника выполнения витражей – клеевые картинки
Способ получения изображения
: Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Каракулеграфия
Способ получения изображения
: Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.
При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки
Фроттаж
Материалы:
лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете.
Способ получения изображения
: по поверхности бумаги нужно начать штриховать не заточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.
- Лепка
1.Тестопластика
(раскатывание теста скалкой или шариком)
-Отпечатки листьев, колосков, веточек
— Отпечатки ступней и ладоней
— вырезание формочками
— Украшение бусинками, шариками, пуговицами и другими декоративными элементами
— Украшение скорлупками, семечками, крупой, горохом
-вдавливание штампиков (фигурки геометрических вкладышей, детали конструктора, пуговицы, колпачки фломастера)
— Прокатывание фактурных роликов (ролики из пробок и колечек от пластиковых бутылок)
2. Лепка из бумажной массы
(лепка из мелко нарезанной, порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера)
или опилок
(в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Из этого можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать. Выполненные изделия сушат в теплом месте.
3.Репейник.
Это соцветия сорного растения — лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое.
4. Пластилинография
— метод обратной аппликация с выкладыванием контура (из тонких жгутиков пластилина)
-мозаичная аппликация (катаются мелкие шарики из пластилина и выкладываются по рисунку)
— без прорисовывания контура (налепы по рисунку).
— размазывание пластилина (эффект рисования гуашью).
— аппликация на стекле (обратная пластилинография)
-процарапывание на пластилине (На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. )
-«Шнурки» из пластилина. Берется достаточно мягкий пластилин (можно разогреть предварительно, шприц (медицинский, либо специальный для лепки). Пластилин накладываем в шприц и выдавливаем, получаются равномерные по толщине жгутики, похожие на шнурки. Из полученных «шнурков» можно выкладывать различные узоры, рисунки. (Пример, дерево с листьями).
— Лепка из колец (младший возраст-пирамидка, средний-вазочка с основой из баночки от иммунеле, старший возраст – лепка посуды)
-Mетод разрезания слоеного пластилина. Сделала палочки из карандашей и тонкой проволоки. Для работы нужен пластилин разного цвета, влажная салфетка. Из каждого кусочка делаем лепешки и складываем «тортиком». Затем тортик превращаем в «вареник» и хорошо защипываем края. Берем палочки и разрезаем поперек наш вареник и видим, что у всех получается разный срез. Нарезаем несколько лепестков, выкладываем в форме цветка, а из оставшегося пластилина делаем серединку для цветка
-Лепка по форме (используют прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)
-Лепка с использованием природных материалов. (оформить природным материалом (косточки, семечки, семена и т. д.)
-Лепка с использованием коктельных трубочек
-Барельеф (Фактурная пластилинография)
-Лепка из пластин (для создания объемных, полых поделок)
На заметку:
Если соединить пластилин разных тонов — глянцевый и матовый, получается пластилин другого качества.
Чтобы у поверхности рисунка был глянцевый фон, пальцы нужно смочить водой.
- Аппликация
—
Обрывная аппликация
Средства выразительности:
фактура, объём.
Способ получения изображения:
ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным.
-Накладная аппликация (многоцветное изображение). Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
-Модульная аппликация (мозаика) Образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
-Симметричная аппликация. наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
-Ленточная аппликация. Способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
—
Силуэтная аппликация Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
-Торцевание -создание объемных изображений с эффектом пушистости. (объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки)
-Квиллинг – бумагокручение – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
-Коллаж – наклеивание на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
-Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением.
Аппликация из круп
(манка, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды)
техника – «посыпание» -рисуем контур, намазываем клеем и посыпаем крупой
Техника «вдавливание» заготовка: цветной рисунок, примазываем круги из пластилина и декорируем крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т. п.) – вдавить их в пластилин.
Аппликация из макарон, фасоли, семечек
Материал: Образец аппликации, картон затонированный светлыми тонами разного цвета формат А-3, фасоль (фиолетовая, макароны разных форм (спиральки, перья, листочки, ракушки, бантики и т. д., горох (круглый и дроблённый, клей ПВА, кисточки (широкие и тонкие, салфетки бумажные и матерчатые, баночка с водой, простой карандаш, ластик, акварельные и акриловые краски.
Аппликация из салфеток или скатанной бумаги
создание шедевров без ножниц, скатывая салфетки в шарик и наклеивая на форму.
Средства выразительности:
фактура, объём.
Материалы:
салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения:
ребенок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облако, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Аппликация из гофрированной бумаги
– декоративный материал, позволяющий создавать декорации, игрушки, гирлянды, букеты, костюмы.
Аппликация из ткани
—
укрепление на определенном фоне из ткани кусочков другой ткани. Укрепляются аппликации либо пришиванием, либо приклеиванием.
Аппликация из ниток
Материалы
: материалы для работы над эскизом – карандаш, картон; материалы для оформления контура рисунка – отрезок нити; клей ПВА; ножницы; обрезки нитей разных цветов; зубочистка.
необходимо тщательно проработать каждую деталь эскиза и оформить контура рисунка. Далее настричь нити нужного цвета как можно мелко, как бы превращая их в пух, тогда работа будет смотреться более выигрышно. Выкладывать подготовленные нити, необходимо на рисунок, предварительно обильно смазанный клеем «ПВА». Причём, сразу весь рисунок клеем не смазывается, а только те места, над которыми работа ведётся в данный момент. Работа выполняется сверху вниз. Заполнив пространство всего рисунка, работе необходимо просохнуть.
Аппликация из соломы
(Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.)
Аппликация из засушенных растений
(цветов, травы, листьев, так называемая флористика.)
Аппликации из ваты, ватных дисков или тополиного пуха
(
можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.)
Аппликация из пуговиц
(
например младший возраст-бабочка из крупных пуговиц, старший возраст — дерево)
Аппликация из конфетти
Аппликация из поролона
(
Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки и приклеивают на шаблон)
Аппликация из песка или соли
(
с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.)
Аппликация из яичной скорлупы
Вымытая и высушенная скорлупа крошится и выкладывается в контуры, после того как клей просушится, наносится рисунок красками.
Аппликация с использованием изоленты
Используя обычную изоленту может изготовить симпатичные аппликации.
Пластилиновые заплатки: На шаблоне разместить заранее скатанные из пластилина шарики и «заклеить» соответствующие картинке пустые места.
- Техники конструирования
-Из бумаги:
Квиллинг (
бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги)
Оригами
-вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Киригами
— отдельный вид оригами, в котором разрешается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе складывания модели. Это является основным отличием киригами от других техник складывания бумаги.
Плетение из бумаги
Материал:
цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. В качестве основы берется лист А5 формата. Нужно в этом листе сделать прорези. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика и проденем полосочки через прорези в шахматном порядке. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем. Коврик из цветной бумаги готов
Из бумажных тарелок
— имеют определенный объем, а соответственно из них можно делать самые разные объемные детские поделки, для раскрашивания одноразовых бумажных тарелок больше всего подходит гуашь. Тарелки имеют достаточную плотность материала, чтобы получившаяся поделка сохраняла форму. Вместе с этим бумажные тарелки – материал, легкий в разрезании.
-Из бросового материала:
творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры.
Катушек
Коробок
Спичек
Спичечных коробков
-Из песка, цветных льдинок —
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в снег, лед. Познакомить со свойствами песка и учить детей сооружать постройки из песка.
Направления продуктивной деятельности
Под продуктивной деятельностью чаще всего рассматривают ту деятельность ребенка, в результате которой получается определенный продукт. Данный продукт создается ребенком под руководством взрослого.
Продуктивные виды деятельности — это конструкторская деятельность, рисование или изобразительная деятельность, лепка, аппликационная деятельность и некоторые другие.
Продукт, получаемый ребенком, показывает, как малыш относится к окружающему его миру, какое эмоциональное состояние у ребенка.
Также по созданным продуктам можно определить, какие когнитивные навыки и личностные качества у ребенка развиты, а над которыми еще надо поработать.
Конструирование или конструкторская деятельность очень актуальна сегодня. Она значима в процессе коррекции и развития пространственных представлений детей, помогает исправить недостатки в мелкой моторике рук у дошкольников.
В процессе организации лепки из пластилина дети также развивают мелкую моторику. За этим занятием у них формируется усидчивость, что очень важно в дальнейшем при обучении в школе. Внимание, мышление, логика — это неполный ряд качеств, которые формируются в результате изготовления ребенком предмета посредством лепки.
Сейчас очень популярно стало лепить из соленого теста. Тут раскрываются очень ценные качества дошкольников — воображение и восприятие. Дети очень любят делать поделки из такого теста, так как изделия получаются очень яркими и красивыми.
При рисовании дети получают навыки анализа, синтеза, обобщение, и другие. Рисуя, ребенок учится слушать задание, выполнять его. В процессе рисования у детей развивается тонкая координация пальцев.
Аппликация очень привлекает тем, что из разных видов фигурок можно сложить различные изделия. Если не понравится, можно быстренько переставить. И лишь потом приклеивать. В аппликации у детей дошкольного возраста формируются восприятие и представления о свойствах, качествах предметов. Дети получают незабываемые зрительные ощущения.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Продуктивные виды деятельности зарождаются в конце раннего возраста (около 3-х лет) и приобретают развернутую форму в дошкольном возрасте. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все они играют важную роль в развитии дошкольника.
Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим. В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленным действиям, волевой регуляции поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую действительность и создавать те или иные образы. Это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время содержательным делом и формирует очень важное умение – самостоятельно занять себя интересной деятельностью. По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.
Художественная деятельность характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.
Наиболее важным достижением в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Библиография
- Детство [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 321 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет /Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
- От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.
- Успех [Текст]: примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Н. О. Березина, И.А. Бурлакова [и др. ]; под ред. Н.В. Фединой. – М.: Просвещение, 2011. — 303 с.
Следующая > |