Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Перспективный план кружковой работы по ФЭМП с детьми старшего и подготовительного возраста СЕНТЯБРЬ 1) «Помоги Чебурашке»
, Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. Развивающая среда: набор логических блоков; игрушка
«Чебурашка»
. 2) «Лабиринт». Цель: Учить детей
«читать»
знаки-символы (признаки…
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Воспитатель: Доценко Т. А. Дата начала работы над темой: 01. 09. 2022 г. Дата окончания: 31. 05. 2022 г. Цель: повышение своего теоретического уровня,…
Календарно-тематическое планирование ФЭМП по Новиковой старшая группа
Календарно-тематическое планирование
по познавательно-исследовательской деятельности
Формирование элементарных математических представлений
в группе старшего возраста №8
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка.
Математика
дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Математика
предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.
Формирование элементарных математических представлений
у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка подготовки его к школе. Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Цель программы
: Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи:
Формирование представлений о числе и количестве:
— Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
— Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
— Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
— Познакомить с цифрами от 0 до 9.
— Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
— Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
— Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
— Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
— Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. — Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Развитие представлений о величине:
— Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
— Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
— Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
— Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
— Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
— Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
— Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
— Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
— Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
— Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки:
Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
— Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
— Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
— Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
— Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
— Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). — Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Организация занятий:
проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня.
Длительность занятия
зависит от возраста детей:
- дети 5-6 лет — 20 мин.,
Ожидаемые результаты:
занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
В результате изучения ребёнок должен:
— оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;
— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
— проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
— рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.
СЕНТЯБРЬ | ||||||
№ Пп | Тема | Дата | Программные задачи | Литература | Игровые задания | |
Сентябрь | Диагностика | 2.09.2020 | Закреплять знания цифр в пределах 5, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро – медленно». Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать исполнительность | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.80 | ||
Диагностика | 9.09.2020 | Диагностическая НОД | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.83 | |||
Сентябрь | 1. | «Я считаю до пяти…» | 16.09.2020 | Упражнять в счете до пяти; учит сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направления словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку». | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.4-5 | «Собери корзину», «Что? Где?» |
2. | «Мы гуляем» | 23.09.2020 | Учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направления словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку». | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.6-9 | «Фигуры высшего пилотажа», «Покажи столько же» | |
3. | «Сравнение предметов по длине» | 30.09.2020 | Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, сто число не зависит от величины и цвета предмета. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр. 9-11 | «Назови скорей «, «Собери букет» | |
ОКТЯБРЬ | ||||||
Октябрь | 4. | «Сказка про четырехугольник» | 7.10.2017 | Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять название частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь». | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.11-14 | «Где правая, где левая?», «Игра с палочками», «Что мы делаем?» |
5. | «Знакомимся с новой цифрой-6» | 14.10.2020 | Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.14-16 | «Какой цифры не стало?», «Не ошибись», «Кто больше назовет?» | |
Октябрь | 6. | «Геометрический аквариум» | 21.10.2020 | Учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу» ; упражнять в счете до шести, развивать воображение. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.17-19 | «Составь аквариум», «Игра с яблоками». |
7. | «Трапеция, ромб» | 28.10.2020 | Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр20-22 | «Кто знает-пусть дальше считает», «Кто больше запомнит?», «Чудесный мешочек» | |
НОЯБРЬ | ||||||
Ноябрь | 8. | «Новая знакомая – цифра 7» | 11.11.2020 | Познакомить с образованием числа семь и цифрой 7; учить считать в пределах семи, соотносить цифру 7 с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа». | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр. 22-24 | «Найди кусочек сыра», «Что, где?» |
9. | «Геометрические фигуры» | 18.11.2020 | Упражнять в счете в пределах семи; учить составлять четырехугольник их счетных палочек, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закрепить понятия: «вчера», «сегодня», «завтра». | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.24-27 | «Кто больше принесет?», «Кто назовет больше?», «Наведи порядок» | |
10. | «Измерение» | 25.11.2020 | Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи, учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.27-29 | «Какая команда быстрее собирется?» | |
ДЕКАБРЬ | ||||||
Декабрь | 11. | «Далеко-близко» | 2.12.2020 | Учить делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко». | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.30-32 | «»Кто дальше бросит?», «Что ближе?» |
Декабрь | 12. | «Число и цифра 8» | 9.12.2020 | Познакомить с образованием числа и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах 8; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь» | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр. 33-34 | «Что изменилось?», «Кто быстрее?» |
13. | «Измерение сыпучих веществ» | 16.12.2020 | Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать мышление. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.35-37 | «Помоги зайченку», «Найди пару» | |
14. | «Четырехугольник» | 23.12.2020 | Учить составлять четырехугольник из счетных палочек; упражнять в счете в пределах и в счете на слух; развивать логическое мышление. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.37-39 | «Посчитай и ответь», «Отзовись» | |
15. | «Измерение полосками» | 30.12.2020 | Упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.39-42 | «Игра с яблоками,» «Льдинка в кругу» | |
ЯНВАРЬ | ||||||
Январь | 16. | «Календарь» | 13.01.2021 | Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счете в пределах восьми; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.42-45 | «Где больше?», «Найди фигуру». |
17. | «Неделя» | 20.01.2021 | Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт их четырех равнобедренных треугольников; развивать воображение. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.46-48 | Блоки Деньеша | |
Январь | 18. | «Число и цифра 9» | 27.01.2021 | Познакомить с образованием числа 9 и с цифрой 9; учить считать в пределах 9; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.48-50 | «Какой цифры не стало?», «Живая неделя». |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Февраль | 19. | «Измерение объема крупы» | 3.02.2021 | Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 9. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.51-53 | «Сделай столько», «Отсчитай столько же» |
20. | «Число цифра 0» | 10.02.2021 | Познакомить с 0, упражнять в счете в пределах 5; учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5; учить составлять группу из отдельных предметов. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.53-55 | «Найди столько же», «Назови число», «Что спрятали?» | |
21 | «Число 10» | 17.02.2021 | Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.57-58 | «Игра с кубом», работа со счетными палочками; «Отгадай-ка». | |
22 | «Месяц» | 24.02.2021 | Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц» (состоит из 4 недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепит названия дней недели. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.59-61 | «Назови скорее», «По порядку стройся», «Отгадай-ка». | |
МАРТ | ||||||
Март | 23. | «Измерение протяженности» | 3.03.2021 | Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 10; учить соотносить число с цифрой; различать количественный порядковый счет, отвечать на вопросы «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.62-64 | «Кислое и сладкое яблоки» |
Март | 24. | «Измерение объема жидкости» | 10.03.2021 | Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.65-67 | «Скажи наоборот», «Сделай узор», «отгадай-ка» |
25. | «Ориентировка в пространстве» | 17.03.2021 | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах 10. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.67-70 | «Игра с кубами», «Танграм» | |
26 | «Четырехугольники» | 24.03.2021 | Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счетных палочек и палочек Кьюизенера. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.70-73 | «Не ошибись», Игры с палочками, «Отгадай-ка» | |
27 | «Ориентировка во времени» | 31.03.2021 | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «справа»; упражнять в счете в пределах 10; в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.73-76 | «Отгадай число», «Неделька ,стройся» | |
АПРЕЛЬ | ||||||
Апрель | 28 | «Ориентировка в пространстве» | 7.04.2021 | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «внизу», «слева», «справа»,«под», «между»; упражнять в измерении протяженности с помощью мерки (размах пальцев, шаг, ступня); учить употреблять слова «ближе», «дальше»; упражнять в счете. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.76-78 | «Птицы прилетели», «Добрось до меня», «Отгадай-ка». |
Апрель | 29 | «Измерение протяженности» | 14.04.2021 | Упражнять в измерении протяженности с помощью словной мерки; упражнять в прямом и обратном счете; учить сравнивать предметы по длине путем наложения, приложения. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.78-80 | «По порядку стройся», «Игра с мячом» |
30 | «Геометрические фигуры» | 21.04.2021 | Продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.80-82 | «Кто больше назовет?», работа с геометрическими фигурами, «Отгадай-ка» | |
31 | «Ориентировка в пространстве» | 28.04.2021 | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа»,«под», «между»; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.82-84 | «Назови соседей», «Что, где?», «Найди спрятанную игрушку». | |
МАЙ | ||||||
Май | 32 | «Измерение объемов жидкости» | 5.05.2021 | Упражнять в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.85-87 | «Игра с кубом», «Вчера, сегодня, завтра». |
33 | «Ориентировка в пространстве» | 12.05.2021 | Упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую; составлять предмет из четырех равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.87-89 | «Да и нет», «Отгадай-ка» | |
34 | «Повторение» | 19.05.2021 | Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; учить находить сходство предметов; упражнять в счете. | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.90-93 | «Игра с яблоками», «Отгадай-ка» | |
Май | 35 | «Математическая викторина», «Путешествие по островам математики» | 26.05.2021 | Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- стр.94-99 |
Список использованной литературы:
1. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст». –М.: Мозаика-Синтез, 2008