Календарно-тематическое планирование ФЭМП по Новиковой старшая группа


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Перспективный план кружковой работы по ФЭМП с детьми старшего и подготовительного возраста СЕНТЯБРЬ 1) «Помоги Чебурашке»

, Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. Развивающая среда: набор логических блоков; игрушка
«Чебурашка»
. 2) «Лабиринт». Цель: Учить детей
«читать»
знаки-символы (признаки…

План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Воспитатель: Доценко Т. А. Дата начала работы над темой: 01. 09. 2022 г. Дата окончания: 31. 05. 2022 г. Цель: повышение своего теоретического уровня,…

Календарно-тематическое планирование ФЭМП по Новиковой старшая группа

Календарно-тематическое планирование

по познавательно-исследовательской деятельности

Формирование элементарных математических представлений

в группе старшего возраста №8

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка.

Математика

дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Математика

предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.

Формирование элементарных математических представлений

у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка подготовки его к школе. Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.

Цель программы

: Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи:

Формирование представлений о числе и количестве:

— Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

— Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.

— Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

— Познакомить с цифрами от 0 до 9.

— Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.

— Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

— Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.

— Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

— Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. — Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).

Развитие представлений о величине:

— Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

— Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

— Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).

— Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

— Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

— Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

— Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.

— Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

— Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

— Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:

Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

— Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

— Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

— Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

— Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

— Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). — Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Организация занятий:

проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня.

Длительность занятия

зависит от возраста детей:

  • дети 5-6 лет — 20 мин.,

Ожидаемые результаты:

занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

В результате изучения ребёнок должен:

— оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;

— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

— проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

— рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

СЕНТЯБРЬ

Пп

Тема Дата Программные задачи Литература Игровые задания
Сентябрь Диагностика 2.09.2020 Закреплять знания цифр в пределах 5, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро – медленно». Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать исполнительность Новикова В.П. «Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.80
Диагностика 9.09.2020 Диагностическая НОД Новикова В.П. «Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.83
Сентябрь 1. «Я считаю до пяти…» 16.09.2020 Упражнять в счете до пяти; учит сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направления словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку». Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.4-5 «Собери корзину», «Что? Где?»
2. «Мы гуляем» 23.09.2020 Учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направления словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку». Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.6-9 «Фигуры высшего пилотажа», «Покажи столько же»
3. «Сравнение предметов по длине» 30.09.2020 Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, сто число не зависит от величины и цвета предмета. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр. 9-11 «Назови скорей «, «Собери букет»
ОКТЯБРЬ
Октябрь 4. «Сказка про четырехугольник» 7.10.2017 Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять название частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь». Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.11-14 «Где правая, где левая?», «Игра с палочками», «Что мы делаем?»
5. «Знакомимся с новой цифрой-6» 14.10.2020 Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.14-16 «Какой цифры не стало?», «Не ошибись», «Кто больше назовет?»
Октябрь 6. «Геометрический аквариум» 21.10.2020 Учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу» ; упражнять в счете до шести, развивать воображение. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.17-19 «Составь аквариум», «Игра с яблоками».
7. «Трапеция, ромб» 28.10.2020 Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр20-22 «Кто знает-пусть дальше считает», «Кто больше запомнит?», «Чудесный мешочек»
НОЯБРЬ
Ноябрь 8. «Новая знакомая – цифра 7» 11.11.2020 Познакомить с образованием числа семь и цифрой 7; учить считать в пределах семи, соотносить цифру 7 с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа». Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр. 22-24 «Найди кусочек сыра», «Что, где?»
9. «Геометрические фигуры» 18.11.2020 Упражнять в счете в пределах семи; учить составлять четырехугольник их счетных палочек, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закрепить понятия: «вчера», «сегодня», «завтра». Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.24-27 «Кто больше принесет?», «Кто назовет больше?», «Наведи порядок»
10. «Измерение» 25.11.2020 Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи, учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.27-29 «Какая команда быстрее собирется?»
ДЕКАБРЬ
Декабрь 11. «Далеко-близко» 2.12.2020 Учить делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко». Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.30-32 «»Кто дальше бросит?», «Что ближе?»
Декабрь 12. «Число и цифра 8» 9.12.2020 Познакомить с образованием числа и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах 8; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь» Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр. 33-34 «Что изменилось?», «Кто быстрее?»
13. «Измерение сыпучих веществ» 16.12.2020 Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать мышление. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.35-37 «Помоги зайченку», «Найди пару»
14. «Четырехугольник» 23.12.2020 Учить составлять четырехугольник из счетных палочек; упражнять в счете в пределах и в счете на слух; развивать логическое мышление. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.37-39 «Посчитай и ответь», «Отзовись»
15. «Измерение полосками» 30.12.2020 Упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.39-42 «Игра с яблоками,» «Льдинка в кругу»
ЯНВАРЬ
Январь 16. «Календарь» 13.01.2021 Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счете в пределах восьми; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.42-45 «Где больше?», «Найди фигуру».
17. «Неделя» 20.01.2021 Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт их четырех равнобедренных треугольников; развивать воображение. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.46-48 Блоки Деньеша
Январь 18. «Число и цифра 9» 27.01.2021 Познакомить с образованием числа 9 и с цифрой 9; учить считать в пределах 9; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.48-50 «Какой цифры не стало?», «Живая неделя».
ФЕВРАЛЬ
Февраль 19. «Измерение объема крупы» 3.02.2021 Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 9. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.51-53 «Сделай столько», «Отсчитай столько же»
20. «Число цифра 0» 10.02.2021 Познакомить с 0, упражнять в счете в пределах 5; учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5; учить составлять группу из отдельных предметов. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.53-55 «Найди столько же», «Назови число», «Что спрятали?»
21 «Число 10» 17.02.2021 Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.57-58 «Игра с кубом», работа со счетными палочками; «Отгадай-ка».
22 «Месяц» 24.02.2021 Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц» (состоит из 4 недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепит названия дней недели. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.59-61 «Назови скорее», «По порядку стройся», «Отгадай-ка».
МАРТ
Март 23. «Измерение протяженности» 3.03.2021 Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 10; учить соотносить число с цифрой; различать количественный порядковый счет, отвечать на вопросы «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.62-64 «Кислое и сладкое яблоки»
Март 24. «Измерение объема жидкости» 10.03.2021 Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.65-67 «Скажи наоборот», «Сделай узор», «отгадай-ка»
25. «Ориентировка в пространстве» 17.03.2021 Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах 10. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.67-70 «Игра с кубами», «Танграм»
26 «Четырехугольники» 24.03.2021 Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счетных палочек и палочек Кьюизенера. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.70-73 «Не ошибись», Игры с палочками, «Отгадай-ка»
27 «Ориентировка во времени» 31.03.2021 Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «справа»; упражнять в счете в пределах 10; в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.73-76 «Отгадай число», «Неделька ,стройся»
АПРЕЛЬ
Апрель 28 «Ориентировка в пространстве» 7.04.2021 Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «внизу», «слева», «справа»,«под», «между»; упражнять в измерении протяженности с помощью мерки (размах пальцев, шаг, ступня); учить употреблять слова «ближе», «дальше»; упражнять в счете. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.76-78 «Птицы прилетели», «Добрось до меня», «Отгадай-ка».
Апрель 29 «Измерение протяженности» 14.04.2021 Упражнять в измерении протяженности с помощью словной мерки; упражнять в прямом и обратном счете; учить сравнивать предметы по длине путем наложения, приложения. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.78-80 «По порядку стройся», «Игра с мячом»
30 «Геометрические фигуры» 21.04.2021 Продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.80-82 «Кто больше назовет?», работа с геометрическими фигурами, «Отгадай-ка»
31 «Ориентировка в пространстве» 28.04.2021 Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа»,«под», «между»; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.82-84 «Назови соседей», «Что, где?», «Найди спрятанную игрушку».
МАЙ
Май 32 «Измерение объемов жидкости» 5.05.2021 Упражнять в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.85-87 «Игра с кубом», «Вчера, сегодня, завтра».
33 «Ориентировка в пространстве» 12.05.2021 Упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую; составлять предмет из четырех равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.87-89 «Да и нет», «Отгадай-ка»
34 «Повторение» 19.05.2021 Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; учить находить сходство предметов; упражнять в счете. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.90-93 «Игра с яблоками», «Отгадай-ка»
Май 35 «Математическая викторина»,

«Путешествие по островам математики»

26.05.2021 Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.94-99

Список использованной литературы:

1. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]