Мастер-класс по сказкотерапии с элементами тренинга для воспитателей
Ксения Михалева
Мастер-класс по сказкотерапии с элементами тренинга для воспитателей
Теоретическая часть.
Сказкотерапия или «лечение сказкой»
– это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество
сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки.
Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.)
;
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии
• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки
• подбор героя (похожего на ребенка)
;
• описание жизни героя;
• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка)
;
• герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
• сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;
• не стоит растолковывать мораль сказки;
• больше юмора;
• содержание сказки должно быть понятно ребенку.
Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.
Но лишь только рассказать сказку недостаточно. Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитываяв них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет,ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Например, сказка про часы.
«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе.И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие)
Будильник
(будильники)(перечисляете членов вашей семьи)
. Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел
мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.
А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно. Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?. Однажды.»
Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.
Основная практическая часть.
Ведущая: Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
Наверное, нет человека, который бы не любил сказки.
А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой! Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее полюбили (или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?
(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представляют свои любимые сказки.)
«Путешествие»
(медитация)
Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.
Ведущая: А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.
Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
«Создание Сказочной Страны»
(коллаж)
Ведущая: Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».
Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна»
. Для создания коллажа участникам дается 30 минут.
Ведущая: Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя нашей Сказочной Страны.
Участники могут сами написать начальную букву своего имени на карточке, либо эти карточки выдаются уже готовыми. В первом случае можно создать большую вариативность изображения букв. Если в общем количестве начальных букв преобладают согласные (гласные, можно предложить участникам выбрать иной вариант своего имени и тем самым взять другую букву.
Ведущая: Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь.
Проводится обсуждение.Можно задать следующие вопросы:
• Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны?
• Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
• Удовлетворены ли вы своей работой?
• Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?
Заключение.
Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!
Сказкотерапия консультация для педагогов.
Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, чтобы купить кубики с буквами. Там было много всяких машинок, которые понравились Павлику. Он стал просить купить машинку. А мама не купила! Павлик не хотел уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался руками за прилавок.
Но мама всё равно не купила машинку. Она очень рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Папа расстроился и после ужина не стал играть с мальчиком. Весь вечер Павлику было скучно. Посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!», он лёг в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а когда открыл, то увидел, что на коврике посреди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и спросил:
— Ты кто?
— Я Добрый Волшебный Заяц! — важно ответил зайчик. — А ты?
— Я Павлик.
— Павлик, ты почему такой грустный?
— Мне мама не купила машинку в магазине. Я плакал на весь магазин, но она всё равно не купила.
— Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! — с жалостью в голосе сказал Заяц. Павлику стало смешно, потому что их у него очень много.
— Ну что ты! Посмотри, сколько у меня машинок!
— Тогда зачем же ты орал на весь магазин?
— Я хотел новую.
— Новую? Разве эти уже все старые? — удивился Заяц.
— Нет, конечно. Просто хочется новую! А когда я чего-нибудь хочу, мама говорит, что я капризничаю! — сказал Павлик.
— А тебе хочется быть капризным? — спросил Заяц.
— Нет, конечно, — ответил Павлик.
— Я очень мудрый Заяц! Я научу тебя, что делать! — И научил. Только они говорили шёпотом, и никто, кроме них, не слышал этого разговора.
Когда в следующий раз мама с Павликом пошли в игрушечный магазин за подарком на день рождения соседской девочки Наташи, Павлику опять захотелось новую машинку. Он попросил маму:
— Мама, купи мне, пожалуйста, машинку!
— Нет, Павлик! — ответила мама. — У тебя очень много машинок. Купим в следующий раз.
Павлик только собрался заплакать, но вспомнил, что говорил Заяц. Добрый Волшебный Заяц сказал, что, прежде чем заплакать, надо подумать. Павлик стал думать. И думал он вот так: «Мне хочется новую машинку. Мама не хочет её покупать. Что мне делать? Плакать или не плакать? Нет! Не буду плакать. У меня на самом деле много машинок. Мама сказала, что купит в следующий раз! Я подожду!» Затем Павлик спросил: «Мама, а в следующий раз ты точно купишь?» «Да!» — ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться! Чего расстраиваться-то? Они скоро снова придут в магазин, и мама точно купит ему машинку! Он и со старыми машинками поиграет! Пока мама искала подарок Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они купят ему в следующий раз. У него было прекрасное настроение, он был очень доволен и горд собой: «Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Умеет терпеть и ждать!»