Понятие самообразования: цели и формы
Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.
Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.
Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров
«Педагогический словарь»
Цели и направления работы
Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.
Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков
Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.
Важно подойти к вопросу креативно, проявить фантазию — только тогда занятие будет эффективным и интересным для малышей
Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:
- информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;
- знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;
- осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;
- изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
- качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.
Формы самообразования
К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:
- работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;
- плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;
- обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;
- сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.
Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:
- периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;
- каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.
В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, чтобы воспитать поколение, которое отвечает современным требованиям общества
Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:
- определить тему, конкретизировать цели и задачи;
- распланировать работу по самообразованию;
- грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);
- подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.
Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.
Ключевые аспекты самообразования
Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.
Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада
Периоды деятельности | Действия воспитателя | Область компетенции старшего воспитателя/методиста |
Подготовительно- диагностический | Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. | Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей. |
Планирование | Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. | Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога. |
Учебная деятельность | Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. | Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом. |
Практическая деятельность | Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. | Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога. |
Подведение итогов | Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. | Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий. |
Советы по организации самообразования:
- целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;
- желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;
- самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;
- чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.
Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)
Обложка
Обязательно указывается тема
Обоснование актуальности темы, постановка цели
План работы на сентябрь
План работы на октябрь
План работы на ноябрь
План работы на декабрь
План работы на январь
План работы на февраль
План работы на март
План работы на апрель
План работы на май
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариант оформления буклета для самопрезентации на конкурс или аттестацию.
Данный вид планирования разработан для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью 1 года обучения.
Данный вид планирования разработан для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью 2 года обучения.
Примерный вариант перспективного планирования коррекционной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии с элементами декоративно-прикладного искусства. Т.
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про.
Структура портфолио дошкольникаВариант оформления.
Источник